6 июнь 2019
Статья 8 из 21 ( Материал id: 1684 Журнал id: 118483 )
Страница № 27

Процедура закупки из одного источника: что поясняет постановление № 30

Главное в статье:

Из статьи вы узнаете, какими способами надо изучать конъюнктуру рынка и какие дополнительные сведения указать в справке о проведении закупки из одного источника.

Ввиду изменения и совершенствования законодательства о государственных закупках с 1 июля 2019 г. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь издало ряд постановлений в пояснение к новой редакции Закона о госзакупках, вступающих в силу с 1 июля 2019 г. Среди них было, в частности, постановление № 30.

Процедура закупки из одного источника – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (часть первая п. 1 ст. 49 новой редакции Закона о госзакупках).

Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к новой редакции Закона о госзакупках (таких случаев 61, а в приложении к действующей редакции Закона о госзакупках – 48).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новая редакция Закона о госзакупках).

Документ:

постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление № 30).

 

Как проводится изучение конъюнктуры рынка

В процессе проведения процедуры закупки из одного источника изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно производиться заказчиком (организатором) следующими способами (подп. 1.1 п. 1 постановления № 30):

– посредством направления запросов о предоставлении сведений не менее чем 5 (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в Интернете. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес производителей;

– посредством направления запросов о представлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника;

– посредством изучения информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в Интернете.

В связи с этим несколько беспокоит практика работы некоторых частных компаний, преимущественно унитарных предприятий, без создания собственных сайтов или хотя бы платформ в Интернете, что значительно затрудняет их поиск, а также исполнение вышеупомянутой нормы постановления № 30. Несмотря на то что подобные компании сложно назвать надежными бизнес-партнерами, в процедуре государственной закупки из одного источника их привлечение к участию не может быть полностью исключено. Кроме того, в редких случаях продукция этих компаний (например, мебельная продукция, спортивный инвентарь и т.д.) может оказаться соответствующей требованиям закупки и наиболее приемлемой в соотношении «цена – качество».

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778).

Справочно:

перечень вооружения, военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника, утвержден постановлением № 778 (32 позиции).

 

Рекомендация

В локальных нормативных правовых актах предприятий, занимающихся подобного рода закупками, следует прописать подробности проведения процедуры, которые либо исключили бы привлечение поставщиков, не имеющих подробного описания своего предложения в Интернете или надлежаще оформленных и представленных комиссии документов, либо прописать процедуру отбора поставщиков, недавно появившихся на рынке либо не обладающих официальными сайтами.

Как направлять запросы и ответы на запросы

Направлять запросы и ответы на запросы заказчики (организаторы) и потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) могут посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты, доставки курьером, а также в иной форме, позволяющей обеспечить хранение документов и (или) сведений (подп. 1.3 п. 1 постановления № 30). Какой может быть эта иная форма – вопрос неоднозначный. Полагаем, что речь идет о доставке документов, например, непосредственно работниками заказчика (организатора) в качестве курьеров в 2–3 экземплярах с целью получения штампа предприятия и отметки о получении документа соответствующим работником с учинением соответствующей надписи, проставлением даты получения, подписи, расшифровки подписи и его должности.

Какие сведения необходимо указать в справке о проведении закупки из одного источника

Справка составляется и утверждается заказчиком (организатором) не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора и должна содержать (часть вторая п. 3 ст. 49 новой редакции Закона о гос­закупках):

– наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;

– наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);

– наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;

– информацию о заказчике (организаторе);

– сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;

– информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

– иную информацию, установленную уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

Постановлением № 30 установлена информация, которая должна быть указана в справке помимо вышеуказанных сведений, а именно:

– сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком согласно п. 2 ст. 16 новой редакции Закона о госзакупках;

– указание источника финансирования государственной закупки;

– ориентировочная стоимость предмета государственной закупки.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках (работ, услуг)» (далее – действующая редакция Закона о госзакупках).

 

Обратите внимание!

Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 93 (приложение 14).

 

Никита Криштапович, ведущий юрисконсульт
открытого акционерного общества «Завод средств комплексной
автоматизации», магистр юридических наук

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!