Проверка органами финансовых расследований: что нужно знать о ней субъекту хозяйствования
Уведомление о проведении проверки с участием представителей Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь способно навести страх на любого субъекта хозяйствования. Однако такая проверка проводится по единым правилам, установленным законодательством, поэтому и не соглашаться с ее выводами, и оспаривать результаты субъект хозяйствования может точно так же, как и при проверке, проводимой иными органами.
Компетенция органов финансовых расследований в отношении проведения проверок
Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, его управления по областям и г. Минску и межрайонные отделы управлений (далее – ОФР) формируют систему органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК) и являются государственными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность нашего государства.
Руководство единой централизованной системой органов финансовых расследований осуществляет в соответствии с подп. 6.5 п. 6 Положения о ДФР Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФР).
Документ:
Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» (далее – Положение о ДФР).
К основным функциям ОФР в числе прочих относятся организация и осуществление проверок (ревизий) деятельности государственных органов, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных граждан, вынесение в соответствии с законодательными актами обязательных для исполнения решений (предписаний, постановлений) (подп. 8.1 п. 8 Положения о ДФР).
ОФР вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Перечень статей, предусматривающих административные правонарушения, дела о которых рассматриваются органами КГК, установлен ч. 1 ст. 3.7 ПИКоАП. Из них к компетенции ОФР относятся административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, против порядка управления, против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – ПИКоАП).
Кроме того, органы финансовых расследований относятся к государственным органам, уполномоченным осуществлять дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере, о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности (ст. 37 УПК).
Документ:
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК).
Таким образом, в силу указанных выше положений нормативно-правовых актов ОФР компетентны проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью установления оснований для привлечения к административной или уголовной ответственности (уголовная ответственность применяется только к должностным лицам субъекта хозяйствования или индивидуальным предпринимателям). Проверка может быть осуществлена как по заявлению (сообщению, информации) об административном правонарушении или преступлении, так и в случае непосредственного их выявления ОФР, а также в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (плановая проверка).
Проведение ОФР проверок финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (п. 22 Положения о проведении проверок).
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение о проведении проверок).
На проведение проверки выдается предписание за подписью должностного лица ОФР, в котором должны быть указаны наименование органа финансовых расследований, проводящего проверку, и субъекта хозяйствования (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого будет проводиться проверка, ФИО сотрудника ОФР, проводящего проверку, его должность (состав ревизионной группы, ее руководитель), тема проверки и срок ее проведения. Общий срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 30 рабочих дней. Однако ввиду значительного объема материалов проверки или особенностей проверяемого лица срок проверки может быть продлен должностным лицом ОФР, о чем в предписание должна быть внесена дополнительная запись.
Рекомендация
При проведении проверки представители ОФР должны представить вам предписание для ознакомления. Обращайте внимание на правильность заполнения данного документа, тщательно проверяйте наличие в нем всех предусмотренных законодательством положений и реквизитов, а также печати (п. 24 Положения о проведении проверок). Неправильности в оформлении или содержании могут служить основанием признания предписания, а значит, и полномочий представителей ОФР на проведение проверки недействительными.
Перечень прав работников ОФР, включая права при проведении проверок, установлен ст. 14 Закона. Так, работники органов финансовых расследований имеют среди прочего право осуществлять осмотр и обследование территорий и помещений, сейфов и других мест хранения ценностей, денежных средств и документов, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. ОФР также вправе истребовать у третьих лиц необходимые для проверки информацию и (или) документы, в т.ч. истребовать от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости проводить встречные проверки*.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Закон).
Как фиксируются результаты проверки
ОФР через своих должностных лиц вправе выносить обязательные для исполнения в установленный срок решения (предписания, постановления) (ст. 13 Закона). Достаточно распространены ситуации, когда при проведении проверки ОФР выносят постановления о наложении ареста на денежные средства, товары и иное имущество организаций и граждан (в случае невыполнения проверяемым субъектом обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей) или постановления о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации*. В случае приостановления операций ОФР при наличии разрешения данных органов, полученного на основании письменного заявления владельца счета, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе пользоваться расчетным счетом только в порядке и для целей, предусмотренных законодательством.
На практике чаще всего операции по счетам приостанавливают, если субъект хозяйствования представил документы, содержащие недостоверную информацию о его деятельности, либо не представил для проведения контрольных мероприятий документы бухгалтерского и (или) налогового учета, специальные разрешения (лицензии) и др., а также если в ходе проверки были выявлены факты неуплаты или неполной уплаты суммы налога, сбора (пошлины) и других обязательных платежей либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляют акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляют справкой проверки.
Рекомендация
Что может предпринять должностное лицо субъекта хозяйствования (или индивидуальный предприниматель), если оно не согласно с выявленными нарушениями или их оценкой?
Рекомендуем строго соблюдать порядок, предписанный Положением о проведении проверок, и действовать следующим образом:
1) при подписании акта сделать запись о несогласии с результатами проверки (перед подписью);
2) не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представить в письменном виде возражения в ОФР, проводившие проверку.
Обратите внимание, что по истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются!
При соблюдении данного порядка работники ОФР, проводившие проверку, должны проверить обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и составить по ним письменное заключение не позднее 1 месяца со дня поступления возражений.
Административная ответственность субъекта хозяйствования по результатам проверки ОФР
Основанием для привлечения субъекта хозяйствования к административной ответственности по результатам проведенной ОФР проверки (ревизии) является совершение лицом административного правонарушения. Дело об административном правонарушении рассматривают в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом ОФР, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Справочно:
юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо ОФР выносит одно из следующих постановлений:
– о наложении административного взыскания*;
– прекращении дела об административном правонарушении**.
До вступления постановления ОФР по делу об административном правонарушении в законную силу оно может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, а также может быть опротестовано прокурором.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Как правило, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ОФР налагают административные взыскания в виде штрафа. Штраф (за исключением штрафа, взимаемого на месте) должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, физическим лицом или индивидуальным предпринимателем – не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа. В случае обжалования (опротестования) такого постановления штраф уплачивают не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения. При неуплате штрафа субъектом хозяйствования в установленный срок копия постановления о наложении административного взыскания направляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Что необходимо помнить при проведении проверки ОФР
При проведении проверки деятельности субъекта хозяйствования рекомендуем должностным лицам проверяемого лица следовать нижеизложенным правилам.
1. Ознакомиться со служебным удостоверением работника ОФР, проводящего проверку, предписанием на проведение проверки, удостовериться, что оно подписано уполномоченным должностным лицом ОФР, получить копию предписания. При этом проверяемое лицо вправе отказать работникам ОФР в допуске на свою территорию в случае отсутствия у них предписания, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты.
2. Удостовериться во внесении определенных законодательством сведений о проведении проверки в книгу учета проверок. Проверяемый субъект вправе не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок.
3. Предоставить работникам ОФР, проводящим проверку, беспрепятственный допуск на территорию и в помещения субъекта хозяйствования.
4. Выполнять требования должностных лиц ОФР, касающиеся представления документов, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий). При этом необходимо помнить, что проверяющие обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (п. 6 гл. 2 Положения о проведении проверок). В случае предъявления проверяющим требований, не относящихся к вопросам, подлежащим проверке, субъект хозяйствования вправе не выполнять их. Невыполнение требований работников ОФР, препятствование проведению проверки может негативным образом отразиться на размерах административного взыскания или даже привлечении соответствующих лиц к уголовной ответственности.
5. Указывать сведения, факты (условия для их реализации), дающие основания к освобождению субъекта хозяйствования от привлечения к ответственности.
6. При наличии оснований представлять мотивированные возражения как против самого факта совершения правонарушения, так и в отношении недостатков в ведении административного процесса.
7. Ознакомиться с результатами проверки, указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами. В случае несогласия с результатами проверки, представить мотивированные возражения в течение 5 рабочих дней от даты подписания акта. Незаявление возражений на стадии составления акта проверки или пропуск указанного срока может впоследствии негативным образом сказаться на результатах рассмотрения дела об административном правонарушении.
Мария Родич, магистр права
старший юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»
* В случае необходимости на основании предписания может проводиться встречная проверка контрагентов проверяемого субъекта хозяйствования. При проведении целевых проверок нескольких субъектов хозяйствования по отдельным вопросам предписание выдается на проведение проверок нескольких лиц, занимающихся определенным видом деятельности.
* Операции по счетам субъекта хозяйствования могут быть приостановлены органами финансовых расследований не только в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности.
* Административное взыскание может быть наложено в пределах сроков, установленных ст. 7.6 КоАП.
** Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП, с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем должно быть сообщено заявителю.