1 январь 2020
Статья 5 из 22 ( Материал id: 1935 Журнал id: 118882 )
Страница № 12

   

    

    

    

    

    

Особенности заключения договора на создание рекламного видеоролика

Максим Слепич, юрист

Главное в статье:

– что следует включить в предмет договора;

– как правильно зафиксировать в договоре передачу исключительных прав на видеоролик;

– как не ошибиться с существенными условиями такого договора.

 

Ситуация

Учреждение образования (далее – УО «Б») для рекламы своих образовательных услуг решило заказать другой организации (далее – организация «А») изготовление видеоролика. С этой целью организации заключили договор, все права на ролик по которому должны были перейти УО «Б».

Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при заключении указанного договора.

 

Следует различать объект интеллектуальной собственности и предмет договора по изготовлению такого объекта

Объектом гражданских прав при заключении сделки, по которой один субъект обязуется изготовить и передать другому рекламный видеоролик продукции, считается данный видеоролик. Предметом же договора по изготовлению видеоролика является не сам видеоролик, а действия сторон договора по его изготовлению, передаче прав на него, принятию и оплате.

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (абзац третий ст. 4 Закона № 262-З, подп. 4 п. 1 ст. 993 ГК). К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Рекламный видеоролик – это аудиовизуальное произведение, которое признается результатом интеллектуальной деятельности и объектом авторских прав (ст. 993, 980 ГК).

 

Как определить предмет договора

Исходя из намерений сторон в данной ситуации в обязанности организации «А» должны входить:

– изготовление видеоролика;

– передача исключительных прав на видеоролик УО «Б» на неограниченный срок.

В таком случае организациям необходимо заключить договор о создании видеоролика и уступке исключительного права на него.

Если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (ст. 391 ГК).

Передать авторские права на результат интеллектуальной деятельности можно только по договору уступки исключительных прав (ст. 984-1 ГК и ст. 43 Закона № 262-З). При этом следует учитывать, что аудиовизуальное произведение включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

 

Какие существенные условия необходимо предусмотреть в договоре

Существенными условиями договора будут являться:

– задание для создания аудиовизуального произведения;

– условие об уступке исключительного права в полном объеме;

– условия о вознаграждении производителя аудиовизуального произведения и сроке его выплаты (если договор возмездный).

 

Справочно:

существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 402 ГК).

 

Для создания аудиовизуального произведения прежде всего необходимо определить параметры, в соответствии с которыми организация «А» будет его изготавливать (например, хронометраж от 60 до 120 с, привлечение конкретных лиц для съемки и т.п.).

Также к существенным условиям договора уступки исключительного права относится условие о передаче исключительного права от организации «А» к УО «Б» в полном объеме, которое можно сформулировать следующим образом: производитель аудиовизуального произведения передает заказчику исключительные права на аудиовизуальное произведение в полном объеме для использования его любым способом и в любой форме, включая перечисленные в ст. 16 Закона № 262-З, на весь срок действия авторского права.

Также в договоре необходимо указать объект, исключительное право на который отчуждается. Поскольку аудиовизуальное произведение является сложным объектом авторского права, то необходимо подробно описать, что конкретно входит в его состав (например, сценарий аудиовизуального произведения; литературное произведение, положенное в основу сценария; музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения; музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения, и др.).

 

Обратите внимание!

Сторонам рекомендуется согласовать в договоре уступки исключительного права на рекламный видеоролик условие об обременении исключительного права лицензионными и другими договорами (при их наличии), а также условия таких договоров о способах, территории и сроках использования права.

 

В силу п. 1 ст. 12 Закона № 262-З авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста, оператор-постановщик, художник-постановщик. Заключение с автором аудиовизуального произведения договора на создание этого произведения влечет переход к производителю аудиовизуального произведения исключительного права на аудиовизуальное произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 12 Закона № 262-З).

В связи с этим УО «Б» при заключении договора уступки исключительного права на рекламный видеоролик следует уточнить, каким образом урегулированы правоотношения между производителем аудиовизуального произведения (организацией «А») и его авторами. Они могут опосредоваться договорами уступки исключительных прав, заключенными с авторами сценария, музыкального произведения, режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком, художником-постановщиком и иными лицами, или трудовыми договорами, если указанные лица являются работниками организации «А» (ст. 17 Закона № 262-З).

 

Как следует предусмотреть в договоре передачу прав на видеоролик

В договоре можно предусмотреть, что исключительные права на рекламный видеоролик переходят в момент подписания сторонами акта приема-передачи нематериальных активов или акта выполненных работ по договору.

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 984-1 ГК, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к другой стороне с момента заключения договора уступки исключительного права. Соглашением сторон можно предусмотреть иной момент перехода исключительного права. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, подлежащее регистрации в соответствии с законодательными актами, переходит от правообладателя к другой стороне с момента регистрации этого договора.

Поскольку в момент заключения договора уступки исключительного права объект исключительных прав (рекламный видеоролик) еще не создан, момент перехода прав на него к УО «Б» можно связать с моментом подписания сторонами акта передачи исключительных прав или акта выполненных работ по договору.

В договоре уступки исключительного права нет необходимости упоминать об отдельных правомочиях или об определенных сроках, территории, способах использования исключительного права на рек­ламный видеоролик. Следует лишь указать на передачу исключительного права на такой объект для его использования любым способом, включая способы, перечисленные в ст. 16 Закона № 262-З.

Если договор предусматривает отчуждение исключительного права, но содержит подобные ограничения, возникает риск переквалификации такого договора в лицензионный договор (ст. 401 ГК), а также риск признания договора недействительным (ст. 169 ГК).

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262­-З «Об авторском праве и смежных правах» (Закон № 262-­З).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.