2 февраль 2017
Статья 6 из 24 ( Материал id: 786 Журнал id: 107746 )
Страница № 19

Основания принудительной ликвидации «неработающего» юридического лица

Организация, долгое время не осуществляющая хозяйственную деятельность и не представляющая отчетность, вызывает подозрения в причастности к деятельности лжеструктур и фирм-однодневок, поэтому государственным контролирующим органам дано право инициировать ликвидацию подобных организаций. В статье мы рассмотрим полномочия государственных органов по ликвидации «неработающих» юридических лиц и порядок такой ликвидации.

 

Основания ликвидации

 

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

• собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

• экономического суда;

• регистрирующего органа (п. 2 ст. 57 ГК, п. 3 Положения о ликвидации).

 

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Документ:

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации).

 

По решению регистрирующего органа ликвидация юридического лица производится в случаях:

• неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

• внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

• непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

• осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в ее уставе.

 

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).

Справочно:

регистрирующие органы – это государственные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Положением о государственной регистрации (Нацбанк, Минфин, Минюст, администрации свободных экономических зон, администрация Китайско-Белорусского индустриального парка, облисполкомы и горисполкомы).

 

Порядок ликвидации

 

Процедура ликвидации юридического лица по инициативе регистрирующего органа установлена пп. 14–16 Положения о ликвидации. Выглядит она следующим образом:

1. Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации организации на основании указанного представления (предложения).

2. Сведения о ликвидации конкретного юридического лица по инициативе регистрирующего органа размещает Минюст на своем официальном сайте.

3. О принятом решении регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней уведомляет само юридическое лицо, а также налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, Белгосстрах (его обособленное подразделение).

4. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления юридическое лицо должно предоставить в регистрирующий орган:

• печать либо заявление о ее неизготовлении или сведения о публикации объявлений о ее утрате;

• оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации.

5. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, подразделения Белгосстраха предоставляют в регистрирующий справки и сведения о наличии задолженностей, расчетов с наемными лицами и т.д.

6. Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников.

7. Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГРЮИП об исключении из него субъекта хозяйствования при отсутствии задолженности перед бюджетом и иных обстоятельств, препятствующих ликвидации, по истечении 35 рабочих дней с начала упрощенной  процедуры ликвидации юридического лица.

 

Справочно:

ЕГРЮИП – Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Пример 1

Руководитель организации, которая не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность более 2 лет, получил уведомление налогового органа о ликвидации. Руководитель принял решение не начинать добровольную ликвидацию.

У юридического лица не было задолженности перед бюджетом, поэтому налоговый орган направил регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации юридического лица по основанию неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд (абзац второй подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации).

Таким образом, игнорирование требований государственного органа ни к чему не приводит: он вправе начать процедуру ликвидации по собственной инициативе. Мы бы рекомендовали в подобной ситуации совершить все требуемые действия по добровольной ликвидации юридического лица.

 

Обратите внимание! Налоговые органы и их должностные лица наделены правом в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления) о ликвидации организации (подп. 1.4.1 п. 1 ст. 81 НК). Этим правом они могут воспользоваться и в случае, если есть обстоятельства, препятствующие ликвидации юридического лица в упрощенном порядке, а учредитель (собственник) отказывается или уклоняется от совершения требуемых от него действий по ликвидации. Данное право уточняется и в разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 01.09.2015 № 03-24/1668 «О праве на подачу исковых заявлений о ликвидации».

 

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

Что делать с долгами при ликвидации

 

Перед ликвидацией налоговый орган проводит проверку, в ходе которой может выявиться задолженность по налоговым платежам.

При ликвидации налоговое обязательство и причитающиеся к уплате пени уплачивает ликвидационная комиссия (ликвидатор) этой организации не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета), а также в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой декларации (расчета) за счет денежных средств этой организации, в т.ч. полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 38 НК).

 

Обратите внимание! Если денежных средств ликвидируемой организации, в т.ч. полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней, остающуюся задолженность погашают собственник имущества такой организации, учредители (участники) или другие лица, в т.ч. руководитель организации, имеющие право давать обязательные для этой организации указания либо имеющие возможность иным образом определять ее действия, в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством, в т.ч. законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), либо учредительными документами организации. Не погашенная после этого сумма задолженности признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном НК и (или) актами Президента Республики Беларусь (п. 3 ст. 38 НК).

К таким случаям, в частности, относится ситуация, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана действиями его учредителей (п. 3 ст. 52 ГК).

 

Пример 2

Юридическое лицо инициировало процедуру ликвидации в 2015 г. Налоговая инспекция при проведении проверки насчитала долг по уплате налоговых платежей за 2011 г. и пеню за просрочку уплаты. Ликвидатор не согласился с результатами проверки, мотивируя это истечением срока давности по выявленным нарушениям.

Обязательства по уплате налогов и иных платежей в бюджет являются не гражданско-правовыми, а налоговыми, поэтому 3-летний срок исковой давности, предусмотренный ст. 197 ГК, к ним не применяется. Требования об исполнении налоговых обязательств срока давности не имеют.

Мы бы рекомендовали во избежание привлечения к административной ответственности изыскать средства, в т.ч. за счет продажи имущества, для уплаты задолженности  по налоговым обязательствам.

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства – это основание для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 5 ст. 37 НК). В рассматриваемом случае основанием начисления штрафных санкций служит ст. 13.6 КоАП.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Павел Булойчик, юрист

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!