Платные услуги в области образования: что грозит за нарушения?
Главное в статье:
Учреждения образования самостоятельны в формировании платных услуг и их стоимости.
Принуждение учреждений образования к увеличению доходов от платных услуг законом запрещено, но на практике имеет место и создает условия для различных финансовых и хозяйственных нарушений.
Документ:
Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее – БК).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – КоО).
Какие платные услуги может предоставлять учреждение образования
Четкого перечня дополнительных услуг, которые может оказывать учреждение образования на платной основе, в настоящее время законодательство не закрепляет. Оказывать платные услуги учреждение образования должно без ущерба основной образовательной деятельности и не взамен, а как дополнение к ней (п. 3 ст. 138 КоО).
Учреждения образования, являющиеся бюджетными организациями, оказывают платные услуги и осуществляют иную приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (п. 2 ст. 79 БК).
В связи с этим учреждение образования негосударственной формы собственности вправе оказывать на платной основе любые виды услуг, хоть как-то связанных с его деятельностью. Что касается государственных учреждений, то предоставление ими платных услуг должно соответствовать цели деятельности и задачам, обозначенным в их учредительных документах.
Пример 1
Школа приняла на работу педагога, который помимо основного образования имеет свидетельство об окончании курсов художественной фотографии. Школа инициировала оказание платной услуги по фотографированию и производству фотоальбомов для учеников и их родителей.
Однако отдел образования местной администрации запретил школе оказание такой услуги на том основании, что уставные документы данного учреждения образования не предусматривают деятельности в области фотографии. Такая деятельность никак не соответствует задачам учреждения образования, а значит, она не может быть включена в перечень предоставляемых организацией услуг.
Документ:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» (далее – постановление № 99).
Документ:
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (далее – Перечень и Указ № 72 соответственно).
Обратите внимание!
Если учреждение образования оказывает платные услуги, его штатное расписание должно предусматривать соответствующие должности и необходимое количество работников, занимающихся приносящей доходы деятельностью. Средства на оплату их труда должны быть запланированы по смете доходов и расходов по внебюджетным средствам. Если в штатном расписании отсутствуют нужные должности, например тренера или водителя, то оказывать соответствующие платные услуги образовательная организация не может.
Стоимость платных услуг
Учреждения образования оказывают платные услуги на основании договора о платных услугах в сфере образования (ст. 59 КоО). Типовая форма такого договора утверждена постановлением № 99.
Любой договор, в т.ч. договор об обучении, представляет собой соглашение, по которому стороны имеют как права, так и обязанности. Заключив договор, стороны приходят к соглашению по всем существенным условиям, включая выдачу указанных в договоре документов об обучении.
В случае невыполнения одной из сторон принятых на себя обязательств может последовать ответственность, установленная в самом договоре, или же разрешение спора в судебной инстанции.
Стоимость образовательных услуг на платной основе в государственных учреждениях, например, высшего и среднего специального образования определяется с учетом правил, установленных Перечнем, утвержденным Указом № 72, и Инструкцией № 210.
Учреждение образования самостоятельно формирует стоимость дополнительных услуг (п. 3, часть вторая п. 6, п. 8 Инструкции № 210), которая утверждается приказом руководителя учреждения образования (п. 5 Инструкции № 210).
В стоимость обучения затраты включаются по действующим нормам, ценам (тарифам) и расценкам, установленным в соответствии с законодательством, а при отсутствии норм – по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, или по средним фактическим расходам на одного обучающегося (п. 14 Инструкции № 210).
Может ли учреждение образования изменять, в частности повышать, плату за дополнительные услуги? Да, может. Оно решает этот вопрос самостоятельно при увеличении:
– действующих норм и нормативов, установленных законодательством для бюджетных организаций (например, тарифной ставки 1-го разряда и т.п.);
– установленных законодательством цен (тарифов) и расценок на услуги (например, на электрическую и тепловую энергию и др.);
– других расчетных норм (средний расход, сложившийся по отчетным данным, и др.).
Вместе с тем образовательной организации следует быть достаточно осторожной при формировании или изменении тарифов на образовательные услуги.
Документ:
Инструкция о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2011 № 210 (далее – Инструкция №210)
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Пример 2
В отношении экономиста учреждения образования Л. был составлен протокол о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1ст. 12.4 КоАП за допущенные нарушения порядка формирования цен (тарифов) на платные услуги. Нарушения состояли в том, что в состав затрат включалась стоимость материалов, которые не закупались самим учреждением, а предоставлялись обучающимися, а также в том, что изменения тарифов своевременно не отражались в прейскурантах.
Экономист Л. ходатайствовала в суде об освобождении ее от административной ответственности, поскольку считала правонарушение малозначительным (ст. 8.2 КоАП). Однако суд не усмотрел оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Государственное регулирование цен осуществляется с целью не допустить роста цен, способствовать существованию нормальной конкуренции на рынке, имеет социальную направленность, так как способствует поддержанию уровня прожиточного минимума и возможности населения купить достаточное количество товаров и услуг, а также направлено на оперативное выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Субъекты хозяйствования, должностные лица при формировании цены на товары и услуги обязаны учитывать законодательную базу государства. Принимая во внимание, что противоправным деянием причинен существенный вред регулируемым общественным отношениям, суд пришел к выводу, что допущенные нарушения при формировании цен (тарифов) на образовательные услуги не могут являться малозначительными.
Вместе с тем суд учел наличие на иждивении Л. малолетнего ребенка, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ст. 7.2 КоАП).
Суд также указал, что Л. вину в совершенном правонарушении не признала, а значит, противоправность своих действий не осознала и должных выводов не сделала. В связи с этим суд пришел к выводу, что в данном конкретном случае наложение административного взыскания в виде штрафа в размере 8 базовых величин отвечает требованиям справедливости, является необходимым и достаточным для воспитания правонарушителя и предупреждения совершения им новых правонарушений.
Достаточно часто при оказании платных услуг работники учреждений образования допускают и иные, более серьезные нарушения. Осуществление контроля за обеспечением качества образования входит в компетенцию местных администраций, куда также следует обращаться для принятия в случае необходимости мер воздействия на организацию, которая получила право на образовательную деятельность (ст. 45 Закона № 108-З).
Однако, если такие нарушения выявлены, контролирующим органам следует очень тщательно подойти к вопросу сбора и документирования доказательств.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 108-З).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Пример 3
В отношении учителя физкультуры средней школы К. было возбуждено дело об административном правонарушении по п. 1 ст. 12.7 КоАП. Он обвинялся в том, что, работая учителем физической культуры и здоровья в средней школе, на территории данной школы систематически оказывал услуги тренера в тренажерном зале школы четырем учащимся без регистрации данных занятий в учреждении образования. Денежные средства он получал наличными и использовал их на собственные нужды. Такие действия нарушают нормы части второй п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 22 ГК и ст. 19 НК и квалифицируются как незаконная предпринимательская деятельность по п. 1 ст. 12.7 КоАП.
К. в судебном заседании вину не признал. Он заявил, что с родителями указанных учеников были заключены договоры на оказание платных услуг в тренажерном зале школы. Оплата должна была производиться на расчетный счет школы в размере 15 руб. ежемесячно от каждого учащегося. Однако в действительности учащиеся приносили денежные средства ему лично, расписывались у него на листе бумаги, что сдали ему деньги, а он должен был эти денежные средства перечислить на расчетный счет школы, но вовремя он этого не сделал ввиду конфликтных отношений с директором школы. Денежные средства он перечислил только спустя полгода. Также он указал, что платную группу посещали и другие учащиеся школы, с которыми договоры на оказание платных услуг не заключались и которые также оплачивали стоимость занятий ему лично, а не на расчетный счет школы. Однако данные учащиеся только заменяли основных учащихся в период, когда последние не могли по уважительной причине посетить занятия. Таким образом, он осуществлял «замену» официально приходившим в тренажерный зал ученикам без должного оформления, пропорционально уменьшая стоимость оплаты ученику, с родителем которого был заключен договор об оказании платных услуг, и принимая оплату с «подменных» учащихся. Поэтому К. утверждал, что никаких дополнительных денежных средств им получено не было.
Суд не привлек к административной ответственности К. и прекратил дело на основании п. 2 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП ввиду отсутствия состава правонарушения.
Одним из обязательных критериев для отнесения деятельности к предпринимательской является участие лица в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Из материалов дела следовало, что К. оказывал услуги тренера в тренажерном зале от имени учебного заведения, в котором он работал, а не от себя лично как физического лица. Денежные средства, переданные учениками, он перечислил на расчетный счет школы. При этом К. незаконно использовал вверенное ему имущество школы (тренажерный зал), находящееся в его функциональном владении, пользовании, под видом официально разрешенных платных занятий таким образом, что извлекал имущественные выгоды для себя как работник школы, а не как лицо, индивидуально оказывающее какие-либо услуги от своего имени, чем лишил собственника имущества должной компенсации и причинил ему материальный ущерб. Но это состав иного правонарушения, а не предусмотренного п. 1 ст. 12.7 КоАП.
В данном случае решение суда в большой степени было определено тем, что орган, возбудивший процесс, не подтвердил изложенные факты допустимыми и достоверными доказательствами. Суд указал, что выводы должностного лица налогового органа о наличии в действиях К. признаков незаконной предпринимательской деятельности не основаны на материалах дела. Следовательно, производство по делу по п. 1 ст. 12.7 КоАП в отношении К. подлежит прекращению.
В заключение считаем необходимым сказать, что учреждения об-разования не вправе навязывать платные услуги, и тем более заменять ими или устанавливать их приобретение как условие осуществления основной образовательной деятельности. Учреждениям образования также запрещено устанавливать нормативы по привлечению денежных средств за счет платных услуг и обязывать их выполнять (п. 5 ст. 138 КоО).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Юлия Кудрявец, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
148
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117