Проект НК-2022 прошел первое чтение
Важные детали:
- 14 декабря 2021 г. депутаты на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов» (по вопросам налогообложения).
- Проект предусматривает множество изменений в НК, в т.ч. в части упрощенной системы налогообложения, налога на прибыль и НДС. В проект НК-2022 неоднократно вносились изменения, напомним основные из них.
Изменения по упрощенной системе налогообложения (УСН)
1. Нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, в проекте НК планируется сохранить в перечне плательщиков, имеющих право на применение УСН.
2. Не вправе применять УСН будут в т.ч.:
‒ организации в случае сдачи в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), предоставления в иное возмездное пользование имущества с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;
‒ организация, реорганизованная путем присоединения к ней другой организации, если присоединенная организация применяла УСН и ее валовая выручка с начала года до присоединения либо на 31 декабря налогового периода, предшествовавшего календарному году, на который приходится дата присоединения, превысила предельную величину, действующую в таком году для применения упрощенной системы.
3. Обновлен перечень услуг, при оказании которых индивидуальные предприниматели вправе применять с 1 января 2022 г. УСН. Данный перечень дополнен деятельностью в области компьютерного программирования. В то же время из перечня исключена деятельность по техобслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов.
Теперь перечень выглядит так:
- туристическая деятельность;
- деятельность в сфере здравоохранения;
- деятельность сухопутного транспорта;
- услуги по общественному питанию;
- деятельность в области компьютерного программирования.
Изменения по налогу на прибыль
1. Прописываются особенности принятия на затраты по производству и реализации процентов за пользование кредитами, займами, признаваемых расходами в бухгалтерском учете филиалами. В проекте закреплено, что при определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении в порядке, установленном подп. 2.4 п. 2 ст. 170 НК, проценты за пользование кредитами, займами, переданные по решению головной организации о передаче процентов за пользование кредитами, займами, распределенные между головной организацией и филиалами по критерию, определенному учетной политикой организации.
2. В состав затрат по производству и реализации предлагается включить единовременную выплату (пособие) лицам, уходящим на пенсию, выплачиваемую в соответствии с законодательством работникам бюджетных организаций (государственных органов), нефинансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов. В действующей редакции НК такие выплаты относятся к нормируемым затратам.
Изменения по НДС
1. Планируется исключить из перечня оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, освобождаемых от НДС, обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-
продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
2. Предлагается включить в освобождаемые от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь реализацию работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на технологической основе кинематографии государственными организациями кинематографии организациям и индивидуальным предпринимателям при производстве фильмов.
3. Предусмотрено введение обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров.
Налоговое администрирование
Законопроект предусматривает меры, направленные на оптимизацию налогового администрирования:
- внедрение электронного способа регистрации кабинетов физических лиц;
- исключение необходимости дополнительного подтверждения зарубежных затрат иностранных организаций аудиторским заключением в случаях, когда их постоянные представительства обладают оригиналами первичных учетных документов;
- совершенствование порядка и условий планирования, организации и проведения контроля за соответствием доходов и расходов физических лиц. В рамках данной меры предложено камеральную проверку соответствия доходов и расходов физического лица проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе на основании сведений о доходах, расходах и имущественном положении такого лица с сохранением механизма истребования у физического лица пояснений об источниках доходов в отношении тех доходов, сведения о которых отсутствуют в налоговом органе;
- установление порядка расчета сумм расходов физического лица при отсутствии в налоговых и иных государственных органов документов и сведений об их фактическом размере (например, при строительстве жилых домов без привлечения застройщика, подрядчика);
- введение ежеквартальной декларации по подоходному налогу;
- полный переход на электронное взаимодействие налоговых органов с организациями-плательщиками при представлении налоговых деклараций независимо от среднесписочной численности работников и факта неуплаты НДС.
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
122
-
120
-
120
-
115
-
113
-
109