Подача юридическими лицами обращений и обжалование решений, принятых по результатам их рассмотрения
Всем известна процедура, предусмотренная Законом об обращениях, как наиболее удобный путь реализации прав, свобод и (или) законных интересов граждан и юридических лиц, не связанных с их нарушением. Как правильно направить такое обращение и как обжаловать решение, принятое госорганом по результатам рассмотрения обращения, мы рассмотрим в данной статье.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ № 498).
Порядок подачи обращения
Обращения юридических лиц (далее – заявители) подаются в письменной или электронной форме либо могут быть изложены в устной форме непосредственно в организации, к компетенции которой относится решение вопросов, изложенных в обращениях (пп. 1, 2 ст. 10 Закона об обращениях).
Сроки подачи:
• жалоб – в течение 3 лет со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод и (или) законных интересов;
• заявлений и предложений – не ограничен.
Обратите внимание! По уважительный причине при наличии подтверждающих документов указанный 3-годичный срок может быть восстановлен по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя (ст. 11 Закона об обращениях).
Обращения признаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им даны (в случае устных обращений) либо направлены (в случае письменных обращений) письменные ответы – не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (ст. 14, п. 3 ст. 17 Закона об обращениях).
Обжалование решений, принятых по итогам рассмотрения обращений
Порядок и сроки обжалования ответа на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу установлены в ст. 20 Закона об обращениях.
Так, заявитель подает жалобу в вышестоящую организацию и после обжалования в вышестоящую организацию заявитель может обжаловать в суд в порядке, установленном законодательством (п. 1, 2, 3 ст. 20 Закона об обращениях):
– ответ на обращение;
– решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу.
Таким образом, подача жалобы в вышестоящую организацию является препятствием для обращения с заявлением в суд. То есть Законом об обращениях граждан и юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Когда подаем в суд
Если при рассмотрении жалобы вышестоящая организация приняла новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации, то такое решение может быть обжаловано в суд (п. 4 ст. 20 Закона об обращениях).
В случае отсутствия вышестоящей организации ответ на обращение заявителя или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством (п. 6 ст. 20 Закона об обращениях).
Случаи оставления без рассмотрения
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений (часть третья п. 1 ст. 15 Закона об обращениях).
Например, при подаче заявителем непроцессуального обращения в суд, в котором ставится вопрос о незаконности судебного постановления либо законности действий (бездействие) судебного исполнителя, такое обращение не рассматривается.
При этом заявителю разъясняется установленный законодательством порядок обращения для решения вопросов, изложенных в обращении (в частности, порядок, установленный ХПК, ГПК, ПИКоАП и т.п.) (часть вторая п. 3 ст. 15 Закона об обращениях).
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Документ:
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Маргарита Послед, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120