Правильно жалуемся: процедура и сроки обжалования административных решений
Лица, интересы которых нарушены административным решением, имеют право обжаловать его не только в судебном, но во внесудебном порядке. Более того, по общему правилу внесудебный порядок обжалования обязателен до обращения в суд. В статье подробно рассматривается досудебный порядок обжалования, сроки и содержание жалобы.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон об основах административных процедур).
Справочно:
административным решением является решение уполномоченного органа, принимаемое при рассмотрении заявления заинтересованного лица (п. 5 ст. 1 Закона об основах административных процедур).
Необходимость соблюдения административного порядка обжалования
Законодатель установил невозможность обращения заинтересованного лица с жалобой в суд на административное решение без предварительного досудебного урегулирования спора, т.е. без досудебного обращения с жалобой в орган, рассматривающий жалобу (п. 3 ст. 30 Закона об основах административных процедур).
Обратите внимание! Исключение составляет случай, при котором административное решение может быть обжаловано непосредственно в суд: если отсутствует орган (организация), рассматривающий жалобу, т.е. вышестоящий орган (организация) (часть вторая п. 3 ст. 30 Закона об основах административных процедур).
Если в ходе рассмотрения спора в суде будет установлено, что заявитель обратился в суд без подачи жалобы в орган, рассматривающий жалобу, то экономический суд, принявший такую жалобу (заявление) к своему производству и возбудивший по нему производство по делу, оставляет такое заявление (жалобу) без рассмотрения (абзац пятый части первой ст. 151 ХПК).
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Сроки подачи жалобы
Жалоба заинтересованного лица в орган, рассматривающий жалобу, может быть подана в течение 1 года со дня принятия обжалуемого административного решения (п. 1 ст. 31 Закона об основах административных процедур).
В случае пропуска срока для обжалования административного решения по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.) орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок подачи административной жалобы (п. 2 ст. 31 Закона об основах административных процедур).
В Законе об основах административных процедур отсутствует норма относительно наличия ходатайства заинтересованного лица о восстановлении пропущенного срока для обжалования административного решения. В связи с этим представляется, что такое ходатайство должно быть подано заинтересованным лицом. В противном случае у органа, рассматривающего жалобу, будут отсутствовать правовые основания для восстановления срока для обжалования административного решения.
Форма и содержание жалобы
Форма жалобы законом не установлена, поэтому она пишется в соответствии с общими правилами делопроизводства. Юридическое лицо подает жалобу в письменной форме (в отличие от гражданина, который может жаловаться устно). Жалоба подписывается гражданином или руководителем (уполномоченным лицом) юридического лица и заверяется печатью юридического лица.
В жалобе указываются (ст. 32 Закона об основах административных процедур):
• наименование органа, рассматривающего жалобу;
• сведения о лице, подающем жалобу, – заинтересованном лице;
• наименование органа, принявшего обжалуемое административное решение;
• содержание обжалуемого административного решения;
• основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным;
• требования заинтересованного лица;
• перечень документов и (или) сведения (при их наличии), представляемых с административной жалобой.
Если жалоба на административное решение не соответствует всем указанным выше требованиям, то она может быть оставлена без рассмотрения в 3-дневный срок со дня ее подачи (ст. 34 Закона об основах административных процедур). В этом случае сама жалоба и приложенные к ней документы возвращаются заинтересованному лицу.
Обратите внимание! Возвращение жалобы не лишает заявителя права обратиться вновь с жалобой после устранения недостатков, послуживших основанием к ее возвращению (п. 4 ст. 34 Закона об основах административных процедур).
Справочно:
срок осуществления административной процедуры не может превышать 15 дней, а при направлении запроса в другие государственные органы, иные организации – 1 месяца (при направлении запроса в компетентный орган иностранного государства срок осуществления административной процедуры приостанавливается со дня направления запроса до дня получения запрашиваемых документов и (или) сведений (если иной срок не предусмотрен законодательными актами) (часть вторая п. 2 ст. 12 Закона об основах административных процедур)).
Порядок рассмотрения жалобы
Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи единолично либо коллегиально (только по решению уполномоченного органа) с учетом имеющихся и дополнительно представленных документов и (или) сведений.
Орган, рассматривающий жалобу, не должен быть связан доводами административной жалобы и обязан проверить законность и обоснованность обжалуемого административного решения в полном объеме (ст. 36 Закона об основах административных процедур).
По жалобе может быть принято одно из следующих решений (ст. 39 Закона об основах административных процедур):
• об оставлении административной жалобы без рассмотрения;
• об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения;
• об отмене административного решения и принятии нового административного решения;
• о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.
Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении (п. 2 ст. 42 Закона об основах административных процедур).
Решение по административной жалобе направляется в письменной форме заинтересованному лицу не позднее 5 дней со дня его принятия.
Документ:
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК).
В случае если решение по жалобе в административном порядке не удовлетворило интересы заявителя или в процессе рассмотрения жалобы и принятия решения был нарушен закон, заявитель вправе обжаловать административное решение в судебном порядке в соответствии с нормами ХПК и ГПК (часть третья п. 3 ст. 30 Закона об основах административных процедур).
Маргарита Послед, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120