Последствия невнесения изменений в устав хозяйственного общества
Образец искового заявления см. в рубрике «Правильный документ» на с. 31 журнала.
Главное в статье:
- описываются порядок и сроки внесения изменений и (или) дополнений в устав, а также последствия несоблюдения правил данной процедуры.
Устав хозяйственного общества является его учредительным документом (часть первая ст. 14 Закона № 2020-XII).
Изменения и (или) дополнения в устав хозяйственного общества вносятся в случаях и порядке, установленных Законом № 2020-XII и иными законодательными актами (часть четвертая ст. 14 Закона № 2020-XII). Изменения и (или) дополнения, вносимые в устав хозяйственного общества, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательными актами, и приобретают силу для третьих лиц с момента этой регистрации, если иное не установлено законодательными актами (часть пятая ст. 14 Закона № 2020-XII).
При этом в определенных случаях установлены сроки, в течение которых такие изменения (дополнения) должны быть:
- во-первых, внесены в устав;
- во-вторых, зарегистрированы.
Коммерческие и некоммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в следующих случаях (п. 22 Положения № 1):
- при изменении наименования;
- смене собственника имущества или изменении состава участников организации (за исключением АО, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), гособъединений, торгово-промышленных палат);
- формировании уставного фонда в течение 12 месяцев (или в иной срок согласно уставу) с момента регистрации в меньшем размере, чем это предусмотрено в уставе.
Для внесения иных изменений и (или) дополнений в устав хозяйственного общества Положением № 1 сроки не установлены.
Обратите внимание!
За невнесение изменений и дополнений в учредительные документы руководителем, учредителем, участником, собственником имущества хозяйственного общества, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для хозяйственного общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для госрегистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, предусмотрена административная ответственность. Это правонарушение влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (часть первая ст. 23.64 КоАП).
Кого уведомить об изменениях в уставе
О принятом решении о внесении изменений в устав необходимо направить письменное сообщение в органы ФСЗН по месту постановки на учет в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 26 Положения № 40).
Также хозяйственное общество обязано направить в регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней уведомление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, в случаях (части вторая, третья п. 22 Положения № 1):
- изменения местонахождения организации;
- назначения (замены) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Возможные негативные последствия нарушения порядка внесения изменений в устав
Важно отдельно выделить 2 нюанса, с которыми непосредственно связано наступление возможных негативных последствий вследствие нарушения установленного порядка оформления изменений и (или) дополнений в устав.
- Изменения устава приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (часть первая п. 3 ст. 48 ГК).
- Изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) (абз. 4 части третьей п. 23 Положения № 1).
Несоблюдение вышеизложенных требований законодательства будет означать, что, несмотря на принятие хозяйственным обществом решения об изменении устава, эти изменения будут считаться невнесенными, а сам устав – неизмененным.
Невнесение (неоформление) изменений и (или) дополнений в устав может иметь негативные последствия как для самого хозяйственного общества, так и для его участников.
При этом следует знать, что, несмотря на отсутствие в законодательных актах прямого требования об обязательности внесения в устав тех или иных изменений, несвоевременное их внесение может породить практические проблемы в деятельности хозяйственного общества.
Например, промедление с внесением изменений в устав в связи со сменой фамилии или получением нового паспорта учредителем хозяйственного общества вызовет вопросы в тех случаях, когда потребуется сличение данных личности по паспорту с соответствующими сведениями, содержащимися в уставе (получение кредита, совершение крупных сделок и т.д.).
Распространенным случаем, требующим внесения изменений в устав хозяйственного общества, например ООО, является подача участником заявления о выходе из состава участников.
Моментом выхода участника из ООО является дата подачи (поступления) в ООО заявления о его выходе либо иная указанная им в заявлении дата выхода, но не ранее даты подачи (поступления) заявления (часть вторая ст. 103 Закона № 2020-XII).
Данная норма не должна вводить участника в заблуждение, поскольку, как отмечалось выше, изменения и (или) дополнения, вносимые в устав, считаются зарегистрированными с даты внесения записи об их государственной регистрации в ЕГР.
До тех пор пока данные о выбытии участника не включены к ЕГР, он юридически продолжает быть участником конкретного хозяйственного общества, что ставит его в двойственное положение и порождает определенные риски.
С одной стороны, в отношении него как участника присутствует, например, наличие ограничений для госрегистрации юрлица или индивидуального предпринимателя, опасность привлечения в качестве ответчика по делам, связанным с субсидиарной ответственностью по долгам хозяйственного общества, и т.д.
С другой стороны, поскольку участник, подавший заявление о выходе из числа участников, считается выбывшим, он уже не может принимать участия в проведении собраний, влиять на принимаемые решения.
На практике далеко не всегда заявления о выходе из числа участников рассматриваются в установленном порядке (особенно когда между участниками сложились неприязненные отношения), что вынуждает заинтересованного участника обращаться в суд.
Пример из судебной практики
Истец Р. обратился в экономический суд с заявлением о понуждении к совершению действий по государственной регистрации изменений состава участников ООО «Ж». Ранее он подал письменное заявление о выходе из состава участников ООО «Ж», которое рассмотрено на общем собрании, однако дальнейших действий по внесению изменений в устав и их государственной регистрации со стороны ООО «Ж» предпринято не было.
Суд признал исковые требования Р. обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению. Суд решил обязать ООО «Ж» в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для внесения изменений в устав ООО «Ж» в связи с выходом из состава его участников Р., а также представить устав для государственной регистрации изменения состава участников общества в связи с таким изменением (решение экономического суда Брестской области от 06.12.2018, дело № 148-9/2018).
Однако такое решение суда не является документом, на основании которого регистрирующим органом производится регистрация изменений, внесенных в устав.
Несмотря на то что частью второй п. 16 Положения № 1 предусмотрено, что государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций, допускается на основании судебного постановления экономического суда в случаях и порядке, установленных законодательными актами, на данный момент соответствующие случаи и порядок законодательными актами не установлены.
Это означает, что и при наличии решения суда, обязывающего произвести государственную регистрацию изменений в устав, соответствующие документы, предусмотренные частью первой п. 16 Положения № 1, представляются в регистрирующий орган директором (уполномоченным лицом) хозяйственного общества.
В случае неисполнения решения суда о государственной регистрации изменений в устав у заинтересованной стороны есть право обратиться к судебному исполнителю с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
Обратите внимание!
Неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 423 УК).
Таким образом, у участника хозяйственного общества, обратившегося с заявлением о выходе из состава участников, имеются возможности для того, чтобы в итоге добиться получения статуса выбывшего участника, подтверждением чему будет являться соответствующая выписка из ЕГР об изменении состава участников хозяйственного общества.
Изменения, госрегистрация которых невозможна
Следует также сказать и о тех ситуациях, когда принятие решений хозяйственным обществом о внесении изменений в устав в принципе невыполнимо, поскольку государственная регистрация таких изменений находится под запретом.
Например, внесение изменений в устав об уменьшении уставного фонда хозяйственного общества не допускается при ликвидации или банкротстве данного общества.
Осуществление операций по банковским счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п. 10 Положения о ликвидации).
Поскольку государственная регистрация изменений в устав направлена на изменение гражданских прав и обязанностей участников хозяйственного общества, то в силу вышеприведенной нормы является запрещенной.
Открытие судом в отношении хозяйственного общества – должника процедуры конкурсного производства также делает невозможным проведение государственной регистрации изменений в устав об уменьшении уставного фонда на основании абз. 3 части первой ст. 86 Закона о банкротстве.
Рекомендации автора
Для минимизации возможных негативных последствий невнесения изменений и (или) дополнений в устав хозяйственного общества автор рекомендует:
1) для органов управления хозяйственного общества:
- не нарушать установленный для определенных случаев двухмесячный срок для внесения изменений и (или) дополнений в устав и последующей их государственной регистрации;
- соблюдать уведомительный порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав;
- своевременно вносить и регистрировать «необязательные» изменения и (или) дополнения в устав, имеющие «практические» последствия;
- разработать и выполнять алгоритм по внесению изменений и (или) дополнений в устав;
2) для участников хозяйственного общества:
- надлежащим образом уведомлять органы управления хозяйственного общества о принятом решении (например, заявление о выходе из состава участников направлять заказным отправлением с обратным уведомлением);
- контролировать сроки рассмотрения заявления;
- получить выписку из ЕГР для подтверждения факта проведения государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав;
- если выписка из ЕГР не содержит информацию, подтверждающую государственную регистрацию изменений и (или) дополнений в устав, обратиться с иском в экономический суд о понуждении хозяйственного общества осуществить внесение в устав соответствующих изменений и (или) дополнений и произвести их государственную регистрацию;
- в случае неисполнения решения суда – инициировать его принудительное исполнение.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» ( Закон № 2020-XII).
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение № 1; Декрет № 1).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (Положение № 40).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1 (Положение о ликвидации).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
145
-
139
-
124
-
121
-
116
-
114