Проектные работы без аттестата соответствия: разбираем ситуацию
Ситуация
Заказчик по результатам проведения подрядных торгов выбрал проектную организацию, с которой в мае 2014 г. заключил договор на разработку проектно-сметной документации (ПСД) по объекту строительства II класса сложности (срок выполнения работ: май 2014 г. – сентябрь 2015 г.).
В августе 2015 г. проектные работы были приостановлены по инициативе заказчика и возобновлены в ноябре 2016 г. путем заключения дополнительного соглашения к договору.
Могла ли проектная организация в 2016 г. продолжать выполнять разработку ПСД без наличия необходимых аттестатов соответствия, если договор заключен до сроков выдачи таких аттестатов, указанных в п. 32 Указа № 26?
Договорные отношения и разрешительные процедуры
Важно не путать договорные отношения и разрешительные процедуры, установленные законодательством.
Договорные отношения выражаются в свободе договора и волеизъявления сторон договора. ГК указывает на возможность сторон установить условие, отличное от предусмотренного диспозитивной нормой, если это не противоречит законодательству. Вместе с тем свобода договора не является абсолютной, так как ограничивается законодательством, устанавливающим обязательные для договаривающихся сторон (императивные) правила поведения, которые стороны не вправе игнорировать или изменить. Разрешительные процедуры (аттестация, лицензирование, сертификация и т.д.) как раз и являются теми самыми императивными правилами поведения.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Справочно:
императивная норма закона – это норма, которая прямо указывает на обязанность, без оговорки «если иное не установлено договором», и в этом случае приоритетным является закон. Если норма диспозитивная (например, «стороны могут, если иное не установлено законодательством или договором»), то приоритетным является договор.
В связи с этим мнение отдельных специалистов о том, что если договор заключен до сроков, указанных в п. 32 Указа № 26, то аттестат соответствия для выполнения работ не требуется, нельзя назвать обоснованными, поскольку такое мнение, по сути, подменяет императивные правила на диспозитивные. Если бы в вопросах аттестации приоритет имели договорные отношения, это бы дало возможность выйти на строительный рынок неквалифицированным подрядчикам, которые заключили бы договоры «задним» числом и на этом простом основании выполняли работы без получения аттестатов.
На какие случаи не распространяется действие Указа № 26?
Действие Указа № 26 не распространяется на строительство объектов (за исключением объектов, указанных в подп. 23.3 п. 23 данного Указа), на которые до вступления в силу Указа № 26 (т.е. до 1 апреля 2014 г.) в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена (подп. 23.2 п. 23 Указа №26).
|
Разработка проектной документации считается начатой, если проведена процедура закупки при строительстве в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего вопросы проведения закупок при строительстве, заключен договор и проведен авансовый платеж. Как следует из ситуации, договор на выполнение проектных работ заключен по результатам подрядных торгов после 1 апреля 2014 г. (т.е. очевидно, что разработка проектной документации начата и утверждается после 1 апреля 2014 г.). Следовательно, такой договор не попадает под исключение, определенное подп. 23.2 п. 23 Указа № 26.
Что касается непосредственно выполнения работ, то подп. 1.6 п. 1 Указа № 26 прямо указывает на то, что предпроектная (предынвестиционная) документация, проектная документация на объект строительства разрабатываются заказчиком, застройщиком, проектной организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющими аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченной им организацией.
Справочно:
С 26 февраля 2018 г. условия осуществления предпринимательской деятельности в строительной сфере изменились в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7). В частности, без наличия аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном Совмином, cубъекты хозяйствования вправе осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации (абзац 14 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).
Разработка осуществляется на основании договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством), заключаемого в соответствии с правилами заключения и исполнения такого договора, в т.ч. с соблюдением требований законодательства о закупках при строительстве.
|
Отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.11 п. 1, п. 32 Указа № 26).
При этом требование об обязательной аттестации соответствия вступило в силу при выполнении работ:
· на объектах строительства I класса сложности – с 1 апреля 2014 г.;
· на объектах строительства II класса сложности – с 1 июля 2014 г.;
· на объектах строительства III класса сложности – с 1 октября 2014 г.;
· на объектах строительства IV класса сложности – с 1 января 2015 г. (п. 32 Указа № 26).
Осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается (подп. 1.11 п. 1 Указа № 26).
Договор и обязательства
Нужно разграничивать понятие договора и обязательства.
Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (обязательств).
Обязательство – это гражданское правоотношение, основанием которого может быть не только договор, но и односторонние сделки, неправомерные действия, судебные решения и др.
Из буквального прочтения норм Указа № 26 усматривается, что субъект хозяйствования после 1 апреля 2014 г. вправе заключить договор на выполнение работ (проектных, строительных) без наличия соответствующего аттестата соответствия.
А вот что касается исполнения обязательств, возникших из данного договора (т.е. выполнения конкретных работ), то подрядчик (проектировщик) в силу подп. 1.6 п. 1 и подп. 1.11 п. 1 Указа № 26 обязан получить аттестат соответствия на выполняемые им работы (если таковые включены в перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), подлежащих аттестации).
Что говорит КоАП
Осуществление деятельности без наличия аттестата соответствия может быть признано предпринимательской деятельностью, осуществляемой с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности. За данное нарушение установлена административная ответственность (ст. 12.7 КоАП). В частности, она предусматривает наложение штрафа:
· на индивидуального предпринимателя – от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств;
· на юридическое лицо – до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Вывод
Исходя из требований законодательства можно сделать вывод о том, что если действие договора на разработку проектно-сметной документации по объекту II класса сложности не закончилось до 1 июля 2014 г., то с 1 июля 2014 г. у подрядчика (проектировщика) наступила обязанность выполнить императивные правила, т.е. получить необходимые аттестаты соответствия на выполняемые им проектные работы.
Если подрядчик продолжает выполнять работы без аттестата соответствия, он нарушает прямой запрет, установленный подп. 1.11 п. 1 Указа № 26, и принимает на себя определенные риски: риск привлечения к административной ответственности и риск признания проектной документации (полностью либо в части) недействительной.
Людмила Шерснева, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119