Признаки коррупции в закупках
Деятельность по проведению закупок относится к наиболее подверженным коррупционным проявлениям. Коррупция зачастую имеет место как при государственных закупках, так и при закупках, производимых за счет собственных средств предприятий и организаций.
Основными признаками коррупционной процедуры закупки являются:
1) завышенная или заниженная цена;
2) нереальные сроки;
3) произвольное требование лицензий, сертификатов или наличия собственного производства;
4) невнятное техническое задание, конкретные условия по требованиям к предмету закупки;
5) объединение лотов (разных видов товаров, работ, услуг) которые функционально не взаимосвязаны друг с другом.
Признак 1. Завышенная или заниженная цена
В коррупционной процедуре цена значительно отличается от рыночной – она может быть как намного выше рыночной, так и ниже. Например, проводится закупка на доработку сайта, и очевидно, что цена неоправданно завышена. Смотрим документацию, выясняем детали. Понятно, что когда заказывается что-то материальное, скажем, машина, то цену достаточно легко проверить. Когда же речь идет о сложной информационной системе, разработке программного обеспечения, сайтов, веб-сервисов – тех услуг, которые нельзя потрогать руками, то однозначно оценить стоимость контракта сложнее, однако всегда можно определить «зашитый откат». Конечно, есть случаи, когда доказать по цене коррупционность контракта бывает крайне сложно, например когда речь идет о закупках медицинской техники. Здесь проблема в том, что крайне мало специалистов, которые могли бы помочь с независимой экспертизой – большинство из них включены в этот процесс и не заинтересованы в выявлении коррупции.
Если рассматривать закупки при строительстве, то в силу того, что процедура переговоров не предусматривает обязательность размещения информации (приглашения) на переговоры в средствах массовой информации, на официальных сайтах по размещению сведений о закупках (п. 66 Положения № 88), данное право может быть и часто используется для того, чтобы к процедуре пригласить только «нужные» организации. Результат такой процедуры предсказуем…
Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88).
Признак 2. Нереальные сроки
Немало случаев, когда проект почти завершен, и проведение закупки – лишь формальная процедура. В такой ситуации в документации выставляются нереальные сроки исполнения. Зачастую очевидно, что если компания-исполнитель не начала бы работу и (или) поставку раньше заявленной процедуры, то в отведенный срок указанный объем работ выполнить было бы невозможно. Нереальные сроки в данном случае – основной критерий того, что закупка «распильная», или договорная, так как все обо всем договорились заранее.
Например, если вопрос касается промышленных очистных сооружений, то срок изготовления и поставки, конечно, зависит от вида самих сооружений и иных факторов. Но, как правило, этот процесс занимает более 2 месяцев, даже если брать локальные очистные сооружения. Указание же срока изготовления и поставки такого товара до 30 календарных дней значит, что товар уже есть, изготовлен и ждет завершения «формальностей», которые называются процедурой закупки.
Признак 3. Произвольное требование лицензий, сертификатов или наличия собственного производства
Зачастую в закупке прописываются произвольные требования по наличию лицензий, сертификатов и собственного производства. В случае отсутствия требуемых лицензий участники просто не допускаются к дальнейшему участию.
Так, например, при отсутствии обязательной сертификации на товар организаторы (заказчики) требуют сертификаты. Или при проведении закупок при строительстве указывают требования о том, что в собственности у участника или в аренде на определенной территории вблизи объекта строительства, должны быть два карьера: первый с песком, второй с гравием. Такое условие не оставляет вариантов для участия иных участников, у которых нет указанных карьеров на данной территории, остается только один, под которого и проводится процедура.
Также имеют место ограничения, связанные с требованиями о наличии не менее какого-то конкретного количества отзывов от органа госуправления (отраслевого министерства, областных и районных органов власти и управлении) о качестве и соблюдении сроков выполнения подрядных работ в конкретном регионе, что также сужает круг потенциальных участников, порой до одного.
Из практики закупок стоит отметить один случай по процедуре подрядных торгов, приведенный ниже.
Пример
Обязательность указания показателя и требования от участников представлять подтверждение наличия аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке (т.е. аттестата по соответствующему классу сложности строительства предмета заказа), определена абзацем вторым п. 19 Положения № 88. Требовать от участников аттестат по классу сложности строительства выше, без указания применительно к предмету заказа, запрещено. Требование о представлении подтверждения наличия аттестата с большей требуемой по предмету заказа класса сложности является нарушением антимонопольного законодательства в части обеспечения добросовестной конкуренции (подп. 1.7, 1.15 п. 1 Закона № 94-З, Указ № 380). Данное требование организатор нарушил.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 94-З).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380).
В частности, в документации для предварительного квалификационного отбора организатором установлено требование о наличии аттестата соответствия участника 1-го класса сложности, и при его отсутствии участник отстраняется от дальнейшего участия в процедуре закупки, его конкурсное предложение отклоняется. Однако объект по классификации подпадает под 3-й класс сложности.
Также были установлены показатели, которые не предусмотрены п. 19 Положения № 88, применимые к выбору проектной организации. Кроме того, требования по опыту проектирования не менее 5 объектов идентичных или аналогичных предмету заказа и требования по опыту проектирования не менее 35 лет являются дискриминационными.
В части оценки предквалификационных документов содержались ограничения по количеству отзывов (не менее 5), количеству лет (за последние 3 года), количеству объектов (не менее 5), опыту работы (не менее 35 лет). Это не предусмотрено Положением № 88 и противоречит требованиям подп. 1.7, 1.15 п. 1 ст. 1 Закона № 94-З, Указу № 380 в части обеспечения добросовестной конкуренции.
В конкурсной документации организатор подрядных торгов указал, что цена заказа рассчитывается участником самостоятельно. При этом абзацем третьим части первой подп. 31.1 п. 31 Положения № 88 предусмотрены обязательные условия проведения подрядных торгов с указанием цены заказа, применяемой в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении. Цена заказа организатором не определена. Требования названной нормы нарушены.
В п. 2 письма № 02-3-04/9653 указано, что стартовая цена заказа на проектные работы определяется ресурсным методом в соответствии с Методическими указаниями о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности (утверждены приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169).
Документ:
письмо Минстройархитектуры Республики Беларусь от 01.09.2015 № 02-3-04/9653 «О проведении подрядных торгов по выбору проектной организации» (далее – письмо № 02-3-04/9653).
Также не было указано требование о представлении справки о задолженности по платежам в бюджет, из чего можно сделать вывод о том, что предполагается к участию участник, у которого есть определенные задолженности.
В критериях и способе оценки конкурсных предложений участников предусматривались ограничивающие конкуренцию критерии оценки. Критерий оценки опыта проектирования установлен не менее 35 лет. Оценка по опыту проектирования ранжировалась от 35 до 40, более 40, но не более 50, более 50, но не более 60 и более 60 лет, за что выставлялись баллы.
Таким образом, в целом в документации для предварительного квалификационного отбора и конкурсной документации нарушены требования:
– преамбулы Указа № 380 в части обеспечения добросовестной конкуренции;
– Закона № 94-З;
– Положения № 88.
Следствием указанных нарушений «распильной» процедуры будет выбор того, кто соответствует этим «минимальным» требованиям. В рамках предмета заказа, а также указанных выше требований определить, «под кого» проводится процедура, не представляет особой сложности.
Признак 4. Невнятное техническое задание
Техническое задание должно давать потенциальному контрагенту полное представление о том, что необходимо заказчику. Однако нередко происходит наоборот: читая техническое задание, крайне сложно определить, что же нужно заказчику.
Как следствие, заказчик или организатор по «объективным» причинам к дальнейшему участию допускает только тех, кто «умеет» читать мысли и «чувствует», что нужно заказчику (организатору), так как именно такой участник и предложит то, что нужно, а все остальные не имеют представления, что и «подтверждается» их предложением.
Что имеется в виду? Подразумевается, что «нужным» участником представляется описание комплекта поставки подробно «до винтика», а остальные этого не указали так, как это сделал «нужный» участник. Более того, параметры предлагаемого товара не совпадают с желанием заказчика (организатора). При этом такое желание порой не отражается в информации по предмету заказа или отражается посредством четкого указания размера, мощности, энергопотребления с указанием, что все остальное, не попадающее под указанные параметры, не соответствует требованиям.
Встречаются процедуры, в которых указывается конкретная марка, модель, наименование производителя товара и даже с указанием слов «или аналог». Только параметры аналогичности в документах по закупке не указываются. Тем самым при рассмотрении отклоняют тех, кто предлагает товар с иным названием. Зачастую это используют с требованием о том, что к процедуре допускаются только производители и их официальные торговые представители (сбытовые организации). Как вывод, ясно, что нужно или кто «нужен» такому заказчику (организатору).
Признак 5. Объединение лотов
Нередко происходит так, что в документации по закупке заказчик (организатор) объединяет в один лот различные виды товаров, работ, услуг, которые функционально и технологически не взаимосвязаны. Это ограничивает конкуренцию, потому что одна компания должна сделать все этапы работ, услуг, поставить или изготовить и поставить товары. Или же предусмотрено несколько лотов, но в условиях процедуры приписывается, что только та компания, которая выполняет работы (поставляет товары, оказывает услуги) по первому лоту, может реализовать все остальные. Как правило, это признак потенциально коррупционного контракта, который заставляет пристальнее посмотреть на эту процедуру.
Есть случаи в практике, когда по закупке товара требуется выполнить работы по его монтажу, пусконаладочным работам именно поставщиком и не предусматривается привлечение третьих лиц. Или по закупке подрядных работ предусматривается, что определенные материалы, изделия и (или) конструкции участник должен производить сам и если он не является их производителем, то он отстраняется от процедуры и его предложение не допускается к дальнейшему участию.
Антон Богатко, юрист,
экономист, специалист по закупкам
Анна Богатко, юрист,
старший преподаватель Российского
социального университета, филиал в г. Минске
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
160
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122