Порядок сертификации по единым техрегламентам и по национальной системе сертификации
Сегодня в нашей стране действуют 2 системы подтверждения соответствия: национальная (источниками которой являются акты законодательства Республики Беларусь) и единая в рамках Таможенного союза ЕАЭС (источниками которой являются, помимо прочего, решения Комиссии Таможенного союза, решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и др.). Импортер при ввозе товаров сталкивается с необходимостью определить, по какой системе сертификации или подтверждения соответствия ему следует оформлять документы. В этой статье мы рассмотрим порядок сертификации продукции в рамках единой системы государств – членов ЕАЭС, а также отдельные вопросы сертификации в рамках национальной системы подтверждения соответствия.
Обе системы подтверждения соответствия – национальная и единая – предусматривают как обязательный (в отношении определенных групп товаров), так и добровольный характер применения. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах сертификации соответствия и декларирования соответствия. При этом подтверждение соответствия импортируемой продукции проводят по тем же правилам и процедурам, которые применяются в отношении продукции, производимой в Республике Беларусь.
В связи с этим до момента начала производства или импорта продукции производителю (импортеру) следует внимательно ознакомиться с действующими правилами подтверждения соответствия продукции.
Сертификация продукции
Первым делом надо определить, подлежит ли производимая или ввозимая продукция обязательной сертификации.
Для определения обязательного характера сертификации продукции необходимо проверить ее наличие в следующих нормативных правовых актах (в порядке убывания):
– принятые и вступившие в силу технические регламенты Таможенного союза;
– Единый перечень;
– постановление № 60.
Документ:
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 (далее – Единый перечень).
Документ:
Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 (далее – постановление № 60).
Для чего проводится обязательная сертификация
Обязательная сертификация проводится для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Каждый технический регламент содержит в т.ч. перечень или признаки продукции, на которую он распространяет свою силу, формы и схемы подтверждения соответствия, а также документы, которые необходимо представить в уполномоченный орган для подтверждения соответствия определенной продукции требованиям соответствующего технического регламента.
Справочно:
на момент подготовки статьи уполномоченными органами ЕАЭС были приняты и вступили в силу 34 регламента на различные виды продукции (от мяса и мясной продукции до лифтов, машин и оборудования). Полный перечень технических регламентов доступен на сайте Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК по адресу: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/TRVsily.aspx
Для продукции, включенной в Единый перечень либо постановление № 60, обязательную сертификацию проводят для установления соответствия продукции требованиям, определенным в государственных стандартах.
Единый перечень также содержит список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия. При этом на продукцию, содержащуюся в Едином перечне, могут быть выданы как единые документы о подтверждении соответствия, признаваемые во всех странах – участницах ЕАЭС, так и документы национальной системы подтверждения соответствия. Действие Единого перечня является промежуточным этапом к переходу на единые требования к продукции в рамках технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС, по мере вступления в силу которых продукция будет исключаться из Единого перечня.
Пример 1
Необходимо учитывать и некоторые особенности Единого перечня. Так, отдельные виды товаров (например, моющие средства порошкообразные для стирки изделий из различных тканей) подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям стандартов (ГОСТ Р 52488-2005), которые утверждены и действует исключительно в Российской Федерации. В таком случае белорусские производители (импортеры) указанного товара не обязаны осуществлять подтверждение соответствия, поскольку соответствующий ГОСТ для Республики Беларусь не утвержден. Однако если указанный товар будет ввозиться не только в Беларусь, но и в Российскую Федерацию, они обязаны получить документы, подтверждающие соответствие действующим в Российской Федерации стандартам.
Если продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия, белорусские производители (импортеры) вправе в инициативном порядке обратиться в уполномоченные органы Республики Беларусь для добровольной сертификации, которая осуществляется только в рамках национальной системы подтверждения соответствия. При добровольной сертификации заявители самостоятельно определяют технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется эта сертификация, и определяют номенклатуру показателей, контролируемых при сертификации объектов оценки соответствия. Если в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на определенный объект оценки соответствия установлены показатели безопасности, то они в обязательном порядке включаются в номенклатуру показателей в рамках добровольного подтверждения соответствия выбранному заявителем техническому нормативному правовому акту.
Помимо выяснения того, отнесена ли продукция к объектам, подлежащим обязательной оценке соответствия, важно определить лицо, которое уполномочено подавать заявки на проведение работ по сертификации соответствующей продукции. Например, согласно техническому регламенту Таможенного союза № 017/2011 при сертификации продукции легкой промышленности по отдельным схемам сертификации в качестве заявителя могут выступать как изготовитель (уполномоченное им лицо), так и продавец (поставщик).
Справочно:
основные нормативные правовые акты национальной системы сертификации Республики Беларусь:
– Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;
– Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23.
Документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям
При импорте продукции в Республику Беларусь импортер обязан предъявить таможенным органам документы, подтверждающие соответствие импортируемого товара установленным обязательным требованиям технических нормативных правовых актов. Если ввозимая продукция подлежит обязательной сертификации по национальной либо единой системе подтверждения соответствия, то документами, подтверждающими соответствие, могут являться:
1) для продукции, включенной в технический регламент Таможенного союза либо в Единый перечень, импорт которой осуществляется из стран – членов ЕАЭС:
– сертификат соответствия по единой форме, выданной в одной из стран – членов ЕАЭС;
– сертификат Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, выданный в Республике Беларусь;
2) если продукция включена в Единый перечень (либо существует соответствующий технический регламент) и импортируется из третьих стран:
– сертификат соответствия по единой форме;
– сертификат Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, выданный в Республике Беларусь;
3) если продукция не включена в Единый перечень, а также отсутствует утвержденный и вступивший в силу технический регламент на данную продукцию, – сертификат национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, выданный в Республике Беларусь.
Рекомендация
Если ввозимый товар не требует обязательного подтверждения соответствия (как в рамках национальной, так и в рамках единой системы подтверждения соответствия), рекомендуем заранее получить в Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь так называемое «отказное письмо». Из содержания такого письма четко следует, что продукция с указанным в нем кодом ТН ВЭД не подлежит обязательной сертификации. Такой документ позволит импортеру избежать возможных претензий со стороны таможенных органов.
Состав технической документации, подтверждающей соответствие продукции требованиям технического регламента, устанавливается в конкретном техническом регламенте, а в общем случае может включать:
– технические условия/описания (при наличии);
– эксплуатационные документы (при наличии);
– перечень взаимосвязанных с техническим регламентом стандартов, требованиям которых соответствует данная продукция (при их применении изготовителем);
– описание принятых технических решений, подтверждающих выполнение требований технического регламента, если взаимосвязанные с техническим регламентом стандарты отсутствуют или не применялись;
– протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других испытаний, проведенных заявителем и (или) аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), подтверждающие соответствие продукции требованиям технического регламента;
– документы, подтверждающие безопасность продукции в соответствии с законодательными актами Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза;
– сертификаты соответствия на системы менеджмента;
– сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия или составные части изделия;
– другие документы, подтверждающие безопасность продукции.
Органы по сертификации
Проведение необходимых испытаний и выдача сертификатов соответствия на товары, включенные Единый перечень либо подпадающие под регулирование вступивших в силу технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС, осуществляется аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями. Полный перечень уполномоченных организаций можно найти в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – Единый реестр). Единый реестр состоит из национальных частей, которые, в свою очередь, состоят из разделов, содержащих сведения об органах сертификации и испытательных лабораториях.
Справочно:
Единый реестр формируется в электронной форме с обеспечением возможности доступа с официального сайта ЕЭК по адресу: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/IL_OS.aspx
Справочно:
перечень аккредитованных органов по сертификации в рамках Национальной системы подтверждения соответствия размещен на официальном сайте Белорусского государственного центра аккредитации по адресу: http://www.bsca.by/Ru/reestr-akkr-organ/
Последовательность действий производителя (импортера) по обязательной сертификации продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ЕАЭС мы представляем в виде алгоритма.
Алгоритм по получению сертификации соответствия продукции
Шаг 1. Определение необходимости сертификации продукции и заявителя (единые техрегламенты, Единый перечень, постановление № 60) |
Шаг 2. Определение заявителем схемы сертификации (Положение № 621 содержит 9 схем сертификации продукции) |
Документ:
Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденное решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 (далее – Положение № 621).
Шаг 3. Подготовка документов для сертификации (единые техрегламенты) |
Шаг 4. Выбор уполномоченного органа для проведения сертификации, заключение договора и оплата работ по сертификации (Единый реестр) |
Шаг 5. Отбор органом по сертификации образцов для проведения испытаний |
Справочно:
отбор образцов осуществляется в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими методы отбора проб, в присутствии представителей заявителя и составлением соответствующего акта отбора проб.
Шаг 6. Проведение испытаний отобранных образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией |
Шаг 7. Получение протокола испытаний* |
Шаг 8 (опционально, в зависимости от выбранной схемы сертификации). Выполнение органом по сертификации анализа состояния производства, технической документации, исследование проекта продукции и другие действия, упомянутые в выбранной схеме сертификации |
Шаг 9. Выдача сертификата соответствия либо принятие решения об отказе в выдаче сертификата с обоснованием причин отказа |
Справочно:
сертификат соответствия выдается по форме, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293.
Шаг 10. Маркировка продукции единым знаком обращения на рынке государств – членов Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011) |
Максим Слепич, юрист ООО «Арцингер и партнеры»
* При наличии отрицательных результатов испытаний, которые могут быть устранены путем доработки и (или) иного изменения продукции, орган по сертификации может предоставить заявителю возможность устранить выявленные несоответствия требованиям технического регламента и повторно провести испытания образцов новой продукции. В случае невозможности устранения выявленных несоответствий заявителю следует отказаться от выполнения иных шагов по сертификации.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119