6 июнь 2020
Статья 5 из 30 ( Материал id: 2384 Журнал id: 118887 )
Страница № 12

    

    

    

    

   

Права и обязанности перевозчика, если он осуществляет таможенное декларирование груза

Павел Болточко, юрист

Главное в статье:

разъясняется, кто вправе выступать декларантом при таможенном оформлении груза, перевозимого через границу автомобильным транспортом, и какова ответственность декларанта.

 

Основания возложения обязанности таможенного оформления груза на перевозчика

В том случае, когда место принятия груза и место, предназначенное для доставки груза, находятся на территории двух различных стран и груз перемещается автомобильным транспортом, перевозка считается международной автомобильной перевозкой (ст. 1 КДПГ).

В соответствии с положениями КДПГ договор перевозки подтверждается составлением накладной.

При этом следует отметить, что положения КДПГ не содержат прямого указания на право либо обязанность перевозчика осуществить таможенное декларирование перемещаемого товара. Однако подп. «j» п. 1 ст. 6 КДПГ указывает на необходимость наличия в накладной инструкций, требуемых для выполнения таможенного оформления. Также положения КДПГ косвенно предполагают возможность совершения перевозчиком таможенных формальностей (например, положения ст. 11 КДПГ устанавливают обязанность для грузоотправителя приложить к накладной документы, необходимые в т.ч. для целей выполнения таможенных формальностей).

Таким образом, у перевозчика нет обязанности осуществлять таможенное оформление перевозимого груза, но такая обязанность может быть на него возложена договором.

 

Право перевозчика выступать декларантом перевозимого груза

Порядок таможенного декларирования товаров устанавливается положениями таможенного законодательства государства ввоза и правом ЕАЭС.

Перевозчик может выступать декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита (подп. 4 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС). В остальных случаях декларантами могут быть иные лица, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, в частности стороны сделки, экспедитор и др.

На этом основании грузоотправитель может дополнительно оговорить в договоре перевозки условие, что перевозчик выступает дек­ларантом перемещаемого товара, помещаемого под таможенную процедуру таможенного транзита. В то же время применительно к таможенной процедуре таможенного транзита грузоотправитель вправе и само­стоятельно выступить декларантом перемещаемого перевозчиком товара, осуществить его таможенное декларирование.

 

Обязанности декларанта

Ключевыми обязанностями декларанта, на наш взгляд, являются:

  • представление таможенному органу документов, подтвержда­ющих сведения, заявленные в таможенной декларации;
  • уплата таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по их уплате.

При этом декларант несет ответственность в соответствии с законо­дательством государств-членов за неисполнение указанных выше обязанностей, в т.ч. за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, за что предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

 

Ответственность декларанта

Наиболее часто к рассматриваемым обязанностям декларанта применяются:

  • ч. 9 ст. 13.6 «Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица» КоАП (штраф в размере от 2 до 20 базовых величин (далее – БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 БВ);
  • ч. 1 ст. 14.5 «Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию» КоАП (штраф в размере от 5 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения);
  • ч. 3 ст. 14.5 «Представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах» КоАП (штраф в размере от 5 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения).

Что касается уголовной ответственности, то декларант под нее подпадает:

  • за контрабанду (ст. 228 УК; санкция – от штрафа до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без конфискации);
  • незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ст. 228-1 УК; санкция – от штрафа до 5 лет лишения свободы);
  • уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК; санкция – от штрафа до 6 лет лишения свободы).

Одним из критериев оценки для привлечения к административной либо уголовной ответственности является сумма неуплаченных (либо подлежащих уплате) таможенных платежей. В том случае, если указанная выше сумма превышает в 3 000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, тогда следует рассматривать уголовные составы правонарушений.

 

Пример

Организация-перевозчик осуществляла транзитную перевозку груза через территорию Республики Беларусь в Узбекистан. Таможенный орган Республики Беларусь в процессе досмотра транспортного средства с грузом сверил товаросопроводительные документы (инвойс) с фактическим грузом и установил, что перевозятся лишние товары, т.е. товары, не указанные в документах, а также в документах указана стоимость, которая гораздо ниже стоимости фактически находящего в грузовом отсеке товара.

По результатам вышеуказанных операций на водителя и фирму-перевозчика были составлены протоколы об административном правонарушении, и они в судебном порядке были привлечены к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 14.5 КоАП со взысканием штрафа в размере 30 % стоимости груза.

Обращаем внимание, что в аналогичной ситуации, если стоимость перемещаемого груза является высокой и размер таможенных платежей, подлежащий уплате, составляет более 3 000 БВ, перевозчик рис­кует стать субъектом уже уголовной ответственности.

 

Варианты смягчения или избежания ответственности перевозчиком-декларантом

На наш взгляд, с учетом того что законодательством государств – членов ЕАЭС предусмотрена ответственность за указанные выше действия, грузоотправитель заинтересован в том, чтобы перевозчик выступил декларантом товаров при их таможенном декларировании. Соответственно риски привлечения к ответственности ложатся на пере­возчика.

В то же время перевозчик осуществляет таможенное декларирование перемещаемого товара (путем указания сведений в транзитной декларации), в т.ч. на основании коммерческих, транспортных (перевозочных) документов. Указанные виды документов в соответствии с положениями ст. 11 КДПГ должны быть присоединены к накладной или представлены в распоряжение перевозчика грузоотправителем. Однако также согласно положениям КДПГ перевозчик не обязан проверять правильность и полноту указанных выше документов. Более того, грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за всякий ущерб, причиненный отсутствием, недостаточностью или неправильностью таких документов и информации.

Таким образом, в случае привлечения перевозчика к ответственности (административной либо уголовной) за правонарушение, обус­ловленное действиями перевозчика как декларанта и сопряженное с информацией из коммерческих либо транспортных документов, за заполнение которых отвечал грузоотправитель, перевозчик вправе взыскать с грузоотправителя понесенные убытки.

 

Резюме

Подводя итог, отметим, что КДПГ допускает возможность совершения перевозчиком таможенных операций, связанных с таможенным декларированием перемещаемого товара. В то же время условия, при которых перевозчик может выступить в качестве декларанта и осуществить таможенное декларирование товара, устанавливаются положениями таможенного законодательства государства ввоза товара либо интеграционного объединения (например, положениями ТК ЕАЭС на таможенной территории ЕАЭС). В случае принятия на себя обязательств по таможенному декларированию товара перевозчик должен понимать возможность возникновения рисков по привлечению к административной либо уголовной ответственности. Однако при определенных условиях последствия данных рисков могут быть покрыты за счет грузоотправителя.

 

Рекомендация

Для минимизации рисков возникновения рассмотренных выше ситуаций, а также повышения уровня сознательности грузоотправителя при оформлении соответствующих документов полагаем необходимым для перевозчика преду­сматривать в договорах на перевозку груза условие, позволяющее перевозчику требовать с заказчика автомобильной перевозки возмещения вреда, вызванного привлечением перевозчика к административной либо уголовной ответственности по причине недостоверности сведений о товарах, указанных в товаро­сопроводительных документах.

 

Документы:

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (КДПГ)

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП)

Уголовный  кодекс Республики Беларусь (ER)

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.