Порядок проведения государственных закупок
Соблюдение процедуры государственных закупок – это зона ответственности субъектов хозяйствования. В связи с этим понимание порядка формирования предмета госзакупки и заявки, а также выбор процедуры и точное ее выполнение должно быть у каждого руководителя и ответственного лица.
Мы начинаем публикацию материалов о государственных закупках и связанных с ними проблемах, а вам, дорогие читатели, предлагаем присылать в редакцию вопросы, возникающие в этой сфере.
Кто осуществляет госзакупку
Процедуры госзакупок в обязательном порядке проводятся при одновременном наличии следующих условий:
– приобретаются товары, работы, услуги;
– закупка полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;
– товары (работы, услуги) приобретаются получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
К получателям бюджетных средств относятся бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.
Обратите внимание! Не являются получателями бюджетных средств поставщики, подрядчики, исполнители услуг, получающие оплату по гражданско-правовым договорам от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансируемых из средств бюджета и (или) государственных внебюджетных фондов.
В процедуре государственной закупки получатель бюджетных средств – заказчик. Заказчик приобретает товары (работы, услуги), в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (абзац четвертый ст. 1 Закона о госзакупках).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).
Предмет госзакупки
Предметом госзакупки являются товары (работы, услуги), определенные заказчиком (организатором) для приобретения в рамках одной процедуры госзакупки (абз. 15 ст. 1 Закона о госзакупках).
Рекомендация
Обращайте внимание на характер товаров, работ и услуг, которые включаются в заявку. В предмете госзакупки или его части (лоте) запрещено объединять товары (работы, услуги) (п. 6 ст. 20 Закона о госзакупках):
– сведения о части которых составляют государственные секреты, включая однородные товары (работы, услуги);
– неоднородные технологически и функционально не связанные друг с другом, в т.ч. в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В случае, когда неоднородные товары (работы, услуги) технологически и функционально связаны друг с другом, допускается их объединение в предмете госзакупки или его части (лоте). Например, при закупке входных дверей возможно включение в предмет закупки монтажных крепежных материалов.
Под однородными товарами (работами, услугами) следует понимать товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности».
Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 ст. 20 Закона о госзакупках).
Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».
Справочно:
товары – вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество (в т.ч. имущественные права), а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 19 ст. 1 Закона о госзакупках).
Справочно:
работы – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей заказчика (абз. 17 ст. 1 Закона о госзакупках).
Справочно:
услуги – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (абз. 21 ст. 1 Закона о госзакупках).
Определение стоимости госзакупки
Ориентировочная стоимость госзакупки – это стоимость предмета предстоящей госзакупки с учетом конъюнктуры рынка по предмету госзакупки. Такая стоимость включает:
– предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг);
– налог на добавленную стоимость (НДС);
– иные налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, установленные законодательством и уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением такой госзакупки.
Рекомендация
Для корректного определения ориентировочной стоимости госзакупки проанализируйте конъюнктуру рынка в отношении планируемых к закупке товаров, работ (услуг), а также налоговое и таможенное законодательство в части налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, установленных законодательством и уплачиваемых заказчиком.
Вид госзакупки
При определении вида процедуры госзакупки необходимо руководствоваться нормами Закона о госзакупках, Указа № 590 и постановления № 778.
В частности, постановлением № 778 утверждены перечни товаров (работ, услуг), закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов; электронных аукционов; из одного источника; из одного источника вооружения и военной техники; в которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778).
Процедуру запроса ценовых предложений следует применять в случае, если годовая потребность товаров составляет более 300 базовых величин (далее – БВ), но не более 1 000 БВ (в отношении работ (услуг) – от 300 БВ до 1 000 БВ). Причем рассматриваемую процедуру следует также применять в случаях, когда закупаемый товар (работа, услуга) включен в перечень биржевых торгов и его ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки входит в указанные выше интервалы. Таким образом, основным критерием для выбора процедуры запроса ценовых предложений является ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки.
Заказчик также вправе самостоятельно выбрать вид процедуры закупки между электронным аукционом и запросом ценовых предложений, если предмет закупки включен в перечень электронного аукциона, а ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки не превышает 300 БВ для товаров и 1 000 БВ для услуг.
Процедуру электронного аукциона следует проводить, когда одновременно соблюдаются следующие условия:
– товар (работа, услуга) включен в перечень электронного аукциона;
– ориентировочная стоимость годовой потребности предмета госзакупки составляет более 1 000 БВ – для товаров и более 3 000 БВ – для работ (услуг).
Процедуру биржевых торгов необходимо проводить, если предмет госзакупки включен в перечень биржевых торгов, а ориентировочная стоимость его годовой потребности для товаров составляет более 1 000 БВ (для работ (услуг) – более 3 000 БВ).
Процедура открытого конкурса проводится при одновременном наличии следующих критериев:
– ориентировочная стоимость годовой потребности предмета закупки более 1 000 БВ – для товаров (более 3 000 БВ – для работ (услуг));
– товар (работа, услуга) не включен в перечни биржевых торгов, электронного аукциона, закупок из одного источника;
– сведения о госзакупке не составляют государственные секреты.
Закрытый конкурс проводится, когда сведения о госзакупках составляют государственные секреты, при ориентировочной стоимости годовой потребности предмета закупки более 1 000 БВ – для товаров (более 3 000 БВ – для работ (услуг)).
Справочно:
виды процедур государственных закупок, установленные законодательством:
– открытый конкурс;
– закрытый конкурс;
– электронный аукцион;
– процедура запроса ценовых предложений;
– процедура закупки из одного источника;
– биржевые торги (ст. 17 Закона о госзакупках).
Процедура закупки из одного источника – это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п. 1 ст. 50 Закона о госзакупках).
Обратите внимание! Заказчик (организатор) имеет право предложить заключить договор двум и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) только в случаях, когда предмет госзакупки разделен на части (лоты) (п. 1 ст. 50 Закона о госзакупках).
Процедура закупки из одного источника проводится в случаях, когда ориентировочная стоимость годовой потребности в товаре (работе, услуге) составляет не более 300 БВ, а также в иных случаях, предусмотренных перечнем закупок из одного источника независимо от ориентировочной стоимости годовой потребности в товаре (работе, услуге).
Рекомендация
Для правильного определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора по результатам процедуры закупки из одного источника заказчику (организатору) изучите конъюнктуру рынка, а также проведите предварительные переговоры с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Несмотря на то что законодательством Республики Беларусь не установлена обязанность по оформлению результатов проведения исследований конъюнктуры рынка, рекомендуем оформить рассматриваемый этап документально. Результаты исследований целесообразно оформлять в виде докладных записок и отчетов.
В рамках исследования конъюнктуры рынка проводят такие мероприятия, как:
– изучение рынка поставщиков (подрядчиков, исполнителей услуг). С учетом непрерывного развития конкуренции предлагаем не ограничиваться списком контрагентов, с которыми заказчик ранее сотрудничал. Тем более, что законодательством не предусмотрено обязательство заказчика заключать договоры только с поставщиками (подрядчиками, исполнителями услуг), с которыми сотрудничали ранее;
– запрос у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей услуг) актуальной информации о степени их квалификации, ценах и сроках поставки предмета закупки и т.д.;
– проведение предварительных переговоров с найденными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по вопросам подтверждения намерений участия в процедуре закупки из одного источника.
Обратите внимание! При проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) обязан уведомить субъектов хозяйствования, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) о проводимой им процедуре закупки (п. 4 письма Минторга № 14-04/362к).
Справочно:
Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) размещен на сайте www.icetrade.by.
Документ:
письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 05.03.2015 № 14-04/362к «Об информации на официальном сайте» (далее – письмо Минторга № 14-04/362к).
Александр Пуп, магистр юрид. наук,
юрист-лицензиат
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
100
-
97
-
96
-
96
-
95