Регистрация права на недвижимость в отсутствие правоустанавливающего документа
На балансе нашего учреждения имеется служебная квартира, которая была ранее куплена другим учреждением, а потом в процессе его реорганизации перешла на баланс нашего учреждения. Мы обратились за государственной регистрацией права собственности на квартиру, но нам отказали в связи с тем, что у нас нет акта-приема передачи данной квартиры.
Можем ли мы зарегистрировать эту квартиру без акта приема-передачи?
Нужно ли признавать право собственности на квартиру в судебном порядке?
Право собственности на жилое помещение (квартиру), приобретенное по договору купли-продажи, возникает у предприятия с момента государственной регистрации перехода такого права (ст. 522 ГК).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон № 133-З).
Документ:
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур № 156).
Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество является самостоятельным объектом государственной регистрации (п. 2 ст. 8 Закона № 133-З).
Субъект хозяйствования, регистрирующий переход права собственности на изолированное помещение в результате реорганизации, должен представить в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения недвижимости следующие документы (подп. 17.43 п. 17 Единого перечня административных процедур № 156):
– заявление, содержащее идентификационные сведения;
– документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица;
– документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления (доверенность, приказ, решение, договор простого товарищества, комиссии, иной документ);
– решение учредителя или уполномоченного государственного органа либо полномочного органа юридического лица о реорганизации;
– передаточный акт или разделительный баланс, составленный при реорганизации, если реорганизация юридического лица осуществлена после 1 июля 1999 г.;
– документ, подтверждающий, что изолированное помещение входило в состав имущества, переданного образовавшемуся в результате реорганизации юридическому лицу (ведомость инвентаризации и оценки основных средств, незавершенного строительства на дату проведения последней инвентаризации с даты принятия решения о реорганизации юридического лица, справка, иной документ);
– регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества или письмо с указанием причины невозможности представления регистрационного удостоверения на объект недвижимого имущества, подписанное руководителем юридического лица, – в случае, если создание объекта и (или) возникновение прав на него зарегистрировано ранее 1 мая 2004 г.;
– документ, подтверждающий внесение платы.
В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов организация по регистрации прав вправе отказать в приеме документов на регистрацию.
Рекомендуем в таком случае направить в письменном виде запрос в данную организацию с вопросом о том, каким документом можно заменить отсутствующий акт, поскольку перечень документов предполагает возможность замены передаточного акта разделительным балансом. Мы не знаем всех обстоятельств реорганизации вашего учреждения, возможно, регистрирующая организация разрешит представить выписку из баланса. Запрос следует направить по правилам ст. 10–12 Закона № 300-З.
Если территориальная организация в ответе на запрос не разрешит заменить отсутствующий документ или зарегистрировать право собственности в отсутствие данного документа, то вам придется устанавливать право собственности на основании решения экономического суда.
Экономический суд в порядке специального судопроизводства рассматривает заявления об установлении факта принадлежности недвижимого имущества на праве собственности юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если правоустанавливающий документ заявителем утрачен и не может быть получен иным способом во внесудебном порядке (п. 4 постановления Президиума ВХС № 12). Для этого в суд подается заявление об установлении юридического факта с указанием сведений, предусмотренных ст. 159 и 233 ХПК. Порядок рассмотрения таких дел установлен ст. 231–234 ХПК.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).
Документ:
постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 17.12.2007 № 82 «Об отдельных вопросах практики применения хозяйственными судами законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – постановление Президиума ВХС № 12).
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
129
-
129
-
125
-
120