3 март 2020

Содержание

Статья 21 из 21 ( Материал id: 2027 Журнал id: 118884 )
Страница № 62

   

    

    

    

    

    

Привлечение для выполнения работ на строительном объекте самозанятых физлиц: что учесть

Людмила Шерснева, юрист-лицензиат, медиатор

Ситуация

Организация-подрядчик планирует заключить договор подряда на выполнение штукатурных, малярных работ на объекте строительства с самозанятым физическим лицом. Рассмотрим, правомерно ли это.

 

Штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов не относятся к предпринимательской деятельности (абз. 42 части четвертой п. 1 ст. 1 ГК). Граждане, которые выполняют эти работы, являются самозанятыми.

Ранее действовавший Указ № 337 четко регламентировал, что физическое лицо вправе выполнять штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями только по заказам граждан, удовлетворяя исключительно их личные, бытовые, семейные и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день самозанятые физлица могут выполнять указанные работы по заказам граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 Указа № 151, который вступил в силу 24 апреля 2019 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.).

 

Обратите внимание!

Нечеткая формулировка п. 2 Указа № 151 порождает массу вопросов у организаций по поводу привлечения самозанятых физлиц для выполнения работ. В связи с этим организациям следует внимательно отнестись к данному вопросу, поскольку это связано с налогообложением и уплатой иных обязательных платежей в бюджет.

 

Работы по оштукатуриванию, облицовке, работы по настилу и покрытию полов, оклейке обоями, по окраске внутренних и наружных поверхностей зданий, по остеклению, услуги по чистке печей и дымоходов – это работы, включенные в перечень видов бытовых услуг (приложение к Положению № 1108).

Деятельность в сфере бытового обслуживания населения, сведения о которой подлежат включению в реестр бытовых услуг, является предпринимательской (подстрочное примечание к подп. 2.1 п. 2 Указа № 371). Деятельность самозанятых граждан не является предпринимательской, поэтому у них нет обязанности подавать заявление о включении в реестр сведений о деятельности самозанятых граждан.

Бытовые услуги – это действия субъекта, оказывающего бытовые услуги (выполняющего отдельные виды работ) по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 Положения № 1108).

 

Варианты налогообложения

Поскольку запрета на привлечение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самозанятых физических лиц не установлено, то неважно, кому самозанятое физлицо будет оказывать такие услуги – физическому или юридическому лицу. Для самозанятого физлица это все равно будет непредпринимательская деятельность. Однако порядок налого­обложения будет различным.

1. Если самозанятое физлицо выполняет штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладку (ремонт) печей и каминов по заказам граждан, то оно оказывает бытовые услуги (выполняет отдельные виды работ) и удовлетворяет личные, бытовые, семейные и иные нужды потребителей, не связанные с осуществлением потребителями предпринимательской деятельности. В этом случае физлицо уплачивает единый налог (п. 2 Указа № 151).

2. Если самозанятое физлицо выполняет вышеуказанные работы по заказам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и удовлетворяет собственные нужды этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (т.е. не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности), то субъекты хозяйствования, являясь источником выплаты доходов данному физическому лицу, обязаны исполнять обязанности налогового агента и при выплате гонорара должны удержать подоходный налог (13 %) и перечислить его в бюджет (п. 2 Указа № 151). Также субъекты хозяйствования обязаны уплатить за самозанятое физлицо взносы в ФСЗН в установленном порядке.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат среди прочих граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст. 7 Закона о госстраховании).

Статьей 1 Закона о взносах в ФСЗН определен круг плательщиков взносов из числа работодателей. Это, в частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Объектом для начисления обязательных страховых взносов для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы, утверждаемым Советом Министров, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы (ст. 2 Закона о взносах ФСЗН).

Таким образом, работодатель обязан уплачивать взносы в ФСЗН за физлиц, с которыми в соответствии с законодательством заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры, в размерах, сроки и порядке, которые предусмотрены законодательством.

3. В случае, когда организация-подрядчик привлекает самозанятых физлиц для выполнения работ на строительных объектах, эти физлица удовлетворяют нужды организации, связанные с ее предпринимательской деятельностью. В этом случае юрлицо обязано исполнять обязанности налогового агента и при выплате самозанятому физлицу гонорара должно удержать подоходный налог (13 %) и перечислить его в бюджет, а также уплатить обязательные страховые взносы в ФСЗН в установленном порядке.

Однако кроме уплаты обязательных платежей в данной правовой конструкции всегда есть риск признания таких отношений трудовыми (например, по иску самозанятого физического лица, которое может потребовать предоставления льгот, выплаты отпускных или компенсаций при несчастном случае).

Таким образом, привлечение организацией-подрядчиком самозанятых физических лиц для выполнения работ на строительном объекте не только не дает юридическому лицу никакой финансовой и налоговой выгоды, но и влечет риски.

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (Указ № 337). Утратил силу 07.11.2019.

Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (Указ № 151).

Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108 (Положение № 1108).

Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (Указ № 371).

Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563­XII «Об основах государственного социального страхования» (Закон о госстраховании).

Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138­XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (Закон о взносах в ФСЗН).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.