2 февраль 2020
Статья 7 из 23 ( Материал id: 1971 Журнал id: 118883 )
Страница № 19

    

    

    

    

    

   

Правила внутреннего контроля: всегда ли они необходимы?

Надежда Газдюк, заместитель директора ОДО «Центр юридических услуг», старший преподаватель кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений БГУ

Что важно:

поскольку ИП оказывает юридические услуги на основе лицензии, он обязан выполнять лицензионные требования, в т.ч. и разрабатывать правила внутреннего контроля.

 

Ситуация

При оказании ИП юридических услуг одним из лицензионных требований является наличие правил внутреннего контроля. Постановлением № 183 определены требования к правилам внутреннего контроля для организаций и ИП, адвокатов и адвокатских бюро, оказывающих юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента.

В связи с этим возник ряд вопросов:

  • всем ли ИП, оказывающим юридические услуги, надо разработать данные правила и при каких условиях данные правила не нужны?
  • что делать, если, например, осуществляется консультация по созданию только ИП, а не юридических лиц?
  • предусмотрена ли обязанность по покупке специальной программы для заполнения сведений о финансовых операциях либо разрабатываются только правила?

Предлагаем ответы на эти вопросы.

 

Позиция государственных органов

Министерство юстиции Республики Беларусь и Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь исходят из необходимости наличия у любого лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (как составляющих лицензируемую деятельность), разработанных и утвержденных правил внутреннего контроля и специального программного обеспечения для автоматизации процессов создания, учета, хранения и передачи специальных формуляров[1] независимо от того, какие юридические услуги оно оказывает.

 

Анализ требований законодательства

Буквальное толкование ст. 5–9¹ Закона № 165-З позволяет сделать вывод, что субъектами, на которых возлагаются указанные в данных нормах обязанности, в т.ч. обязанность утвердить и выполнять правила внутреннего контроля, являются так называемые лица, осуществляющие финансовые операции.

Согласно абзацу 12 части второй ст. 1 Закона № 165-З организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги (далее – лицензиаты), а также адвокаты и адвокатские бюро признаются лицами, осуществляющими финансовые операции, только при оказании юридических услуг (юридической помощи), связанных:

  1. с созданием организаций либо участием в управлении ими;
  2. приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса;
  3. совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента.

Таким образом, при буквальном прочтении указанной нормы можно сделать вывод, что при оказании иных юридических услуг, указанных в абзаце шестом п. 342 Положения № 450 (в т.ч. юридических услуг, связанных с осуществлением или прекращением предпринимательской деятельности физического лица), лицензиаты не признаются лицами, осуществляющими финансовые операции, и соответственно не должны разрабатывать и утверждать правила внутреннего конт­роля.

Вместе с тем существуют правовые основания полагать, что требование о наличии правил внутреннего контроля, журнала учета сведений о финансовых операциях, а также журнала учета специальных формуляров является обязательным для всех лицензиатов независимо от того, какие юридические услуги они оказывают.

Так, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при оказании юридических услуг, является соблюдение Правил осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции (подп. 347.2 п. 347 Положения № 450). Среди обязательных документов, которые должен иметь лицензиат для осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, указаны в т.ч. правила внутреннего контроля, журнал учета сведений о финансовых операциях, а также журнал учета специальных формуляров (абзац четвертый подп. 347.2 п. 347 Положения № 450; п. 4 Правил № 12). Причем Положение № 450 и Правила № 12 не устанавливают каких-либо исключений и не связывают необходимость наличия указанных документов с фактом оказания лицензиатом юридических услуг, указанных в абзаце 12 части второй ст. 1 Закона № 165-З.

 

Требования к правилам внутреннего контроля

Правила внутреннего контроля – документ, который определяет порядок осуществления лицами, осуществляющими финансовые операции, мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

При разработке правил внутреннего контроля лицензиатам необходимо руководствоваться следующими основными нормативными правовыми актами:

  • Законом № 165-З (особенно ст. 5);
  • Общими требованиями № 1249;
  • Инструкцией № 183;
  • Рекомендациями № 185.

Правила внутреннего контроля должны быть утверждены руководителем организации, оказывающей юридические услуги или индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические услуги (п. 4 Инструкции № 183).

 

Обратите внимание!

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель, оказывающий юридические услуги на основе лицензии, должен назначить должностное лицо, которое будет отвечать за выполнение правил внутреннего контроля.

 

Полагаем, что в отношении должностного статуса такого лица между Законом № 165-З и Инструкцией № 183 имеются разночтения.

Так, согласно абзацу шестому части первой ст. 6 Закона № 165-З такое лицо должно назначаться из числа руководителей организации, а исходя из п. 6 Инструкции № 183 таким лицом может быть и иной работник лицензиата, являющийся гражданином Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет, в компетенцию которого входит осуществление мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

 

Требования к иным документам

Журнал учета сведений о финансовых операциях предназначен для фиксирования лицензиатами сведений о финансовых операциях, которые в соответствии со ст. 7 Закона № 165-З подлежат особому контролю. Требования к содержанию данного журнала установлены п. 20 Инструкции № 183. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью (при ее наличии).

В журнале учета специальных формуляров должны регистрироваться специальные формуляры, направленные лицензиатом в Департамент финансового мониторинга, а также полученные лицензиатом от Департамента квитанции о результатах контроля специальных формуляров. Утвержденной формы журнала нет, но разработанный лицензиатом журнал должен отражать сведения, указанные в пп. 102 и 103 Инструкции № 367. Ведение журнала учета специальных формуляров может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Журнал на бумажном носителе должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью (при ее наличии). Содержание журнала в электронном виде должно соответствовать требованиям по формированию журнала в бумажном виде.

Правила внутреннего контроля, журнал учета сведений о финансовых операциях, а также журнал учета специальных формуляров должны находиться в месте оказания юридических услуг, т.е. в офисе лицензиата, где ведется прием клиентов.

 

Документ:

Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 183 (Инструкция № 183 и постановление № 183 соответственно).

Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-­З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (Закон № 165­-З).

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (Положение № 450).

Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (Правила № 12).

Общие требования к правилам внутреннего контроля, являющиеся приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2014 № 1249 (Общие требования № 1249).

Рекомендации организациям, оказывающим риэлтерские услуги, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим юридические услуги, адвокатам, адвокатским бюро по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 185 (Рекомендации № 185).

Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 (Инструкция № 367).

 

 

[1]* В настоящее время в качестве такового используется комплекс программных продуктов «NKA_SpecialFormulars», реализуемый ГУП «Национальное кадастровое агентство».

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!