7 июль 2020
Статья 20 из 22 ( Материал id: 2447 Журнал id: 118888 )
Страница № 50

    

    

    

    

   

Прекращение и аннулирование лицензии

Людмила Шерснева, юрист-лицензиат, медиатор

Главное в статье:

описываются основания и процедура прекращения и аннулирования лицензии, а также последствия осуществления деятельности после лишения лицензии.

 

Законодательством Республики Беларусь (в частности, Указом № 450) устанавливаются определенные типы лицензий в зависимости от того, к какой именно сфере предпринимательства они относятся.

Лицензия, как правило, выдается на конкретный вид деятельности. В ней указываются выполняемые работы и (или) услуги.

 

Справочно:

лицензия – это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии (п. 2 Положения о лицензировании). 

 

Обратите внимание!

С 1 июля 2020 г. проверить наличие лицензии можно через Интернет (основание: постановление № 365, направленное на реализацию предусмотренных Указом № 326 мер по созданию государственной информационной системы Единый реестр лицензий). Круглосуточный бесплатный доступ к Единому реестру лицензий обеспечен по адресам: license.gov.by, лицензия.бел.

 

Является незаконным и запрещается осуществление:

  • видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к Положению о лицензировании, без лицензий;
  • вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, обособленным подразделением лицензиата – юридического лица, если в лицензии не содержится сведений об этом обособленном подразделении либо выполняемые им работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, для такого обособленного подразделения в лицензии не указаны;
  • вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, на иной, помимо определенной в ней территории, если Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.

 

Прекращение действия лицензии

Положение о лицензировании определяет следующие основания прекращения действия лицензии:

  • связанные с нарушениями лицензиатом законодательства о лицензировании (например, осуществление лицензируемого вида деятельности в течение срока, на который действие лицензии было приостановлено, повторное (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении нарушений) нарушение лицензиатом законодательства о лицензировании);
  • не связанные с нарушениями лицензиатом законодательства о лицензировании (например, ликвидация (прекращение деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя; письменное уведомление лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности).

Действие лицензии прекращается по решению лицензирующего органа в случаях, указанных в пп. 75, 76 и 246 Положения о лицензировании, а также:

  • при реорганизации лицензиата – юридического лица (за исключением случаев реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования, выделения либо присоединения к нему другого юридического лица);
  • на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений;
  • в случаях, предусмотренных в п. 108 Положения о лицензировании, и (или) в случаях совершения лицензиатом грубых нарушений, указанных в п. 110 Положения о лицензировании (независимо от норм пп. 75 и 76 Положения о лицензировании).

Действие лицензии может быть прекращено по решению суда:

  • если лицензирующим органом принято незаконное решение о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений;
  • в случае препятствования лицензиатом деятельности лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа в проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, в т.ч. невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, представления этим должностным лицам недостоверных документов и иных сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
  • в случае внесения в лицензию изменений и (или) дополнений на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений.

 

Пример 1

11 апреля 2018 г. Министерство финансов прекратило действие лицензии на право осуществления страховой деятельности одной из страховых компаний. Однако гендиректор компании организовал работу по дальнейшему привлечению к страхованию автотранспортных средств новых клиентов путем составления и подписания дополнительных соглашений к ранее заключенным страховым полисам, так как считал, что полисы продолжают действовать, несмотря на прекращение лицензии. В результате данной деятельности был получен нелегальный доход.

Прокуратурой по данным фактам (всего оперативники зафиксировали 294 таких факта) в отношении гендиректора страховой компании было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» УК[1].

 

Важно не путать договорные отношения и разрешительные процедуры, установленные законодательством.

Договорные отношения выражаются в свободе договора и волеизъявления сторон договора. ГК указывает на возможность сторон установить условие, отличное от предусмотренного диспозитивной нормой, если это не противоречит законодательству. Вместе с тем свобода договора не является абсолютной, так как ограничивается законодательством, устанавливающим обязательные для договаривающихся сторон (императивные) правила поведения, которые стороны не вправе игнорировать или изменить. Разрешительные процедуры (аттестация, лицензирование, сертификация и т.д.) как раз и являются теми самыми императивными правилами поведения.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) и прекращается при прекращении действия, аннулировании (отзыве) этого специального разрешения (лицензии) в случаях, преду­смотренных законодательными актами (п. 3 ст. 45 ГК).

По общему правилу, определенному п. 86 Положения о лицензировании, действие лицензии прекращается со дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении действия лицензии или вступления в законную силу принятого судом решения о прекращении действия лицензии. Лицензия считается аннулированной со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче (п. 89 Положения о лицензировании).

При прекращении или аннулировании лицензии юридическое лицо утрачивает право осуществлять данную деятельность.

Таким образом, в рассматриваемом случае не было законных оснований для заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным страховым полисам, в связи с чем действия гендиректора являются нарушением законодательства в области страхования.

 

Аннулирование лицензии

В отличие от прекращения аннулирование лицензии производится в связи с грубыми нарушениями, допущенными при ее выдаче, которые ставят под вопрос законность ее получения (за исключением аннулирования лицензии в связи с тем, что лицензиат не обращался за ее получением в течение 6 месяцев со дня принятия решения о выдаче).

Положение о лицензировании предусматривает 2 способа принятия решения об аннулировании лицензии:

  • административный (по решению лицензирующего органа);
  • судебный (по решению суда).

Так, в частности, лицензия аннулируется по решению лицензирующего органа в случаях, если (п. 88 Положения о лицензировании):

  • лицензия выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии;
  • лицензия выдана на основании заключения экспертизы, признанной недействительной;
  • лицензиатом, в отношении которого применен упрощенный порядок лицензирования, в установленные сроки не обеспечено выполнение лицензионных требований и условий, указанных в п. 138 Положения о лицензировании, либо им получено отрицательное экспертное заключение по результатам проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также в случае отказа лицензиата от проведения такой экспертизы.

Если будет установлено нарушение предусмотренного законо­дательством порядка выдачи лицензии, что повлекло принятие незаконного решения о выдаче лицензии, лицензия подлежит аннулированию по решению суда.

 

Пример 2

Министерством юстиции принято решение об аннулировании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги, выданного частному торговому унитарному предприятию.

Лицензия аннулирована в связи с тем, что была выдана на основании представленных ее соискателем (частным торговым унитарным предприятием) недостоверных сведений в отношении штата организации, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии[2].

 

Процедура прекращения или аннулирования лицензии

При прекращении или аннулировании лицензии по решению лицензирующего органа госорган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты прекращения (аннулирования) лицензии (п. 91 Положения о лицензировании). В этом случае действие лицензии прекращается со дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении действия или аннулировании лицензии.

 

Справочно:

специальные сроки прекращения лицензии установлены в п. 86 Положения о лицензировании.

 

Если лицензия прекращается или аннулируется по решению суда, то суд направляет в лицензирующий орган решение о прекращении действия либо аннулировании лицензии, а равно о признании неправомерным вынесенного лицензирующим органом решения о приостановлении, прекращении действия либо аннулировании лицензии не позднее 3 рабочих дней после вступления такого решения суда в законную силу. В этом случае действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда.

Лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии, или получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии, или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан сдать в лицензирующий орган оригинал лицензии (ее дубликат).

Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность наступает не только в случае отсутствия специального разрешения (лицензии), но и когда действие лицензии просрочено, приостановлено либо когда предприниматель лишен ее; при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии) (п. 2 постановления Пленума ВС № 6).

После прекращения действия или аннулирования лицензии юрлицу или ИП запрещено осуществлять такую деятельность в дальнейшем.

 

Риски осуществления деятельности после прекращения или аннулирования лицензии

Субъекты хозяйствования, продолжающие осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно, могут столкнуться с рисками в виде:

  • административной ответственности по ст. 12.7 КоАП. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления влечет для юридического лица штраф до 500 базовых величин с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • уголовной ответственности по ст. 233 УК.

Отличие между административным правонарушением и преступ­лением, предусмотренными указанными статьями КоАП и УК, заключается в размере дохода, полученного от такой незаконной предпринимательской деятельности (незаконный доход). При получении незаконного дохода в размере, не превышающем 1 000 базовых величин, такая деятельность признается административным правонарушением. В случае если размер незаконного дохода превышает в 1 000 раз базовую величину, установленную на день совершения незаконной предпринимательской деятельности (получения незаконного дохода в указанном размере), она является преступлением.

Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой с государственной регистрацией без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), понимается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной по этой деятельности, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения (в т.ч. таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения). Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении (примечание 2 к ст. 12.7 КоАП);

 

Документы:

Указ Президента Республики Беларусь от 01.10.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Указ № 450).

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом № 450 (Положение о лицензировании).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020 № 365 «О формировании и функционировании Единого реестра лицензий» (постановление № 365).

Указ Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (Указ № 326).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2001 № 6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» (постановление Пленума ВС № 6).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение о ликвидации).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.