1 январь 2020
Статья 19 из 22 ( Материал id: 1954 Журнал id: 118882 )
Страница № 38

   

    

    

    

    

    

Применение преференциальной поправки при проведении процедур госзакупок

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Главное в статье:

– как применяется преференциальная поправка в зависимости от вида процедуры госзакупки;

– как подтвердить право на поправку и каковы последствия, если право есть, а документы не представлены;

– нюансы применения преференциальной поправки при закупке ПЭВМ с предустановленным ПО и без него.

 

Действующее в настоящее время законодательство о государственных закупках предусматривает применение в ряде случаев к предложениям участников преференциальной поправки, которая выражается в предоставлении преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками процедур государственных закупок.

Так, при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере (подп. 1.5. п. 1 постановления № 395):

– 15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

– 25 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.

 

Особенности применения преференциальной поправки в зависимости от вида процедуры госзакупки

Постановлением № 395 определен порядок применения преференциальной поправки.

При проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, имеющих право на применение преференциальной поправки, для целей оценки и сравнения предложений уменьшаются соответственно на 15 % или 25 %. Таким образом, преференциальная поправка применяется исключительно для целей оценки и сравнения предложений. Договор с участником-победителем при этом заключается по цене его предложения, без учета преференциальной поправки.

Иная ситуация при проведении электронного аукциона. В случае допуска к торгам участников, имеющих право на применение преференциальной поправки, начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, указанной в аукционных документах, соответственно на 1,15 или 1,25.

В случае выбора победителем электронного аукциона участника, имеющего право на применение преференциальной поправки, договор государственной закупки заключается с ним по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 % или 25 %.

 

Случаи, когда преференциальная поправка не применяется

Преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в т.ч. его лотом (частью).

Например, не будет применена преференциальная поправка к предложению участника, предлагающего комплект товаров, если документы, подтверждающие право на такую поправку, представлены только в отношении части таких товаров.

Также не применяется преференциальная поправка при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера.

 

Документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки

В частности, для применения преференциальной поправки в размере 15 % такими документами являются:

– для товаров, происходящих из Республики Беларусь, – сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый с учетом особенностей, установленных постановлением № 21;

– для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (страны – участницы Договора о ЕАЭС), – сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) государств – членов Евразийского экономического союза;

– для работ (услуг) – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, либо аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государств – членов Евразийского экономического союза, или их копия.

Для применения преференциальной поправки в размере 25 % такими документами являются:

– документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, или его копия;

– сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия.

 

Обратите внимание!

Для получения преференциальной поправки в размере 25 % участник обязан представить оба вышеуказанных документа.

 

Как разъяснило МАРТ в своем письме № 14-01-06/2322К, для применения преференциальной поправки в размере 25 % заказчику необходимо лишь проверить соответствие представленных участником документов требованиям, определенным в подп. 1.6 п. 1 постановления № 395. При этом ответственность за достоверность сведений несет участник.

 

Особенности применения преференциальной поправки при приобретении работ (оказании услуг)

Преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки (абзац второй части пятой подп. 1.5 п. 1 постановления № 395).

В случаях приобретения работ (услуг), для выполнения которых необходимо использовать запасные части (материалы), возникает вопрос о возможности применения в этом случае к предложению участника преференциальной поправки и необходимости подтверждать страну происхождения таких запасных частей (материалов).

Разъяснение по данному вопросу приведено в письме № 14-01-06/2322К.

По мнению МАРТ, необходимость подтверждения для применения преференциальной поправки страны происхождения запасных частей (материалов), используемых при выполнении работ (оказании услуг), зависит от того, каким образом сформирован предмет государственной закупки и что соответственно предлагает участник.

В случае если запасные части (материалы) отдельно поименованы и включены в предмет государственной закупки и участник в своем предложении их указывает, то для применения преференциальной поправки участник кроме документа, подтверждающего страну происхождения работ (услуг), должен представить документ, подтверждающий страну происхождения запасных частей (материалов).

В том случае, если предлагаемые запасные части (материалы) не происходят из Республики Беларусь или страны, которой в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, преференциальная поправка на основании нормы абзаца второго части пятой подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 не применяется.

Если же запасные части (материалы) отдельно не поименованы, а включаются лишь в стоимость работ (услуг), в частности, при исполнении договора иждивением подрядчика, то тогда достаточно только подтверждающих документов на работы (услуги).

 

Особенности применения преференциальной поправки в размере 25 % при закупке ПЭВМ

При приобретении ПЭВМ произведенных в Республике Беларусь или странах, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, часто возникает вопрос о возможности предоставления таким участникам преференциальной поправки в связи с тем, что на поставляемые ПЭВМ нередко установлено иностранное ПО.

На практике такие ПЭВМ могут приобретаться как уже с предустановленным ПО, так и без него, когда ПО входит в предмет закупки, но поставляется без установки на ПЭВМ на отдельном носителе (например, на диске, флеш-накопителе и т.п.).

Как мы говорили выше, преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в т.ч. его лотом (частью)). Соответственно возникает вопрос о том, каким образом применять в этом случае преференциальную поправку, если поставщиком товара является организация Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.

Разъяснение по этому вопросу приведено в письме МАРТ № 14-01-06/3302К.

По мнению МАРТ, в этом случае возможность применения преференциальной поправки к предложению участника будет зависеть в числе прочего и от того, каким образом заказчик сформировал предмет государственной закупки.

При закупке ПЭВМ с предустановленным ПО совокупность такого ПО представляет собой программную конфигурацию ПЭВМ, неотъемлемо связанную с аппаратной частью ПЭВМ.

Как разъяснила Белорусская торгово-промышленная палата, уполномоченная на выдачу сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, инсталляция и конфигурирование совокупности ПО является одной из операций технологического процесса производства ПЭВМ с заданными потребительскими свойствами, а сама совокупность установленного ПО наряду с материалами и комплектующими изделиями, используемыми в технологическом процессе производства, является компонентом, используемым в производстве готовой продукции, и учитывается при проведении экспертизы по отнесению продукции к продукции собственного производства.

Однако ПО, не имеющее материального выражения, не рассматривается как составляющее набора (компонента) в понятии, установленном п. 41 Положения, и его указание в сертификате не требуется.

В связи с этим МАРТ считает, что при осуществлении государственной закупки ПЭВМ с предустановленным ПО для подтверждения права на преференциальную поправку в размере 25 % участнику следует одновременно с сертификатом продукции собственного производства представить акт экспертизы на соответствие продукции условиям и критериям, предъявляемым к продукции собственного производства. Об этом заказчику целесообразно указать в условиях применения преференциальной поправки в документах, представляемых для подготовки и подачи предложения.

Соответственно применяться преференциальная поправка к предложению такого участника будет лишь в случае наличия в акте экспертизы на соответствие продукции условиям и критериям, предъявляемым к продукции собственного производства, закупаемого заказчиком предустановленного ПО.

В случае же, когда ПО закупается отдельно (т.е. когда оно не предустановлено на ПЭВМ) и (или) не отражено в акте экспертизы на соответствие продукции (работ, услуг) заявителя условиям и критериям, предъявляемым к продукции (работам, услугам) собственного производства, основания для применения преференциальной поправки, по мнению МАРТ, отсутствуют.

 

Последствия непредставления документов, подтверждающих право на применение преференциальной поправки, при наличии заявления участника о ее применении

В практике проведения государственных закупок нередко встречаются ситуации, когда участник, сделавший заявление о применении к его предложению преференциальной поправки, не представляет документы, подтверждающие наличие у него такого права. Какие последствия для участника возникают в этом случае?

В случае проведения открытого и закрытого конкурсов, а также процедуры запроса ценовых предложений предложение участника должно содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки, и документы, подтверждающие право на ее применение, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров (абзац шестой части первой п. 2 ст. 34, абзац шестой части первой п. 2 ст. 47 Закона о госзакупках).

Соответственно при проведении вышеперечисленных процедур государственных закупок применение преференциальной поправки возможно только при условии наличия в предложении заявления о праве на ее применение и подтверждающих это документов.

Поскольку преференциальная поправка в данных процедурах применяется исключительно для целей оценки и сравнения предложений участников, то, по мнению МАРТ, в случае если участник не представил либо заявление, либо документы, подтверждающие применение преференциальной поправки, она не применяется комиссией при оценке и сравнении предложений. При этом предложения таких участников не отклоняются, но их оценка и сравнение осуществляются без учета преференциальной поправки.

Неприменение в указанном случае преференциальной поправки к цене предложения, а не отклонение предложения участника обусловлено тем, что участнику предоставлено право на применение преференциальной поправки при соблюдении обоих вышеуказанных условий. Если какое-либо из таких условий не выполнено, право на применение преференциальной поправки отсутствует, но это не является основанием для отклонения такого предложения.

При проведении же электронного аукциона ситуация иная.

Первый раздел аукционного предложения должен содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (абзац третий части второй п. 2 ст. 41 Закона о госзакупках).

Второй раздел предложения должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявил о таком праве.

При этом заявление участника о применении преференциальной поправки в первом разделе оказывает влияние на начальную цену электронного аукциона.

В частности, в случае допуска к торгам участников, имеющих право на применение преференциальной поправки, начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, определенной заказчиком (организатором) в аукционных документах, соответственно на 1,15 или 1,25 (часть третья подп. 1.5 п. 1 постановления № 395).

Таким образом, при проведении электронного аукциона преференциальная поправка к предложению участника применяется автоматически на основании заявления участника о ее применении, сделанного в первом разделе, оказывая влияние на начальную цену электронного аукциона. Как указывает в своем разъяснении МАРТ, такая презумпция применения преференциальной поправки только на основании заявления участника означает, что второй раздел предложения такого участника должен заведомо содержать документы, подтверждающие право на ее применение. Соответственно, по мнению МАРТ, если участник электронного аукциона в первом разделе своего предложения заявил о применении преференциальной поправки, но во втором разделе предложения отсутствуют документы, подтверждающие право на ее применение, то в данном случае следует вести речь о том, что участник недобросовестно заявил о праве на применение преференциальной поправки. И поскольку преференциальная поправка была применена при определении начальной цены, то заявление участника о ее применении, сделанное в первом разделе предложения, следует квалифицировать как представление недостоверных сведений (п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках). В связи с этим такое предложение при рассмотрении вторых разделов предложений следует отклонить.

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ­1 для целей проведения процедур государственных закупок» (постановление № 21).

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.08.2019 № 14­01­06/2322К «О направлении разъяснений по государственным закупкам» (письмо № 14­01­06/2322К).

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2019 № 14­01­06/3302К «О применении преференциальной поправки при закупке ПЭВМ» (письмо МАРТ № 14­01­06/3302К).

Положение о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520 (Положение).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон о госзакупках).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!