Обжалование решений государственных органов: какой порядок выбрать?
Каждое юридическое лицо в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью обращения в государственные органы для совершения установленных административных процедур. Помимо этого, в хозяйственной деятельности организаций распространена практика обращений в государственные органы за разъяснениями по вопросам применения законодательства. Если решение (ответ) государственного органа или должностного лица не удовлетворяет заявителя, у последнего имеется право на обжалование полученного решения (ответа). В этой статье мы рассматриваем, куда следует обращаться для обжалования решений государственных органов и в каком порядке.
Особенности обжалования
Правильное определение правоотношений является одним из важных условий при обжаловании принятых государственными органами решений, так как от этого зависит выбор порядка обжалования и органа, в который следует обращаться. Так, например, на договорные отношения, гражданско-правовые обязательства, отношения, вытекающие из организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности (в т.ч. налоговых проверок), действие Закона о процедурах не распространяется. Не подпадают они также под законодательство об обращениях граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о процедурах).
Какими законодательными актами установлен порядок обжалования действия государственных органов в хозяйственной сфере?
Решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности обжалуются в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством, в частности в соответствии с гл. 25 ХПК, регулирующей производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Но на этом указанный порядок обжалования не заканчивается. Вынесенное судом решение в отношении поданной заявителем жалобы, в свою очередь, может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции либо пересмотрено в порядке надзора. Таким образом, полная процедура обжалования решения государственного органа может осуществляться различными инстанциями в течение нескольких месяцев.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон о процедурах).
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
В порядке, установленном Законом об обращениях, осуществляется обжалование любых обращений, за исключением отношений, регулируемых конституционным судопроизводством, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения (ст. 2 Закона об обращениях). Эта норма означает, что если для каких-либо вопросов законодательством установлен судебный порядок, то обжаловать этот вопрос следует в строгом соответствии с правилами соответствующего судопроизводства.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях).
Пример 1
Юридическое лицо, получившее отказ патентного органа в регистрации товарного знака или знака обслуживания, должно обжаловать такой отказ в судебном порядке, при этом следует обращаться в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (ст. 11 Закона о товарных знаках).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон о товарных знаках).
Следует отметить, что на отдельные правоотношения могут распространяться специальные нормы законодательства, устанавливающие особенности обжалования принятых государственными органами решений. Так, процедура и сроки обжалования решений (постановлений) контролирующих органов, действий или бездействия их должностных лиц (в том числе налоговых органов) в досудебном (административном) и судебном порядке изложены в НК и Положении о проведении проверок.
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение о проведении проверок).
Таким образом, при рассмотрении вопроса об обжаловании решений государственных органов рекомендуем заявителям изучить как общие нормы об обжаловании решений государственных органов, так и нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, на предмет наличия особенностей процедуры и сроков обжалования.
Административный и судебный порядок обжалования
Законодательство предусматривает два способа обжалования заинтересованным лицом административного решения (ст. 30 Закона о процедурах):
– административный (досудебный) порядок, т.е. направление жалобы в вышестоящую организацию по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо иной государственный орган, организацию, к компетенции которых относится рассмотрение таких жалоб;
– судебный порядок.
Обычно при нарушении прав или интересов организации ее представитель обращается в орган, вышестоящий по отношению к тому, кто допустил нарушение, если только законодательство не устанавливает специальной процедуры для обжалования данного вопроса.
Как определить, какой орган является вышестоящим?
Как правило, информация о конкретном вышестоящем органе указывается на сайте организации, в чьи полномочия входит осуществление административных процедур. В ином случае вам как заявителю следует обратить внимание на Перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, закрепленный Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498.
В случае если ответ на жалобу в вышестоящую организацию не решает тех вопросов, которые побудили заявителя направить обращение, либо, по мнению заявителя, иным образом нарушает его права и законные интересы, у организации имеется возможность обжаловать ответ на обращение в судебном порядке.
Можно ли обратиться в суд сразу, без предварительного обращения в государственный орган?
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется только после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами (часть первая п. 3 ст. 30 Закона о процедурах). Таким образом, законодатель установил невозможность обращения заинтересованного лица с жалобой в суд на административное решение без предварительного досудебного урегулирования спора, т.е. без досудебного обращения с жалобой в орган, рассматривающий жалобу.
Обратите внимание! Исключение составляет случай, когда отсутствует орган (организация), способный рассмотреть жалобу, т.е. вышестоящий орган (организация) (часть вторая п. 3 ст. 30 Закона о процедурах).
Справочно:
форумы, созданные на официальных сайтах государственных органов, предназначены для обсуждения вопросов, общения и изучения общественного мнения, поэтому размещение сообщения на форуме не является официальным обращением.
Если будет установлено, что заинтересованное лицо обратилось в суд без подачи жалобы в орган, рассматривающий жалобу, то экономический суд, принявший такую жалобу (заявление) к своему производству оставит такое заявление (жалобу) без рассмотрения (ст. 151 ХПК).
Приостановление исполнения
Обжалование административного решения не приостанавливает исполнения обжалуемого административного решения (ст. 38 Закона о процедурах). Поскольку совершение административной процедуры предполагается по инициативе заявителя, то фактического исполнения административной процедуры на момент подачи жалобы не происходит. Следовательно, как таковое приостановление не может иметь место. Судебный порядок обжалования также не предполагает приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта (ст. 228 ХПК).
Таким образом, ни одна из общих процедур обжалования властно-распорядительных решений государственного органа не предполагает приостановления исполнения вынесенного решения. В этом случае единственным способом минимизации убытков для юридического лица является максимально быстрое обращение с жалобой на принятое решение в установленном порядке.
Пример 2
Обращения, поступившие на имя Президента Республики Беларусь, в т.ч. по вопросам обжалования решений государственных органов, иных организаций, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту Беларуси, могут рассматриваться от имени Президента администрацией Президента Беларуси (Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»).
Ответственность за причиненный вред
Какую ответственность несет государственный орган?
По общему правилу ответственность за вред или убытки, причиненные государственными органами или их должностными лицами, возлагается на Республику Беларусь или соответствующую административно-территориальную единицу. Вред или убытки подлежат возмещению за счет средств их казны.
При предъявлении исков о возмещении вреда (убытков) рекомендуем учитывать, что требования субъектов хозяйствования подлежат удовлетворению лишь при наличии следующих условий гражданско-правовой ответственности:
1) незаконного действия (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления либо их должностных лиц (включая издание не соответствующего законодательству акта);
2) причинения вреда (ущерба, убытков);
3) причинной связи между незаконным действием (бездействием) и причиненным вредом (ущербом, убытками).
Незаконность действия (бездействия) органов и их должностных лиц означает совершение деяния, противоречащего законодательству Республики Беларусь. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные незаконные приказы, распоряжения и др.
Следующим условием является причинение субъекту хозяйствования убытков. Если буквально толковать ст. 15 ГК, предусматривающую возмещение убытков, причиненных государственными органами, то следует сказать, что субъекты хозяйствования могут требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.
Обратите внимание! Судебная практика сложилась таким образом, что в случае причинения субъекту хозяйствования убытков в результате незаконных действий или бездействия государственных органов возмещению подлежит лишь причиненный реальный ущерб.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Справочно:
под убытками понимаются как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), так и неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 14 ГК).
В ХПК имеется указание о необходимости предварительного признания судом недействительным акта государственного органа как условие рассмотрения требования о возмещении вреда, причиненного таким актом. Если лицо заинтересовано в возмещении вреда, причиненного ему незаконными правовыми актами государственных органов и действиями (бездействием) их должностных лиц, то в последующем (после признания недействительным акта, действия государственного органа или органа местного управления и самоуправления) оно выбирает возмещение вреда, причиненного незаконным актом, действием (бездействием) субъекта власти, в качестве способа защиты своих прав.
Максим Слепич,
юрист ООО «Арцингер и партнеры»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
105
-
101
-
97
-
97
-
96
-
96