Работаем по новому стандарту: что нужно знать о консолидированной отчетности
С 1 января 2015 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность» (далее – Национальный стандарт), который определил правила раскрытия информации в консолидированной отчетности отдельными организациями. Предлагаем краткий обзор этого документа, знать который необходимо и юристам.
Документ:
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46 (далее – постановление № 46).
Для кого предназначен Национальный стандарт
Вышеуказанным стандартом обязаны руководствоваться следующие группы организаций:
– холдинг;
– хозяйственное общество и его унитарные предприятия, дочерние и зависимые хозяйственные общества;
– унитарное предприятие и его дочерние унитарные предприятия (п. 2 гл. 1 Национального стандарта).
Отметим, что требования по составлению консолидированной отчетности, изложенные во вновь принятом Национальном стандарте, частично уже содержались в Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111.
Принципиально новыми требованиями являются следующие.
1. Организации, объединенные в группу организаций, должны применять одинаковые способы ведения бухгалтерского учета в тех отчетных периодах, за которые составляется консолидированная отчетность.
2. Индивидуальная бухгалтерская отчетность (далее – индивидуальная отчетность) организаций, объединенных в группу организаций, должна быть составлена на одну и ту же отчетную дату.
3. Консолидированная отчетность составляется материнским предприятием по формам, устанавливаемым им самостоятельно (пп. 3–5 Национального стандарта).
Национальным стандартом порядок представления консолидированной отчетности четко не установлен, поэтому необходимо обратиться к нормам Закона № 57-З. В названном Законе определено, что порядок и сроки представления организациями консолидированной бухгалтерской отчетности устанавливают собственник имущества (учредители, участники) организации и иные лица, уполномоченные на получение консолидированной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
При этом, если дата представления консолидированной бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком ее представления считается следующий за ним рабочий день (п. 6 ст. 16 Национального стандарта).
Порядок составления консолидированной отчетности
Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности установлен п. 11 Национального стандарта. Так, консолидированную бухгалтерскую отчетность составляют путем суммирования показателей индивидуальной бухгалтерской отчетности материнского предприятия с соответствующими показателями индивидуальной бухгалтерской отчетности его дочернего предприятия (за исключением показателей, возникающих в связи с совершением внутригрупповых операций между этими предприятиями, отражаемых в установленном порядке). В зависимости от даты приобретения материнским предприятием дочернего или ассоциированного предприятия используются показатели индивидуальной бухгалтерской отчетности, сформированные:
– за отчетный период, – если дата приобретения не приходится на отчетный период или совпадает с началом отчетного периода;
– за период с даты приобретения до конца отчетного периода, – если дата приобретения приходится на отчетный период и не совпадает с началом отчетного периода.
Состав консолидированной отчетности
Состав консолидированной отчетности Национальным стандартом не установлен, что предполагает отсутствие каких-либо различий между составом индивидуальной и консолидированной отчетности. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят:
– из бухгалтерского баланса;
– отчета о прибылях и убытках;
– отчета об изменении собственного капитала;
– отчета о движении денежных средств;
– примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса (п. 1 ст. 15 Закона № 57-З).
Важно!
Национальным стандартом установлено, что в консолидированную отчетность не включаются показатели, возникающие в связи с совершением внутригрупповых операций между материнским предприятием и его дочерним предприятием.
Предоставление займов является одной из самых популярных внутригрупповых операций. Однако пользователи консолидированной отчетности группы компаний рассматривают ее как единое целое. Как следствие внутригрупповые денежные потоки в инвестиционной и финансовой деятельности, а также задолженность по займам и начисленные проценты по ним могут дезориентировать пользователей. В связи с этим данные операции необходимо исключить из консолидированной отчетности (п. 12 гл. 2 Национального стандарта).
Пример 1
УП «А» 1 января 2015 г. предоставило дочернему УП «Б» долгосрочный заем в сумме 800 млн. руб. с ежемесячной уплатой процентов в сумме 20 млн. руб. На дату составления консолидированной отчетности обязательства по погашению займа и процентов исполнены не были.
Для исключения внутригрупповых займов в консолидированную отчетность не включаются долгосрочные вложения УП «А» в сумме 800 млн. руб. и долгосрочные займы УП «Б» в сумме 800 млн. руб., а также из доходов по инвестиционной деятельности компании УП «А» и из расходов по финансовой деятельности УП «Б» исключаются 20 млн. руб.
Еще одним примером внутригрупповой операции может служить реализация товаров одним из предприятий группы другому предприятию той же группы. Реализация отражается в индивидуальной отчетности каждого из участников сделки, и это адекватно характеризует экономическую сущность отношений между двумя самостоятельными организациями. Но если посмотреть на состояние дел с позиций группы в целом, то суть произошедших событий будет выглядеть иначе. Дело в том, что оба предприятия находятся внутри группы, и поэтому, с точки зрения группы, никакой реализации не было, произошло лишь простое перемещение товаров из одного подразделения в другое. При составлении консолидированной отчетности необходимо исключить суммы выручки (доходов) от реализации запасов в отчетном периоде и суммы фактической себестоимости реализованных запасов, находящихся в пределах группы организаций на конец отчетного периода. На суммы нереализованной прибыли (убытка), приходящиеся на эти запасы, следует корректировать себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг или прочие расходы по текущей деятельности и остаток запасов на конец отчетного периода (п. 12 гл. 2 Национального стандарта).
Пример 2
Дочерняя компания «Альфа» продала материнской компании «Бета» товар в количестве 1 000 шт. за 500 млн. руб. По данным учета, стоимость товара составила 400 млн. руб. На отчетную дату остаток товара на складе у компании «Бета» составлял 300 шт. стоимостью 150 млн. руб. Фактически стоимость данных товаров для пользователей консолидированной отчетности должна быть равна 120 млн. руб.
При составлении консолидированной отчетности на сумму нереализованной прибыли 30 млн. руб. необходимо уменьшить нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) за отчетный период, увеличить себестоимость реализованных товаров за отчетный период и уменьшить остаток товаров на конец отчетного периода*.
Важно!
Корректировки производятся только относительно товаров, находящихся в пределах группы организаций на конец отчетного периода.
Кроме того, Национальным стандартом установлены:
– порядок включения в консолидированную отчетность дополнительных или скорректированных показателей, определяемых при суммировании показателей индивидуальной отчетности материнского предприятия и индивидуальной отчетности его дочернего предприятия;
– порядок отражения в консолидированной отчетности долгосрочных финансовых вложений материнского предприятия в ассоциированное предприятие и связанных с этими вложениями показателей в соответствии с методом долевого участия (пп. 13–14 гл. 2 Национального стандарта).
Раскрываемые сведения
Определен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть раскрыты в примечаниях к консолидированной бухгалтерской отчетности. В основном он дублирует сведения, которые должны содержаться в примечаниях к индивидуальной отчетности. Помимо данных сведений организациям необходимо раскрыть информацию, связанную с внутригрупповыми операциями, информацию о наличии связанных сторон, характере отношений и совершенных между ними в отчетном периоде хозяйственных операциях, о порядке пересчета показателей индивидуальной бухгалтерской отчетности дочерних и ассоциированных предприятий, выраженных в иностранной валюте, в официальную денежную единицу Республики Беларусь и суммах разниц, возникших при этом пересчете.
Кроме того, также в примечаниях к консолидированной бухгалтерской отчетности приводится информация о применении профессионального суждения в соответствии с законодательством (п. 18 Национального стандарта).
Профессиональное суждение – новый термин, который появился с 2014 г. в законодательстве Республики Беларусь о бухгалтерском учете. Он означает точку зрения и действия главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона № 57-З, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности (ст. 1 Закона № 57-З).
Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок организация разрабатывает самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З).
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что принятие нового Национального стандарта несомненно способствует повышению степени прозрачности консолидированной отчетности групп организаций и доверия к ним со стороны пользователей.
Юлия Грабовская, аудитор
* В данном примере отчетным периодом является год
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
129
-
129
-
125
-
120