8 август 2018
Статья 8 из 24 ( Материал id: 1363 Журнал id: 117161 )
Страница № 25

Осуществляем закупки в сфере информатизации

Осуществление закупок в такой специфической сфере, как информатизация, имеет отличия от общеустановленного порядка проведения государственных закупок. Отличия имеются как на начальном этапе (основанием госзакупок в сфере информатизации являются государственные программы информатизации и их подпрограммы), так и в дальнейшем, например, при сравнении предложений участников и заключении договора. Подробнее об этих особенностях расскажем в материале.

 

Справочно:

информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений (ст. 1 Закона об информатизации).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информатизации).

 

Одним из нормативных актов, действующих в сфере информатизации, является Указ № 531. Его нормы распространяются не только на государственные органы (включая республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица (в т.ч. учреждения образования, здравоохранения, культуры)), но и на хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. В соответствии с определенной Указом № 531 терминологией все перечисленные органы и организации объединены термином «государственные органы и организации».

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее – Указ № 531).

Что относится к мероприятиям в сфере информатизации

Указом № 531 установлен целый ряд обязательных требований к организации и проведению мероприятий в сфере информатизации.

При этом в ряде случаев приобретение программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования также относится к мероприятиям в сфере информатизации.

Отнесение проводимых закупок к мероприятиям в сфере информатизации осуществляется на основании Перечня.

Документ:

перечень мероприятий, которые относятся к сфере информатизации, утвержденный постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5 «О перечне мероприятий в сфере информатизации» (далее – Перечень).

 

Так, к мероприятиям в сфере информатизации относятся приобретение программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которых составляет более 30 тыс. базовых величин (п. 3 Перечня).

Особо отметим, что для целей применения данной нормы источник финансирования закупки значения не имеет. Соответственно при осуществлении таких закупок государственными органами и организациями они будут относиться к мероприятиям в сфере информатизации независимо от того, за счет каких средств (собственных или бюджетных) они будут финансироваться.

Исключение согласно Перечню составляют мероприятия, связанные:

– с техническим обслуживанием, ремонтом, заменой вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования;

– развитием государственной системы правовой информации Республики Беларусь, распространением (предоставлением) государственных информационно-правовых ресурсов;

– приобретением комплектующих изделий для производства и использования в производстве телекоммуникационного и компьютерного оборудования, иного оборудования, включающего в свой состав телекоммуникационное и компьютерное оборудование;

– управлением технологическим оборудованием для обеспечения его функционирования;

– производством и трансляцией теле- и радиопередач;

– осуществлением операторами и поставщиками услуг электросвязи деятельности по развитию сетей электросвязи;

– развитием и использованием Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь;

– обеспечением национальной безопасности;

– проведением государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты.

Требования к закупкам в сфере информатизации

При организации и проведении мероприятий в сфере информатизации государственные органы и организации обязаны соблюдать ряд обязательных требований.

Так, мероприятия в сфере информатизации государственные органы и организации вправе осуществлять только на основании соответствующих программ, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац второй п. 7 Указа № 531). При реализации таких мероприятий руководителями государственных органов и организаций по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь должны быть назначены лица, ответственные за их реализацию.

Государственные программы информатизации, а также другие государственные программы в части мероприятий в сфере информатизации с объемом финансирования более 30 тыс. базовых величин за весь срок их реализации подлежат согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (п. 2 Указа № 531). Что касается прочих программ информатизации, то они подлежат согласованию с Министерством связи и информатизации (абзац пятый п. 4 Указа № 531).

Справочно:

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь (далее – Минсвязи).

 

Обратите внимание! Финансирование государственными органами и организациями мероприятий в сфере информатизации, не согласованных в соответствии с вышеуказанными нормами Указа № 531, не допускается.

 

Мероприятия в сфере информатизации, включенные в государственные программы информатизации, могут финансироваться как из средств государственных внебюджетных фондов, так и за счет иных источников, не запрещенных законодательством (абзац четвертый п. 7 Указа № 531).

Таким образом, любая закупка программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, стоимость годовой потребности закупки которых составляет более 30 тыс. базовых величин, осуществляемая государственными органами и организациями, вне зависимости от источника ее финансирования относится к мероприятиям в сфере информатизации. И для проведения такой закупки она должна быть включена в государственную программу информатизации либо в иную программу (государственную, отраслевую).

Кроме того, при включении данного мероприятия в государственную программу такая закупка подлежит согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь. Если же закупка будет включена в отраслевую программу, то она должна быть согласована с Минсвязи.

Процедуры закупок в сфере информатизации в зависимости от источника финансирования

Независимо от того, финансируются закупки за счет бюджетных или иных средств, закупки, относящиеся к мероприятиям в сфере информатизации, включаются в соответствующие программы и проводятся с соблюдением требований Указа № 531. Процедуры закупок и порядок их проведения зависят от источника финансирования закупки.

Так, в случае финансирования закупки за счет собственных средств организации такая закупка проводится в порядке, определенном постановлением № 229.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

 

Если же закупка полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, то такая закупка должна осуществляться в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, с особенностями, определенными Указом № 612.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее – Указ № 612).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 03.10.2017 № 359 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 359).

 

С 5 октября 2017 г. единым организатором процедур государственных закупок в сфере информатизации является Минсвязи (п. 3 Указа № 359). Соответственно все процедуры государственных закупок, осуществляемых в рамках мероприятий программ информатизации, осуществляются исключительно Минсвязи.

Отметим, что кроме непосредственного проведения процедур государственных закупок в сфере информатизации, Минсвязи обязано осуществлять ряд функций в данной сфере, в частности:

– координировать проведение государственных закупок;

– обеспечивать выработку единой политики и определение единообразного подхода к их проведению, вести реестр процедур государственных закупок и заключенных по их результатам договоров;

– осуществлять мониторинг итогов проведения государственных закупок.

До 1 января 2016 г. государственные закупки осуществлялись путем проведения (подп. 1.4 п. 1 Указа № 612):

– открытого конкурса;

– закрытого конкурса;

– процедуры запроса ценовых предложений при пороговом значении ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств;

– процедуры закупки из одного источника в случаях, предусмотренных законодательством.

С 1 января 2016 г. данная норма прекратила свое действие и для проведения государственных закупок в сфере информатизации применяются все процедуры, предусмотренные законодательством о государственных закупках.

Техзадание обязательно

Обязательным условием для проведения процедуры государственных закупок в сфере информатизации является их осуществление на основании технических заданий по мероприятиям программ информатизации (далее – технические задания), получивших положительные заключения государственной научно-технической экспертизы (подп. 1.5 п. 1 Указа № 612).

Обязанность разработки таких заданий возложена на заказчиков мероприятий программ информатизации. Техническое задание должно быть разработано до начала проведения государственной закупки и содержать:

– наименование мероприятий, цели, ожидаемые результаты и показатели эффективности их реализации, экономический и (или) социальный эффект от реализации мероприятий;

– основные этапы реализации с указанием перечня товаров (работ, услуг), закупаемых в рамках мероприятий программ информатизации, в т.ч. связанных с проведением исследований и разработок, а также с указанием объема финансирования их закупок. При этом для создаваемых и приобретаемых программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств указываются требуемые функциональные, технические, технологические и другие характеристики;

– сведения о предполагаемых владельце, операторе, пользователях программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

– информацию о потребностях в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий программ информатизации, выполнения работ (оказания услуг) по технической поддержке и сопровождению программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, а также источники финансирования;

– требования к квалификации и опыту работы лиц, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), необходимых для реализации мероприятий;

– требования к уровню производственной, научной, конструкторско-технологической базы, необходимой для реализации мероприятий.

 

Обратите внимание! Типовая форма технического задания утверждена совместным постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Минсвязи от 16.01.2015 № 2/4.

 

Для подготовки технических заданий заказчики мероприятий программ информатизации вправе привлекать на договорной основе научные, проектные и конструкторские организации вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в т.ч. зарубежных (подп. 1.7 п. 1 Указа № 612).

Технические задания утверждаются заказчиками, после чего должны быть представлены единому организатору для направления их в Государственный комитет по науке и технологиям для проведения государственной научно-технической экспертизы.

Конкурсные документы

Заказчики при разработке документов, представляемых участникам для подготовки предложений на участие в процедурах государственных закупок по мероприятиям программ информатизации, обязаны учитывать требования, изложенные в технических заданиях, получивших положительные заключения государственной научно-технической экспертизы. Кроме того, если государственная закупка в сфере информатизации осуществляется путем проведения конкурса, то конкурсные документы дополнительно подлежат согласованию с Минсвязи.

До начала оценки предложений должна быть проведена проверка квалификационных данных участников (подп. 1.10 п. 1 Указа № 612). При этом заказчики вправе повторно требовать от участников подтверждения их квалификационных данных. Предложения участников, отказавшихся подтвердить или не подтвердивших свои квалификационные данные, отклоняются.

Особенности сравнения предложения участников

Подпунктом 1.12 п. 1 Указа № 612 установлены обязательные критерии оценки и сравнения предложений участников, которые подлежат обязательному применению при проведении процедур государственных закупок в сфере информатизации, помимо критериев, определенных иными актами законодательства, регулирующими отношения в области государственных закупок.

К таким критериям относятся:

– наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

– уровень функциональных и технических характеристик создаваемых информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

– объем прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых заказчикам мероприятий программ информатизации;

– обеспечение обучения работе с информационной системой, включая продолжительность такого обучения;

– выполнение не менее 85 % объема работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).

Отметим, что объем работ (услуг) определяется как общая стоимость работ (услуг) без учета НДС.

 

Обратите внимание! Заказчики вправе устанавливать и иные дополнительные критерии оценки предложений участников, кроме установленных законодательством.

 

В то же время удельный вес каждого из критериев должен определяется путем установления процентного соотношения между ними. При этом удельный вес каждого из нижеуказанных критериев должен составлять не менее 30 % (часть третья подп. 1.12 п. 1 Указа № 612). К таким критериям относятся:

– цена предложения;

– наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.

Если в предложениях участников планируется создание или использование объектов интеллектуальной собственности, не предусмотренных техническими заданиями, то заказчики вправе обратиться к единому организатору для направления предложений участников в Государственный комитет по науке и технологиям для оценки соответствия этих предложений целям мероприятий, включенных в программы информатизации.

Заказчикам также предоставлено право делегировать свои полномочия, предусмотренные Указом № 612, государственным органам и организациям, реализующим программы информатизации (подп. 1.14 п. 1 Указа № 612).

Существенные условия договора

Указом № 612 определены существенные условия договоров, заключаемых для реализации мероприятий программ информатизации, подлежащих включению в такие договоры помимо иных условий, установленных законодательством. Так, обязательному включению в указанные договоры подлежат следующие условия (подп. 1.15 п. 1 Указа № 612):

– определение обладателя (обладателей) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении договора;

– условие о передаче исходного текста компьютерной программы, созданной при выполнении договора, заказчику;

– требования к уровню используемой производственной, научной, конструкторско-технологической базы;

– объем выполняемых (оказываемых) исполнителем работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей);

– обязательство исполнителя по обеспечению технической поддержки, сопровождения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.

В завершение отметим, что нормы Указа № 612 не распространяются на отношения, связанные с государственными закупками:

– товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу Указа № 612;

– работ (услуг) в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, государственных программ научных исследований;

– услуг, связанных с развитием и обеспечением эксплуатации Автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов.

 

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры» 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!