2 февраль 2020
Статья 19 из 23 ( Материал id: 1987 Журнал id: 118883 )
Страница № 39

    

    

    

    

   

Особенности процедур государственных закупок работ по ремонту техники

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Почему важно:

разъясняется, как проводить закупки работ (услуг) в случаях, когда невозможно определить их объем.

 

При проведении процедур государственных закупок работ (услуг) у заказчиков нередко возникают сложности, связанные с невозможностью определить их общий объем, необходимый для приобретения в текущем финансовом году.

Так, например, проводя процедуру закупки по выбору подрядчика на ремонт оборудования, заказчик не знает точно, сколько раз в году оборудование будет ломаться и будет ли оно ломаться вообще.

В то же время приглашение к участию в любом виде конкурентной процедуры государственной закупки должно содержать, помимо прочего, объем (количество) предмета государственной закупки (абзац третий п. 1 ст. 22 Закона).

Аналогичная норма содержится и в абзаце третьем подп. 1.2 п. 1 постановления № 30. Согласно ей в запросе, направляемом потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в рамках изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника, должен быть указан объем (количество) предмета государственной закупки.

 

Как же проводить такие закупки?

Для решения данной проблемы в некоторых случаях Закон предоставляет заказчикам право осуществлять закупки работ по ремонту техники, оборудования, транспортных средств без указания их точного объема и количества необходимых запасных частей.

Так, если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки, а также других услуг в случае их определения Советом Министров Республики Беларусь, заказчик в документах, представляемых для подготовки предложения, указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству, тариф на работы или услуги (абзац третий п. 4 ст. 21 Закона).

 

Справочно:

по вопросу определения цен см.: Методические рекомендации Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики по вопросу государственных закупок ремонта техники, оборудования, транспортных средств, размещенные на официальном интернет­сайте МАРТ.

 

При этом должно быть указано, что оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.

В связи с тем что на практике применение данной нормы вызвало определенные сложности у заказчиков, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) разместило на своем официальном интернет-сайте Методические рекомендации по вопросу государственных закупок ремонта техники, оборудования, транспортных средств (далее – Методические рекомендации).

 

Как проводить закупки работ (услуг) в случаях, когда невозможно определить их объем

Рассмотрим подробно, как следует проводить закупки работ (услуг), перечисленных в абзаце третьем п. 4 ст. 21 Закона, в случаях, когда невозможно определить их объем.

Как указывает МАРТ, в любом случае до проведения процедуры государственной закупки заказчику необходимо определить:

  • количество всех возможных видов ремонта;
  • перечень запасных частей, которые могут потребоваться для этих целей, если стоимость запасных частей не включается в стоимость соответствующих работ. В этом случае у заказчика отсутствует обязанность выделять закупку работ и запасных частей отдельными лотами, поскольку они технологически и функционально связаны друг с другом.

 

На основании чего формировать конкретный перечень необходимых для закупки работ и запасных частей

Как разъясняет МАРТ, такой перечень может быть сформирован на основании технических нормативных правовых актов (ТНПА), соответствующей технической и иной документации к конкретному товару, опыта закупок предыдущих лет, информации из Интернета, диагностики либо любым иным способом.

При формировании такого перечня МАРТ рекомендует обратить внимание:

  1. на ТНПА;
  2. техническую и иную документацию: дату производства (изготовления), срок службы техники, оборудования, транспортных средств, регламентированные сроки замены запасных частей (отдельные производители в технической документации указывают перечень запасных частей);
  3. наиболее частые причины выхода из строя техники, оборудования, транспортных средств (данную информацию можно получить у организаций, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание указанных товаров; заказчиков, эксплуатирующих аналогичные товары; из собственного опыта; сведений, размещенных в Интернете);
  4. иные сведения, позволяющие сформировать представление о техническом состоянии техники, оборудования, транспортных средств.

 

Рекомендация

Для обеспечения формирования такого перечня на будущие периоды МАРТ рекомендует включать в заключаемые договоры обязанность выбранного подрядчика (исполнителя) при завершении действия договора, заключенного на год, проводить диагностику оборудования на предмет необходимости осуществления планового ремонта в следующем календарном году.

 

Обратите внимание!

Заказчик в документации о закупке может указывать как общую цену запасных частей, так и цену каждой запасной части отдельно (абзац третий п. 4 ст. 21 Закона).

 

В Методических рекомендациях МАРТ приводит примеры таких перечней. Например, в случае если заказчик решит указать цену каждой запасной части, перечень видов работ и запасных частей, если их стоимость не включается в стоимость соответствующих работ, может выглядеть следующим образом (см. табл. 1 и 2):

Таблица 1

 

Таблица 2

 

Если же заказчик решит указать общую цену запасных частей, то перечень видов работ и запасных частей будет выглядеть следующим образом (см. табл. 3 и 4):

Таблица 3

 

Таблица 4

 

Сложности определения ориентировочной стоимости

1. Одна и та же запасная часть в зависимости от производителя может иметь разные цены.

Это обстоятельство необходимо учитывать заказчику при определении цены запасных частей, которые потребуются для выполнения ремонта. В связи с этим при отсутствии оснований для закупки запасной части конкретного производителя МАРТ рекомендует для определения цены использовать обоснованные коэффициенты и (или) индексы для пересчета стоимости запасных частей с учетом различий в их характеристиках. Таким образом, по результатам изучения конъюнктуры рынка заказчик может получить усредненное значение цены запасной части (абзац третий части третьей подп. 1.3 п. 1 постановления № 35).

2. На момент заключения договора не известно, какое количество работ будет по нему выполняться и какое количество запасных частей будет использовано.

В своих Методических рекомендациях МАРТ указывает, что, учитывая данное обстоятельство, общая (совокупная) стоимость работ и запасных частей не ограничена объемом выделенных бюджетных ассигнований. При этом договор по результатам процедуры государственной закупки в любом случае будет заключен по ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, определенной в документах, представляемых для подготовки предложений. И соответственно оплата выполненных работ или оказанных услуг будет осуществляться исключительно в рамках выделенных бюджетных ассигнований. Это следует из последнего предложения абзаца третьего п. 4 ст. 21 Закона.

Также МАРТ указывает на то, что согласно части первой п. 1 ст. 24 Закона при проведении конкурентных процедур договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, представляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя. По этой причине условие о том, что договор заключается по ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, необходимо установить в документах, представляемых для подготовки предложения.

3. Предполагаемый объем работ по ремонту не известен.

Определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в настоящее время осуществляется исключительно с применением способов, установленных постановлением № 35, а именно посредством изучения конъюнктуры рынка и затратным. Однако затратный способ применяется в случае невозможности применения иных способов (подп. 1.5 п. 1 постановления № 35).

По мнению МАРТ, в связи с невозможностью достоверно определить объем работ по ремонту обоснованно будет применить затратный способ определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

Применение такого способа подразумевает необходимость учесть обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на приобретение ремонтных работ (например, опыт предыдущих лет) и объем выделенных бюджетных ассигнований.

 

Оценка и сравнение предложений

По мнению МАРТ, при выборе участника-победителя следует учитывать, что при проведении конкурентных процедур закупок, за исключением электронного аукциона, участники с учетом перечня определенных заказчиком видов ремонта и запасных частей должны в своих предложениях указать свою стоимость каждой единицы запасной части и тарифа на работы.

Оценка и сравнение предложений в этом случае будут осуще­ствляться исходя из общей (совокупной) стоимости работ и запасных частей, указанной в предложении участника.

Цель таких действий – определение и выбор наилучшего из предлагаемых участниками прейскуранта на работы и запасные части, исходя из которого в последующем будет осуществляться оплата. Такой прейскурант будет являться приложением к договору. МАРТ рекомендует заказчику дать соответствующее указание на это в документах, представляемых участникам для подготовки предложения.

 

Обратите внимание!

Учитывая, что договор заключается по ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, допускается ситуация, когда общая (совокупная) стоимость работ и запасных частей, предложенная отдельными участниками, может превышать ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.

 

Закупки работ по ремонту техники с применением электронного аукциона

В первом разделе аукционных предложений участники представляют документы и сведения, подтверждающие соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки, установленным аукционными документами. При этом торги начинаются с ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, и Закон не требует указания участником в первом разделе своего предложения тарифов на работы и стоимости каждой запасной части.

Целью проведения торгов в данном случае, по мнению МАРТ, является определение предлагаемого участником-победителем процента снижения общей (совокупной) стоимости работ и запасных частей по сравнению с начальной ценой торгов. Соответственно впоследствии цена каждой запасной части, а также цена работы должны быть пересчитаны с учетом такого процента.

В Методических рекомендациях МАРТ приводит пример такого пересчета.

Например, по результатам электронного аукциона на закупку работ и запасных частей процент снижения цены составил 50 %.

Тогда при пересчете тарифы на работы будут следующие (см. табл. 5):

Таблица 5

Что касается запасных частей, то в случае, если заказчиком изначально была указана цена каждой запасной части, снижение произойдет пропорционально и стоимость тормозной площадки и ролика захвата бумаги соответственно также уменьшится на 50 % (см. табл. 6).

Таблица 6

Если же заказчиком была указана лишь общая цена запасных частей, то она также снизится на 50 %.

Однако для целей договора необходимо определить стоимость каждой запасной части в отдельности. По этой причине МАРТ в Методических рекомендациях предлагает предусмотреть в аукционных документах обязанность участника-победителя представить заказчику до заключения договора соответствующую спецификацию, содержащую стоимость каждой запасной части в рамках общей стоимости запасных частей, определенной по результатам проведения торгов. Если данное условие не будет им выполнено, то на основании п. 7 ст. 44 Закона предложение такого участника будет подлежать отклонению и участником-победителем будет признан участник, сделавший предпоследнюю ставку.

При исполнении договора независимо от того, по результатам какого вида процедуры государственной закупки он заключен, оплата выполненных работ осуществляется по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы и по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость предмета государственной закупки (абзац третий п. 4 ст. 21 Закона). Разумеется, соответствующие условия должны быть предусмотрены и в договоре.

 

Справочно:

проектно­сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), и в соответствии с подп. 1.12 п. 1 Указа № 223 в настоящее время не применяется.

 

В процессе исполнения договора по заявкам заказчика будет происходить постепенная выборка суммы договора. При этом к окончанию срока действия договора вся сумма может быть не выбрана. Данная ситуация не будет являться нарушением законодательства о государственных закупках.

При исполнении договора подрядчик должен выполнять только те виды работ и использовать те запасные части (расходные материалы), которые были предусмотрены документацией о закупке и соответственно указаны в приложениях к договору. Однако использоваться указанные в договоре запасные части могут неограниченное количество раз в пределах ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

При этом в случае, если для выполнения указанных в договоре работ будет необходимо приобретение иных, не указанных в договоре запасных частей, такие товары должны приобретаться заказчиком посредством проведения новой процедуры государственной закупки.

Аналогичная ситуация складывается и в случае, если заказчику понадобится выполнение работ, не предусмотренных в ранее заключенном договоре.

В связи с этим для покрытия необходимости проведения видов работ и использования запасных частей, не предусмотренных в ранее заключенном договоре, заказчик вправе изначально в документации о закупке предусмотреть общую стоимость нормо-часа работы по ремонту с условием о том, что запасные части будут предоставляться заказчиком по мере возникновения потребности в них.

В этом случае ответственность за обеспечение исполнителя запасными частями и соответствующие расходы в связи с их приобретением будет нести заказчик.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление № 30).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (постановление № 35).

Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (Указ № 223).

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!