12 декабрь 2021
Страница № 9

    

    

    

    

   

Проект изменений в антимонопольный закон: увеличение пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа и корректировка термина «конкуренты»

Мы беседуем с Никитой Бабкиным, юристом Arzinger Law Offices.

Что обсудили:

  1. Проект изменений в антимонопольный закон, который планируется к рассмотрению на ближайшей сессии Парламента, содержит формулировки, повышающие риски признания некоторых соглашений субъектов хозяйствования незаконными.
  2. Изменения коснутся терминологии, оценки доминирующего положения на рынке, монопольной цены, конкуренции в закупках и др. Также ряд мер направлен на развитие превентивных мер реагирования антимонопольного органа.

 

– Общественное обсуждение проекта изменений в антимонопольный закон закончилось 10 сентября 2021 г. Предполагается его рассмотрение на очередной сессии Парламента. Чем обусловлена необходимость внесения в антимонопольный закон изменений?

– Проект изменений в антимонопольный закон призван скорректировать отдельные положения антимонопольного закона с учетом правоприменительной практики антимонопольного органа (в Беларуси это Министерство антимонопольного регулирования и торговли) и судебной практики, сложившейся с момента вступления в силу действующей редакции антимонопольного закона. Изменения коснутся многих вопросов: основной терминологии, оценки доминирующего положения на рынке, монопольной цены, конкуренции в закупках и т.д. Также ряд мер направлен на развитие превентивных мер реагирования антимонопольного органа.

 

– Есть ли в законопроекте положения, которые могут сказаться на экономической деятельности субъектов хозяйствования?

– Да, и их много.

В частности, в результате корректировки термина «конкуренты» расширяется круг субъектов хозяйствования, действия которых могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.

 

Справочно:

конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке (ст. 1 анти­монопольного закона).

 

Ожидается, что обновленный термин «конкуренты» будет включать не только хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке (как в действующей редакции), но и имеющих только намерения осуществлять продажу или приобретение товаров. Введение такой конструкции обусловлено тем, что до факта осуществления реализации товара хозяйствующий субъект может совершать такие действия, которые имеют признаки недобросовестной конкуренции, например, за счет указания недостоверных сведений о качестве, потребительских свойствах товара, предлагаемого к продаже, его деловой репутации.

 

– Как увеличатся пороговые значения экономических показателей по сделкам и иным действиям, признаваемым экономической концентрацией?

– В Беларуси, как и во многих других странах, существует специальный механизм предварительного согласования с антимонопольным органом сделок или иных действий, которые оказывают влияние или могут оказать влияние на состояние конкуренции в стране. В частности, к таким действиям относится реорганизация в форме слияния или присоединения, создание коммерческой организации, создание холдингов или ассоциаций, приобретение акций (долей в уставном фонде), приобретение имущества (ст. 32 антимонопольного закона).

В качестве пороговых значений для определения необходимости получения согласия антимонопольного органа используются балансовая стоимость активов и объем выручки за год – сейчас это значения 200 тыс. базовых величин (далее – БВ) (около 2 млн. евро) и 400 тыс. БВ (около 4 млн. евро) соответственно. Планируется вдвое увеличить эти показатели – до 400 тыс. БВ (около 4 млн. евро) и 800 тыс. БВ (около 8 млн. евро) соответственно.

Повышение пороговых значений позволит освободить представителей бизнеса в ряде случаев от необходимости подготовки и представления большого пакета документов, а также раскрытия определенных сведений, в частности в отношении группы лиц, для получения согласия антимонопольного органа. Это также позволит сэкономить время на планируемую сделку (или иные действия по экономической концентрации), поскольку срок административной процедуры по получению согласия антимонопольного органа составляет 30 календарных дней, а с учетом требуемого времени на подготовку (включая запрос необходимых сведений у иностранных участников/компаний из группы лиц, запросы в органы статистики для расчета доли на товарном рынке) необходимых сведений и документов общий срок может составлять 2–3 месяца. Таким образом, увеличение пороговых значений может положительно сказаться на инвестиционном климате в Беларуси.

В проекте изменений в антимонопольный закон также будут пересмотрены отдельные критерии отнесения действий к экономической концентрации и существенно расширен перечень действий, не являющихся экономической концентрацией.

 

– Как Вы оцениваете изменение норм, касающихся злоупотребления доминирующим положением на рынке?

– Проект изменений в антимонопольный закон предполагает фактически сужение объема доказывания по действиям (бездействиям), связанным со злоупотреблением доминирующим положением.

Действующая формулировка ст. 18 антимонопольного закона, определяющая перечень специальных составов злоупотребления доминирующим положением, устанавливает необходимость доказывания факта наличия ограничения/недопущения/устранения конкуренции, причинения вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц для таких действий (бездействий). При этом, по мнению антимонопольного органа, данные составы злоупотребления доминирующим положением сами по себе являются ограничивающими (недопускающими/устраняющими) конкуренцию и не нуждаются в дополнительном доказывании факта ограничения конкуренции.

 

– Довольно активно обсуждались изменения в отношении повышения конкуренции в закупках. Каких аспектов закупок эти изменения коснутся?

– Действующая редакция антимонопольного закона запрещает определенные соглашения между конкурентами (картели), которые ограничивают конкуренцию. При этом установлено изъятие, что закрепленные законодательством ограничения не распространяются на хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц. По мнению антимонопольного органа, такая легализация недобросовестных действий лиц, входящих в одну группу лиц, при участии в закупке товаров приводит к тому, что главный признак закупки товаров – приобретение товаров на конкурентной основе – исключается, так как состязательность таких участников будет отсутствовать ввиду того, что действия каждого из них не преследуют самостоятельного интереса, а осуществляются в интересах одного лица. В связи с этим предполагается исключить данное изъятие для группы лиц, заключающей ограничивающие конкуренцию соглашения в сфере закупок, увеличив состязательность процесса и уменьшив количество недобросовестных схем (сговоров) между участниками закупок.

 

Справочно:

в соответствии с п. 1 ст. 16 антимонопольного закона в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства анти­монопольный орган вправе направить должностному лицу юридического лица, в т.ч. государственного органа, предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий (бездействия), которые могут привести к нарушению антимонопольного законо­дательства.

 

– Вводятся ли дополнительные превентивные меры по предупреждению правонарушений?

– В планируемых изменениях в антимонопольный закон закрепляется возможность направления предостережения в случаях, когда о намерении лица совершить действия, которые могут привести к нарушению законодательства, заявляет публично не само лицо, действия которого оцениваются, а третье лицо, обладающее такой информацией. В действующей редакции антимонопольного закона информация от третьего лица не является основанием для направления предостережения.

 

– Предусмотрена ли возможность отзыва заявителем заявления о нарушении в части недобросовестной конкуренции?

– Да, такая возможность предусматривается. Идея таких изменений заключается в том, что недобросовестная конкуренция, как правило, приводит к нарушению, в основном, только частноправовых интересов конкурентов, которые могут быть урегулированы в рамках мирного урегулирования между заявителем и предполагаемым нарушителем. В целом такие изменения соотносятся с гражданским законодательством, где существует возможность отзыва искового заявления.

Таким образом, планируемые изменения в антимонопольный закон в случае их принятия в проанализированном виде носят в целом

положительный характер для бизнес-сообщества и способствуют единообразному пониманию и применению норм антимонопольного законодательства антимонопольным органом и хозяйствующими субъектами. Увеличение пороговых значений экономических показателей по сделкам и действиям, связанным с экономической концентрацией, будет способствовать снижению административной нагрузки и уменьшению количества дополнительных предварительных действий для заключения сделок (совершения иных действий по экономической концентрации). Расширение использования превентивных мер реагирования антимонопольным органом, возможность отзыва заявления о нарушениях в части недобросовестной конкуренции также подчеркивают, что изменения в большей степени направлены на обеспечение условий развития честной конкуренции в стране.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (антимонопольный закон).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.