Почему мы выбираем транспортную экспедицию, а не перевозку
Каждый раз, заключая договор перевозки, мы решаем вопрос: обойтись простой перевозкой или заплатить экспедитору, который обеспечит не только перевозку, но и дополнительные услуги? Рассмотрим, на какие факторы следует обращать внимание, выбирая между простой перевозкой и экспедицией.
Рассматривая перевозку, мы обычно оцениваем не только ее стоимость, но сопутствующие факторы: необходимость перегрузки, хранения товара, таможенного оформления, специальной упаковки и т.д. Если есть потребность в одной или нескольких сопутствующих перевозке услугах, стоит задуматься о перевозке с экспедицией.
Транспортно-экспедиционная деятельность – это вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг (ст. 1 Закона о ТЭД). При этом экспедитор является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, профессионально осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность.
Состав участников транспортно-экспедиционной деятельности достаточно широк: это клиенты (грузоотправители, грузополучатели), экспедиторы, перевозчики и иные юридические и физические лица, которые вступают в отношения в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД).
Договоры, по которым осуществляется перевозка
Транспортная экспедиция осуществляется не только по соответствующему договору, но и на основании договоров об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6 Закона о ТЭД). Поэтому договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки.
Существует достаточно большая разница между этими договорами. Они отличаются и по предмету договора, и по кругу лиц (участников отношений), и разными правами и обязанностями сторон. Следовательно, ответственность сторон по этим договорам также разная.
Экспедиция отличается от перевозки набором услуг
Обычно предметом договора перевозки груза является обязанность перевозчика переместить груз в оговоренное место, вручить его получателю и обеспечить его сохранность (ст. 739 ГК). В связи с этим договор перевозки принято считать реальным, т.е. он вступает в силу с момента передачи груза перевозчику, а не с момента заключения договора.
В обязательном порядке при заключении договора перевозки груза составляют транспортный документ или транспортную накладную:
– при автомобильной перевозке – ТТН-1 или CMR-накладную;
– при морской перевозке груза или перевозке водным транспортном – коносамент;
– при авиаперевозке груза – грузовую накладную;
– при железнодорожной перевозке груза – железнодорожную накладную или накладную СМГС.
Как правило, договор перевозки не предусматривает дополнительных услуг перевозчика, или же они вытекают из главной обязанности перевозчика – доставки товара.
Если стороны правоотношения по перевозке хотят сделать основным предметом договора именно целый набор услуг, то он превращается в иной вид договора – транспортно-экспедиционный.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг содержится в ст. 8 Закона о ТЭД. В частности, в ней перечислены подготовка груза к перевозке, погрузка (выгрузка), оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, сопровождение, страхование и хранение груза, таможенное оформление и иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Указанный перечень не является исчерпывающим. Это значит, что стороны в договоре могут согласовать иные услуги, которые необходимы заказчику: например, получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов и т.д. (ст. 755 ГК).
Обратите внимание!
Услуги, включаемые в договор транспортной экспедиции, всегда должны быть непосредственно связаны с перевозкой груза.
Таким образом, договор транспортной экспедиции в отличие от договора перевозки может включать целый перечень дополнительных услуг, обязательно связанных с самой перевозкой груза. Эти услуги четко оговариваются в договоре. В связи с этим договор транспортной экспедиции является консенсуальным, т.е. он действует с момента его заключения в надлежащей форме.
Важно!
При этом экспедитор может не брать на себя обязанность по доставке вверенного ему груза в пункт назначения и выдачу его уполномоченному на получение груза лицу, как это происходит в простом договоре перевозки. По транспортно-экспедиционному договору экспедитор может лишь выполнять или организовывать выполнение соответствующих услуг, сам не осуществляя перевозку.
Например, на условиях, определенных договором транспортной экспедиции, экспедитор может давать консультации и (или) оказывать информационные услуги по условиям перевозки грузов различными видами транспорта, маршрутам следования, стоимости услуг и срокам доставки; таможенным и иным операциям при перевозках грузов (п. 19 Правил № 1766).
Документ:
Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1766 (далее – Правила № 1766).
Рекомендация: если требуется, помимо самой перевозки, одна-две дополнительные услуги (например, загрузка, выгрузка, оформление накладной и др.), то можно оформить это и договором о перевозке, добавив в него дополнительные условия. Но если этих услуг требуется много и тем более если они влекут дополнительную ответственность для перевозчика, то имеет смысл заключать не обычный договор перевозки, а договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Эти правила распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняет перевозчик.
У экспедитора больше ответственности, чем у перевозчика
Ответственность сторон договора транспортной экспедиции определена общими положениями ГК. В то же время Закон о ТЭД устанавливает более четкие границы ответственности участников экспедиции.
Что касается ответственности перевозчика, то ГК и, например, КДПГ предусматривают ограничение ответственности перевозчика. Однако ограничение не действует, если ущерб был вызван злоумышленным поступком или произошел по вине перевозчика, его агентов (других лиц, к чьим услугам перевозчик прибегнул) (ст. 23 КДПГ). Таким образом, при наличии вины перевозчика в форме неосторожности применяется ст. 23 КДПГ, что невыгодно владельцу груза, так как соответственно происходит и уменьшение размера возмещения ущерба, причиненного полной или частичной утратой груза или его повреждением, взыскиваемого с перевозчика (пп. 36, 37 постановления Пленума ВХС № 9).
Документ:
постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее – постановление Пленума ВХС № 9).
Ответственность экспедитора ограничена только 2 случаями:
1) если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства;
2) если надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 372 ГК).
Важно!
При этом отсутствие вины доказывает сам экспедитор.
Если нарушение условий договора транспортной экспедиции произошло по вине как экспедитора, так и клиента, суд может уменьшить размер ответственности, но полностью не освободит экспедитора от нее. Суд также может уменьшить размер ответственности экспедитора, если клиент умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Экспедитор отвечает перед клиентом и за несохранность груза, принятого в свое ведение (ст. 27 Закона о ТЭД), и за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции (ст. 28 Закона о ТЭД). Экспедитор несет ответственность перед клиентом по правилам, установленным для ответственности перевозчика в рамках такого вида договора, как перевозка, если докажет, что нарушение им своей обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза (ст. 26 Закона о ТЭД). При недоказанности таких обстоятельств ответственность экспедитора будет наступать на общих основаниях.
При разрешении спорных ситуаций важно определиться, какое именно из принятых на себя обязательств нарушил ваш контрагент.
Обратите внимание!
Соглашения экспедиторов с клиентами об ограничении или неприменении уже установленной законодательством ответственности недействительны (ст. 26 Закона о ТЭД).
Стороны в договоре транспортной экспедиции также могут согласовать дополнительную ответственность за невыполнение принятых обязанностей. Например, определить размер и порядок уплаты штрафных санкций за нарушение сторонами установленных договором сроков.
Рекомендация: заключение договора транспортной экспедиции выгодно клиенту еще и потому, что экспедитор по закону обладает более высокой степенью ответственности, чем перевозчик, и всего в двух указанных выше случаях может быть освобожден от ответственности. Рекомендуем также предусматривать в договоре четкие размеры штрафных или иных санкций, а не отсылочные нормы к мерам ответственности, предусмотренным законодательством.
В договоре лишнего не бывает
Для договора транспортной экспедиции обязательна письменная форма (п. 4 ст. 755 ГК).
На основании норм ст. 161 ГК сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. При этом несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями (ст. 163 ГК). Эти правила распространяются и на договор транспортной экспедиции.
При необходимости систематического оказания транспортно-экспедиционных услуг между клиентом и экспедитором могут заключаться долгосрочные договоры транспортной экспедиции. Вместе с тем имеются и особенности: договор заключается в виде поручения экспедитору. Поручение может быть выдано экспедитору клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым (ст. 16, 17 Закона о ТЭД).
Важно!
Самым важным при составлении договора транспортной экспедиции является момент определения перечня услуг, которые обязуется оказать экспедитор. От данного перечня зависит в т.ч. и то, как экспедитор станет организовывать свою работу.
Обратите внимание!
Зачастую общая фраза в договоре: «Экспедитор обязуется организовать транспортное обслуживание перевозки груза, принадлежащего Заказчику» вызывает судебные споры. Помните, что не всегда такие споры заканчиваются в пользу того лица, которое обратилось в суд.
Рекомендация: при заключении договора транспортной экспедиции следует с большим вниманием отнестись:
– во-первых, к форме заключения договора, а именно проследить, чтобы сам договор был составлен, чтобы он не заменялся перевозочными документами;
– во-вторых, четко детализировать те услуги, которые обязан оказать экспедитор, а также предусмотреть за неисполнение ответственность.
Ведь четкость условий договора имеет важное значение при заключении сделки по транспортной экспедиции.
Анна Шинкевич, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
123
-
112
-
109
-
109
-
107
-
105