Отказ в регистрации товарного знака: разбираем ситуацию
Ситуация
Белорусская организация подала заявку в патентный орган на регистрацию обозначения в качестве товарного знака и получила отказ в регистрации. В настоящее время она собирается обжаловать данный отказ, но не знает, куда обращаться и в каком порядке.
Рассмотрением жалоб, заявлений и возражений занимается Апелляционный совет при патентном органе. Так, Апелляционный совет вправе рассматривать жалобы на решения, принятые по результатам предварительной экспертизы либо повторной экспертизы по заявке на товарный знак и возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку.
Справочно:
экспертиза заявки на регистрацию товарного знака осуществляется патентным органом и включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
Задачи предварительной экспертизы – это проверка содержания и правильности оформления поступивших в патентный орган документов (заявки и дополнительных материалов к ней), уплаты патентной пошлины, проверка перечня товаров в соответствии с МКТУ и др. В ходе экспертизы заявленного обозначения исследуются особенности самого обозначения, наличие у него требуемых характеристик, необходимых для признания заявленного обозначения товарным знаком. Решение об отказе может быть вынесено на основании абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации (ст. 4 и 5 Закона о товарных знаках).
Документ:
Международная классификация товаров и услуг, учрежденная Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 06.09.1982 (далее – МКТУ).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон о товарных знаках).
Для подачи жалоб и возражений существуют определенные сроки, которые должны быть соблюдены в обязательном порядке. Так, жалобы подаются в течение 1 года с даты получения заявителем решения патентного органа, а возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку – в течение срока действия правовой охраны товарного знака.
Жалобы (в 2 экземплярах) и возражения (в 3 экземплярах) подаются в Национальный центр интеллектуальной собственности (далее – НЦИС) с указанием следующих сведений:
– регистрационный номер заявки или свидетельства;
– фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, подавших жалобу, возражение;
– адрес для переписки, контактные телефоны;
– предмет спора;
– мотивы и доводы заявителя, включая сопоставительный анализ предложенного и противопоставляемых ему объектов (при отказе в выдаче патента, свидетельства или регистрации), а также доказательства и обоснования обстоятельств, являющихся, по мнению заявителя, основанием его требований;
– четко сформулированные требования заявителя по предмету спора.
Кроме того, к жалобе и возражению прилагаются:
а) документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу жалобы или возражения в установленном размере;
б) доверенность, оформленная в соответствии с законодательством, если жалобу, возражение или заявление подает представитель заявителя.
Жалобы, поступившие в Апелляционный совет, рассматриваются в течение 1 месяца, возражения и заявления – в течение 6 месяцев с даты их поступления в Апелляционный совет.
По результатам рассмотрения жалоб, возражений и заявлений Апелляционный совет принимает одно из следующих решений:
– об оставлении жалобы, возражения или заявления без рассмотрения;
– об удовлетворении жалобы, возражения или заявления;
– о частичном удовлетворении жалобы, возражения или заявления;
– об отказе в удовлетворении жалобы, возражения или заявления.
Применительно к указанной в вопросе ситуации рассмотрим возможные ситуации и варианты действий.
1. Подана заявка на регистрацию обозначения в качестве товарного знака. Заявка находится на стадии предварительной экспертизы. Заявители получили запрос экспертизы с просьбой оплатить государственную пошлину за экспертизу. Пошлина оплачена и направлена почтой на адрес патентного органа. Через 3 месяца заявитель получает решение экспертизы о том, что заявка возвращена вследствие неуплаты пошлины.
Рекомендуемые действия: подать жалобу на решение предварительной экспертизы в течение года с момента получения решения. При этом необходимо иметь оригинал оплаченного платежного поручения с датой, а также документально подтвердить дату отправки платежного поручения на адрес НЦИС.
2. Поданная заявка успешно прошла стадию предварительной экспертизы и в данный момент находится на стадии экспертизы заявленного обозначения. Однако через год заявитель получает решение экспертизы об отказе в регистрации обозначения в качестве товарного знака на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 4 Закона о товарных знаках (по причине отсутствия признаков различия). Заявитель категорически не согласен с данным основанием для отказа и считает, что его обозначение идентифицирует товары и услуги.
Рекомендуемые действия: подать ходатайство о проведении повторной экспертизы заявленного обозначения. По результатам повторной экспертизы заявленного обозначения патентный орган может пересмотреть первоначальное решение полностью или частично и вынести решение о регистрации товарного знака или оставить первоначальное решение без изменения. Если решение оставлено без изменения, заявитель вправе подать жалобу на решение, принятое по результатам повторной экспертизы по заявке на товарный знак в Апелляционный совет. Жалоба подается не позднее годичного срока с момента получения решения.
Юлия Талашко, юрист по интеллектуальной собственности
ООО ЮК «Кривцов и Партнеры»