Право потребителя наказать поставщика услуги: разбираем ситуацию
Договор розничной купли-продажи (предоставления услуг) является публичным договором. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах, на сайтах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (услугах) (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора (ст. 464 ГК). Исключение – случай, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Право потребителей на информацию включает:
– свободный выбор товаров (работ, услуг);
– надлежащее качество товаров (работ, услуг), в т.ч. безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
– возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в т.ч. на компенсацию морального вреда.
Продавец обязан представить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Продавец, не представивший покупателю возможности получения соответствующей информации о товаре, несет ответственность и за те недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (пп. 1 и 4 ст. 465 ГК).
Пример
Гражданину Н., находящемуся на территории Республики Беларусь, пришло оповещение о том, что за границей с его карт-счета сняли определенную сумму денег. Н. обратился в банк с просьбой заблокировать карту, а также с заявлением о несанкционированном списании денег. Банк после проведенного расследования отказался возвращать списанные деньги, поскольку Н. не установил программу безопасности для работы с онлайн-платежами. Конфликт перешел в судебное разбирательство.
В суде Н. заявил, что не был ознакомлен письменно с обязанностью установки такой программы, как того требует законодательство о защите прав потребителя, а информация, размещенная на сайте банка, служит только для ознакомления, но не обязательна для исполнения. По закону поставщик услуги обязан донести информацию до потребителя и предоставить ему информацию о том, как пользоваться услугой и обеспечить безопасность данной услуги (ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
По итогам рассмотрения данного дела в суде было вынесено решение о возврате ошибочно списанных денежных средств с карты гражданина Н.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
В случае нарушения производителем товара (услуги) прав потребителя его ответственность включает (ст. 15 Закона о защите прав потребителей):
• исполнение самого обязательства надлежащим образом или надлежащего качества;
• уплату неустойки, предусмотренную договором или законодательством;
• возмещение причиненных убытков, которые подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором.
Что касается законной неустойки, то в отношениях с потребителями она предусмотрена не только ГК, но и Законом о защите прав потребителей.
Обратите внимание! Неустойка в случае приобретения товара (услуги) ненадлежащего качества предусмотрена ст. 26 Закона о защите прав потребителей.
Неустойка за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) потребителю предусмотрена ст. 30, 32, 33 Закона о защите прав потребителей.
В случае невозврата уплаченных за товар (работу, услугу) денежных средств применяется законная неустойка, закрепленная ст. 366 ГК.
Юлия Талашко, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
147
-
129
-
129
-
125
-
120