11 ноябрь 2019
Статья 17 из 22 ( Материал id: 1882 Журнал id: 118880 )
Страница № 38

    

    

    

    

   

Подарки на Новый год: как одаряемому не попасть под удар?

Маргарита Полевая, юрист

Главное в статье: что и в каких количествах можно вручать (принимать) на Новый год в качестве подарка.

 

Уже сложившейся традицией можно считать подарки к Новому году для клиентов, партнеров, деловых посредников и просто хороших людей – работников каких-то фирм, которые в чем-то помогли по бизнесу. Многие организации специально выделяют денежные средства для приобретения различных сувениров, канцелярских товаров и др., для того чтобы преподносить их в качестве подарков, но не своим работникам, а представителям других организаций. Вот тут и могут появиться некоторые проблемы, на первый взгляд незаметные, например:

– может ли руководитель или иное официальное лицо одной организации принимать подарки от представителей другой организации? Не будет ли это коммерческим подкупом или проявлением коррупции?

– вправе ли клиенты дарить подарки представителям организаций, от которых они определенным образом зависят, или есть какие-то ограничения, связанные с осуществляемыми видами деятельности?

– законно ли вручение подарков представителям государственных организаций на публичных мероприятиях, ведь это делается опять же от имени других организаций?

Рассмотрим, что из перечисленного запрещено или наказуемо, а что вполне легально.

 

Работник организации принимает подарок: в чем риски?

Сразу предупредим: если подарок позиционируется «от нашей организации вашей организации», то это должна быть вещь, определяемая как «обычный подарок» стоимостью не выше 5-кратного размера базовой величины[1]. Все отличающиеся варианты попадают под запрет подп. 4 части первой ст. 546 ГК. Поэтому, если хочется подарить что-то более дорогое, нужно, чтобы либо на стороне дарителя, либо на стороне получателя подарка было физическое лицо. Но в случае с организациями таким физическим лицом зачастую оказывается представитель органов управления организации.

Ограничения по размеру и характеру подарков установлены для следующих работников:

– государственных служащих;

– должностных лиц (часть четвертая ст. 4 УК);

– работников организаций здравоохранения, учреждений образования, учреждений социального обслуживания, иных аналогичных организаций.

Такие работники могут принять только:

– обычный подарок, стоимость которого не превышает установленного законодательством 5-кратного размера базовой величины (часть первая ст. 546 ГК);

– сувениры, вручаемые при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (часть вторая ст. 546 ГК; ст. 37 Закона № 305-З). Полагаем, что и в отношении сувениров действует указанное выше ограничение стоимости.

Если представитель организации не относится к вышеперечисленным работникам, то размер и характер подарка могут быть какими угодно.

Но здесь также таятся риски: не будет ли такой подарок расценен как взятка или коммерческий подкуп, особенно если получателем подарка является руководитель организации?

 

Отличия взятки и подкупа от подарка

Квалификация взятки или коммерческого подкупа зависит от цели, с которой дарится имущество.

Взятка передается должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением (ст. 430 УК):

– за покровительство или попустительство по службе;

– благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию;

– выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Должностными лицами являются работники, перечисленные в части четвертой ст. 4 УК.

 

Обратите внимание!

Если работник организации уполномочен осуществлять организационно-распорядительную, административно-хозяйственную деятельность в данной организации и (или) может совершать юридически значимые действия от лица этой организации и принимает от иного лица материальные ценности или работы, услуги при условии оказания взамен какой-либо услуги, связанной с его должностным положением, то такое правонарушение будет квалифицироваться как получение взятки.

 

Что касается коммерческого подкупа, то здесь также дарением прикрывается истинная цель, состоящая в получении дарителем каких-то благ от работника индивидуального предпринимателя или юридического лица, хоть и не являющегося должностным лицом, но способного такие блага предоставить в силу выполняемой работы (часть первая ст. 252 УК). Вознаграждение, которое предоставляется работнику за действия в интересах подкупающего, является незаконным, поскольку передается лицу в нарушение установленных правил оплаты работы. Кроме того, такое вознаграждение предоставляется не самому индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, а непосредственно его работнику. Тем самым коммерческий подкуп затрагивает экономические интересы и деловую репутацию субъекта экономической деятельности либо интересы его клиентов. При этом не обязательным считается причинение прямого вреда. Достаточно установить, что такой вред мог быть причинен потенциально.

Дарение же не имеет корыстной или иной материальной цели. В основе дарения лежит безвозмездность. Любой факт, доказывающий наличие встречного обязательства в ответ на передачу подарка, делает дарение недействительным с применением последствий признания сделки мнимой или притворной (п. 1 ст. 543 ГК).

Пленум Верховного Суда дополнительно разъяснил, что не является получением взятки принятие должностным лицом подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе (п. 20 постановления Пленума ВС № 6).

Таким образом, подарок, вручаемый в связи с празднованием Нового года, а тем более в ходе праздничного мероприятия, не будет расцениваться как взятка или коммерческий подкуп, поскольку он вручается как благодарность, например, за особые заслуги или достижения в течение года, за партнерскую работу, а не для того, чтобы работник конкретной организации что-то сделал для дарителя.

 

Подарок руководителю: подводные камни

Для государственных должностных лиц и лиц, претендующих на такие должности, законодательством установлены антикоррупционные ограничения, включающие запрет принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (часть первая ст. 17 Закона № 305-З).

На практике распространено мнение, что указанные ограничения действуют в отношении руководителей любых организаций, как государственных, так и частных[2].

Данное мнение основывается на том, что к государственным должностным лицам приравнены лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (абзац третий ст. 1 Закона № 305-З), а к таким лицам относятся работники, имеющие полномочия по руководству трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, в т.ч. дача им обязательных для исполнения указаний, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) (п. 6 постановления Пленума ВС № 12).

При такой трактовке правовых норм под указанное ограничение подпадают руководители высшего, среднего и низшего звена всех государственных организаций и негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %. Следовательно, они могут принимать только сувениры и только при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

 

Что дарить на Новый год?

Для обозначения имущества, которое можно подарить, ГК использует словосочетание «обычный подарок», а Закон № 305-З – «сувениры».

Считается, что «обычность» подарка предполагает, во-первых, его соответствие обстановке, в которой он дарится, направленности мероприятия или традициям организации и, во-вторых, небольшую стоимость. Как правило, это общепринятые вещи, которые дарят на юбилей, торжественное событие и т.д.: небольшие приборы и техника, элементы посуды, интерьера, приспособления для электронных приборов, канцелярские товары, билеты на мероприятия и др.

Сувениры, в отличие от обычных вещей, содержат в себе привязку к событию или организации, они предназначены напоминать о чем-то. Поэтому и появились бизнес-сувениры: предметы офисного или личного пользования с символикой (логотипом) организации.

Очень распространенными подарками являются цветы, конфеты и алкоголь. Что касается первых двух, то в пределах указанной выше стоимости проблем с ними возникнуть не может, а вот третий – алкоголь – весьма непростой презент.

Нормы подп. 1.17 п. 1 ст. 11 Закона № 429-З запрещают, в частности:

– передачу алкогольных напитков в качестве оплаты труда работников, в т.ч. в виде премий;

– иное бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях;

– предоставление более 5 л алкогольных напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари.

В связи с этим не рекомендуем даже в связи с новогодними праздниками официально дарить коллегам или партнерам из других организаций алкогольные напитки. Такой подарок допустим как личный только между физическими лицами. Если же на новогоднем корпоративе проводятся розыгрыши и конкурсы, то алкоголь допустим в качестве приза, но необходимо строго соблюдать ограничение по объему.

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305­-З «О борьбе с коррупцией» (Закон № 305­-З).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» (постановление Пленума ВС № 6).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК)» (постановление Пленума ВС № 12).

Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-­З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (Закон № 429­-З).


[1]* С 1 января 2019 г. базовая величина составляет 25,50 руб., соответственно размер подарка ограничивается суммой 127,50 руб.

 

[2]* См.: Киеня, Р. Под антикоррупционные ограничения подпадают все руководители // Я – юрисконсульт организации. – 2016. – № 2. – С. 28–32.

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.