Организация ввозит товар в Республику Беларусь. Как правильно провести маркировку контрольными знаками?
Ситуация
Субъект хозяйствования планирует ввозить из Украины в Беларусь масло подсолнечное и разливать его в потребительскую тару (бутылки). У него два варианта расфасовки масла. Первый: ввозить в железнодорожных цистернах до места назначения – предприятия, затем на специально оборудованном складе сливать масло в резервуар, а из него уже разливать по бутылкам. Второй вариант: ввозить масло в специальных бочках по 1 000 л, затем на своем складе осуществлять розлив в бутылки.
Рассмотрим, как осуществить маркировку контрольными (идентификационными) знаками (далее – КЗ) и сколько нужно заказывать КЗ в каждом из вариантов.
Подлежит ли маркировке КЗ масло подсолнечное?
Для решения вопроса, подлежит ли тот или иной товар маркировке КЗ, следует обратиться к Перечню, утвержденному постановлением № 1030.
Документ:
Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» (далее – Перечень и постановление № 1030 соответственно).
В указанной ситуации импортер собирается ввозить подсолнечное масло, которое классифицируется кодом ТН ВЭД 1512.
Данная товарная позиция подпадает под требования Перечня как «масло растительное, разлитое в тару любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу» (коды ТН ВЭД от 1507 до 1517). Следовательно, организации необходимо произвести маркировку масла КЗ.
Куда обращаться за получением КЗ?
Форма и образцы КЗ утверждены постановлением № 86, а их стоимость – постановлением № 3 (для масла растительного она составляет 150 руб. за 1 КЗ).
Порядок реализации, учета, хранения, уничтожения КЗ, а также порядок маркировки товаров КЗ определены постановлением № 32.
Документ:
постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.05.2007 № 86 «Об установлении образцов контрольных (идентификационных) знаков и о признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 86).
Документ:
постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05.02.2014 № 3 «Об установлении стоимости контрольных (идентификационных) знаков и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 3).
Документ:
постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 № 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – постановление № 32).
Реализацию КЗ осуществляет Минфин путем их выдачи заинтересованным организациям и индивидуальным предпринимателям:
– республиканским унитарным предприятием «Издательство «Белбланкавыд» (далее – РУП «Издательство «Белбланкавыд»);
– на основании заявок инспекций МНС Республики Беларусь, размещаемых в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД).
Такая заявка оформляется при представлении организации в свою инспекцию МНС следующего пакета документов:
– заявления определенной формы о приобретении КЗ (в 2 экземплярах), в котором указываются код товара, подлежащего маркировке КЗ, и необходимое количество знаков для маркировки (в штуках).
Первый экземпляр заявления останется в инспекции МНС, второй – в день поступления будет возвращен (направлен) организации (индивидуальному предпринимателю) с отметкой инспекции МНС о регистрации заявления (отметка включает указание на номер и дату регистрации);
– расчета суммы, вносимой в оплату стоимости КЗ;
– копии платежной инструкции с отметкой банка об исполнении на внесение платежа в оплату стоимости КЗ в доход республиканского бюджета (п.17 Единого перечня административных процедур).
Документ:
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур).
Решение налогового органа о размещении в ЭБД заявки на реализацию КЗ принимается путем проставления на первом экземпляре заявления соответствующей отметки, заверяемой начальником (заместителем начальника) инспекции МНС с указанием даты заверения, с одновременным размещением заявки на реализацию КЗ в ЭБД.
После того как заявка появилась в ЭБД (в течение 2 рабочих дней со дня поступления в ИМНС заявления), организация вправе получить КЗ в РУП «Издательство «Белбланкавыд» (г. Минск, ул. Ботаническая, 6а). Получающий эти знаки должен иметь при себе определенные документы (см. таблицу).
Лицо, получающее КЗ |
Документы, дающие право получить КЗ |
Руководитель организации |
Документ, удостоверяющий его служебное положение (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор, или удостоверение руководителя некоммерческой организации), а также документ, удостоверяющий его личность, и второй экземпляр заявления с отметкой инспекции МНС |
Индивидуальный предприниматель |
Документ, удостоверяющий его личность, и второй экземпляр заявления с отметкой инспекции МНС |
Представитель организации (кроме его руководителя) или индивидуального предпринимателя |
Документ, удостоверяющий его личность, а также доверенность на получение КЗ и второй экземпляр заявления с отметкой инспекции МНС |
При выдаче КЗ должна быть оформлена товарно-транспортная накладная или товарная накладная.
Информация о полученных организацией КЗ будет размещена в ЭБД и является доступной.
Какая тара является объектом маркировки КЗ?
В изложенной ситуации нам необходимо определить тару, которая подпадает под маркировку КЗ.
В первом варианте, когда масло ввозится в железнодорожных цистернах, импортеру придется маркировать товар только тогда, когда он будет переупакован на предприятии в тару меньшей емкости (бутылки).
Обоснуем наш вывод.
Как мы уже упоминали ранее, маркировке КЗ подлежит масло растительное, разлитое в тару любой вместимости, и предназначенное для употребления в пищу (коды ТН ВЭД от 1507 до 1517).
Вагон-цистерна, в котором перевозится масло растительное, в целях применения норм таможенного законодательства рассматривается как транспортное средство, что не противоречит норме подп. 1.2.1 п. 1 гл. 1.2 Правил перевозок опасных грузов СМГС. Из нее следует, что вагон-цистерна – это несамоходное железнодорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов.
Документ:
Правила перевозки опасных грузов, являющиеся приложением 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (далее – Правила перевозки опасных грузов СМГС).
Однако белорусским законодательством установлено, что для целей маркировки КЗ термин «тара» следует применять в значениях, установленных техническими нормативными правовыми актами, к которым Правила перевозки опасных грузов СМГС не относятся.
Под статус технического нормативного правового акта подпадает ТР ТС 005/2011, согласно которому транспортная упаковка – это упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу, а потребительская упаковка – это упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю (ст. 2 ТР ТС 005/2011). Как видим, современные технические документы используют термин «упаковка», а не «тара»*.
Данный документ содержит перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 005/2011, в т.ч. ГОСТ 30765-2001 «Тара транспортная металлическая. Общие технические условия». Однако из разъяснений специалистов Госстандарта Республики Беларусь следует, что ТР ТС 005/2011 применяется лишь в отношении тары (упаковки), которая является товаром (готовой продукцией), поэтому ТР ТС 005/2011 не может рассматриваться в качестве документа для реализации норм законодательства о маркировке КЗ.
Несмотря на отсутствие прямых норм, определяющих понятие «тара», на основе анализа приведенных документов считаем возможным утверждать, что вагон-цистерна не подлежит маркировке КЗ, поскольку в рассматриваемой ситуации он является не самостоятельным товаром или тарой, в которой реализуется товар, а транспортным средством, перевозящим товар – масло растительное.
Документ:
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 (далее – ТР ТС 005/2011).
Объект маркировки КЗ в первом варианте ввоза масла возникнет после того, как вагон-цистерна после таможенной очистки прибудет на предприятие в специально оборудованное место розлива, где из цистерны масло будет перелито в резервуар, являющийся частью технологического процесса разлива масла, и затем по бутылкам. Именно бутылки с маслом и являются объектом маркировки КЗ.
Организация, ввезшая масло на территорию Республики Беларусь и осуществляющая его переупаковку в потребительскую тару (упаковку) для их дальнейшей реализации, считается производителем товара, который подлежит маркировке КЗ (примечание к подп. 1.2 п. 1 Указа № 243). Маркировка товара производителем осуществляется до начала его транспортировки и (или) реализации в местах производства, упаковки (переупаковки), хранения таких товаров (абз. 2 подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 243).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 243).
Во втором варианте импортеру придется дважды маркировать товар:
– когда он упакован в бочки объемом 1 000 л;
– когда он будет переупакован в тару меньшей емкости (бутылки).
Бочки объемом 1 000 л должны быть промаркированы КЗ либо за пределами Республики Беларусь, либо на таможенном складе после их помещения под таможенную процедуру таможенного склада (абз. 3 подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 243).
Документ:
постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 10.08.2011 № 31 «О некоторых мерах по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» (далее – постановление № 31).
Справочно:
если товар следует из стран – участниц Таможенного союза ЕАЭС, то он маркируется либо за пределами Республики Беларусь, либо на территории уполномоченных складов (абз. 2 подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 243). Перечень таких складов указан в приложении к постановлению № 31.
При упаковке (переупаковке) масла в бутылки импортер считается производителем в силу примечания к подп. 1.2 п. 1 Указа № 243. Производители подлежащих маркировке КЗ товаров должны осуществлять их маркировку до начала транспортировки и (или) реализации в местах производства, упаковки (переупаковки), хранения таких товаров (абз. 2 подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 243).
Обратите внимание! Производитель вправе хранить на складе масло растительное без КЗ, но не вправе осуществлять его транспортировку и реализацию на территории Республики Беларусь без КЗ либо с КЗ, нанесенными c нарушением установленного законодательством порядка (часть вторая подп. 1.2, подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 243).
То есть производитель вправе расфасовать масло в бутылки и какое-то время хранить их без КЗ. Но как только возникнет необходимость перевозки масла, в т.ч. в торговый объект, каждая перевозимая бутылка должна быть промаркирована.
Рекомендация по количеству запрашиваемых КЗ
По общему правилу КЗ выдаются пропорционально количеству товаров, подлежащих маркировке (1 КЗ на 1 единицу товара). То есть, если товар (жидкость) расфасован в тару определенного объема, то КЗ выдаются не по количеству объема всей жидкости (скажем, литров), а по количеству единиц тары.
Однако на практике нередко возникают ситуации, когда организации теряют КЗ или происходит их повреждение (например, при транспортировке товара, при протечке крыши склада и т.д.). Что делать организациям в таких случаях? Вправе ли они получить взамен утерянных (испорченных) знаков новые?
Сразу отметим, что Инструкция № 32 не содержит по этому поводу прямых запретов, но закрепляет четкую последовательность действий в случае утери или повреждения КЗ.
Документ:
Инструкция о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденная постановлением МНС № 32 (далее – Инструкция № 32).
Так, если КЗ были утрачены полностью, то в течение 5 дней с момента утраты необходимо составить акт в произвольной форме с указанием даты и места выявления факта утери или хищения (п. 15 Инструкции № 32). Если же КЗ повреждены, но имеются в наличии, то сначала они проверяются на подлинность (п. 22 Инструкции № 32), а затем подлежат уничтожению на основании акта об уничтожении (приложение № 2 к Инструкции № 32). В течение 3 дней со дня составления акта организация должна представить в инспекцию МНС сведения об уничтоженных контрольных знаках на электронном носителе в формате, определенном организацией, ведущей ЭБД.
После этого она может обратиться в инспекцию МНС с заявлением о выдаче необходимого количества КЗ с приложением соответствующих документов.
Ответственность за нарушение правил маркировки КЗ
Товары, подлежащие маркировке КЗ, без таких знаков не только продавать, но даже и ввозить на территорию Республики Беларусь нельзя (если только это не склад, определенный Минторгом).
За приобретение, хранение, использование, транспортировку и реализацию на территории Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке КЗ, без таких знаков либо с нанесенными на них КЗ с нарушением установленного законодательством порядка законом предусмотрена ответственность в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации (ст. 12.35 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Юлия Кудрявец, юрист
* Кстати, Указ № 243 употребляет термин «потребительская тара» вместе с термином «упаковка» как синонимы.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120