8 август 2020
Статья 22 из 27 ( Материал id: 2480 Журнал id: 118889 )
Страница № 39

    

    

    

    

   

Охрана труда: изучаем новые правила организации и документального оформления

Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации № 12»

Главное в статье:

в результате вступления в силу Закона № 274-З из Закона об охране труда исключены 2 статьи (ст. 38 и 41), введены 3 новых статьи (ст. 10-1, 10-2, 10-3), 13 статей изложены в новой редакции, в 13 статей внесены существенные изменения, в 9 статей – редакционные уточнения, и лишь 7 статей остались неизменными. На основании этого можно считать, что Закон об охране труда фактически принят в новой редакции.

 

Скорректирована терминология

Законом № 274-З в Закон об охране труда введены новые понятия, в частности «наряд-допуск», «правила по охране труда», «работы с повышенной опасностью», «система управления охраной труда» (см. ст. 1 новой редакции Закона об охране труда). В то же время исключены термины «межотраслевые правила по охране труда», «отраслевые правила по охране труда», «паспортизация санитарно-техниче­ского состояния условий и охраны труда».

Типовая инструкция по охране труда отнесена к техническим нормативным правовым актам.

Расширено понятие «требования по охране труда» (ст. 4 Закона об охране труда), в котором подчеркнуто, что такие требования содержатся не только в национальном законодательстве, но и в технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актах, и являются обязательными для исполнения всеми работодателями и работающими.

Из положений Закона об охране труда исключено понятие «ведомственный контроль». Вместо этого прописано, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, а также местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению.

 

Условия труда

Показательно, что нормы о государственной экспертизе условий труда исключены из гл. 7 «Контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда» и помещены в гл. 2 «Государственное управление в области охраны труда», т.е. государственная экспертиза условий труда перестала быть контрольной функцией. При этом содержание ст. 10-1 Закона об охране труда изложено с учетом уточненных полномочий органов, осуществляющих такую экспертизу.

 

Справочно:

изменения законодательства об охране труда направлены на реализацию концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).

 

Данной статьей уточняется содержание государственной экспертизы условий труда, проводимой в целях установления правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В ней определено, что соответствующие органы:

  • проводят государственную экспертизу условий труда на рабочих местах и оценку качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • выносят предписание о внесении изменений в результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или их отмене при выявлении нарушений в организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

 

Права и обязанности работников

В ст. 11 Закона об охране труда конкретизированы действия работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Так, при отказе от выполнения работы по указанным основаниям работающий по гражданско-правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа. Считаем это нововведение очень важным положением для защиты прав таких работников.

Права и обязанности работников-надомников и домашних работников, а также нанимателей и граждан, предоставляющих работу домашним работникам, закреплены в новых ст. 16-1 «Охрана труда работников-надомников» и 16-2 «Охрана труда домашних работников».

К сожалению, в обновленном Законе об охране труда не нашли отражение вопросы охраны труда для введенной ТК новой категории работников, выполняющих работу дистанционно.

 

Права и обязанности работодателей

Нормы ст. 17 «Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда» Закона об охране труда закрепляют обязанность работодателя представлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законо­дательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.

Закреплено также положение о том, что при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Кроме того, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.

В указанной статье сохранено требование к нанимателю о разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков. К сожалению, вопрос единообразного подхода к проведению оценки профессиональных рисков до сих пор законодательно не отрегулирован.

 

Обратите внимание!

В ст. 17 Закона об охране труда наконец-то отменена обязанность работодателя проводить паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

 

Охрана труда в организации

Изменено одно из основных предназначений службы охраны труда или специалиста по охране труда: вместо контроля за соблюдением законодательства об охране труда установлено требование контроля за соблюдением работающими требований по охране труда (ст. 20 Закона об охране труда).

Теперь структура и численность работников службы охраны труда устанавливаются в зависимости не только от численности работников организации, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью, но и от удаленности структурных подразделений друг от друга. Надеемся, что это позволит расширить штат специалистов по охране труда на больших предприятиях, имеющих структурные подразделения, находящиеся в разных населенных пунктах и регионах.

Изменены полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) относительно проведения обследования состояния условий труда и действий в случае выявления нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих (ст. 21 Закона об охране труда).

Так, при выявлении таких нарушений специалисты по охране труда вправе принимать меры по приостановлению эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг), до устранения этих нарушений, тогда как ранее они были вправе «приостанавливать (запрещать) <…> эксплуатацию оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств». Считаем, что по содержанию эти понятия различаются, поэтому реализация данного права требует разъяснений от компетентных органов.

 

Справочно:

за нарушение правил и требований по охране труда должностному лицу может грозить как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от наступивших последствий.

 

За обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором (ст. 33 Закона об охране труда). Аналогичные требования введены в ст. 34 и 35 Закона об охране труда относительно эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и производственного оборудования соответственно.

Эти положения Закона об охране труда важны как для арендаторов, так и для арендодателей и требуют серьезного подхода при разграничении ответственности в гражданско-правовых договорах с точки зрения охраны труда при сдаче в аренду территории, помещений, оборудования и т.д.

 

Медицинские осмотры

В ст. 27 Закона об охране труда внесено важное положение о том, что наниматель несет расходы по проведению медицинских осмотров не только работников, но и лиц, принимаемых на работу, а в случае оплаты последними предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.

Кроме того, наниматель может устанавливать перечень работ (профессий рабочих) организации, при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, на основании соответствующего перечня, который устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Средства индивидуальной защиты

Важные изменения внесены в ст. 28 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами» Закона об охране труда, в которой закреплены нормативные требования по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, по формированию норм выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от специфики предприятия.

Положение о том, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в т.ч. и за счет средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательными актами, является важным нововведением ст. 31 Закона об охране труда.

 

Расследование несчастного случая

В случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам такой отказ может быть обжалован потерпевшим или его представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством, в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его территориальные подразделения или в суд (ст. 32 Закона об охране труда). Это положение позволяет дополнительно защитить права и интересы потерпевших при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях.

 

Работы с повышенной опасностью

Работы с повышенной опасностью определены как «работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ» (абзац 16 части первой ст. 1 Закона об охране труда). Соответственно ст. 36 Закона об охране труда дополнена нормами о том, что работы с повышенной опасностью, выполняемые по нарядам-допускам, требуют осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением.

В данной статье предписано:

  • организациям – исходя из особенностей производства составлять перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску;
  • Министерству труда и социальной защиты, а также республиканским органам государственного управления – установить типовую форму наряда-допуска и иные формы наряда-допуска (документов), учитывающие специфику видов деятельности и отдельных видов работ.

 

Общественный контроль за организацией охраны труда

Право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда теперь имеют только профсоюзы, поскольку из ст. 42 Закона об охране труда исключено положение о том, что «при отсутствии профсоюзов в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации».

 

Справочно:

Закон № 274­З вступил в силу 27 июня 2020 г.

 

Статья 43 Закона об охране труда устанавливает, что контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами, но при этом не конкретизирует формы и методы такого взаимодействия.

Таким образом, изменения, внесенные в Закон об охране труда, вполне актуальны и обусловлены приведением к единству большого количества нормативных правовых документов по вопросам охраны труда.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-­З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (Закон № 274-­З).

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-­З «Об охране труда» (Закон об охране труда).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!