НК-2019: что следует знать и учесть юристу
У нас в гостях Виктор Статкевич, аудитор, советник по налоговым и финансовым вопросам юридической компании Revera Consulting Group, член экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков.
Что обсудили:
1 |
Проблема применения нормы об экономической цели хозяйственной операции все еще остается актуальной. |
2 |
«Грозная» процедура приостановления операций по счетам стала более лояльной. |
3 |
Ужесточился контроль над сделками между взаимозависимыми лицами. |
4 |
Жалоба представляется непосредственно в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. |
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь, в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З (далее – НК-2019).
– Виктор Геннадьевич, изменения налогового законодательства 2019 г. носят масштабный характер, и многие из них в большей части касаются бухгалтерии и финансовых служб организации. Что бы Вы выделили как наиболее важные новшества для юристов?
– Безусловно, одним из самых «громких» изменений в НК-2019 является норма об экономической цели совершаемой хозяйственной операции: налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке в случае, если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора) (п. 4 ст. 33 НК-2019). Это норма, которую достаточно широко обсуждает бизнес-сообщество и правоприменительную практику по которой с опасением ждет бизнес, поскольку оценка экономической цели операции у предпринимателя и у проверяющего может отличаться.
Также появился новый подход к приостановлению операций по счетам субъекта хозяйствования. Теперь для добросовестных налогоплательщиков введено послабление и пролонгирован срок, в течение которого организация при наличии задолженности по уплате налогов и сборов сможет продолжать ведение хозяйственной деятельности без блокировки ее денежных потоков.
Напомним, что решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам принимается при неисполнении в установленный срок налогового обязательства, неуплате пеней (подп. 2.1 п. 2 ст. 56 НК-2019). Так было и раньше, но теперь если плательщик в течение 6 предшествующих задолженности месяцев добросовестно исполнял налоговые обязательства, то инспектор примет такое решение не ранее 10 рабочих дней после просрочки. Если плательщик не допускал задолженности на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, то дополнительная отсрочка составляет 5 рабочих дней. А вот если плательщик постоянно несвоевременно исполняет налоговые обязательства, тогда речь идет о высоких рисках неисполнения налогового обязательства, и отсрочка приостановления операций по счетам ему предоставлена не будет.
– Изменения налогового законодательства затронули такую животрепещущую тему для юристов, как неустойка. Поменялось ли что-то в общих правилах ее исчисления или изменения коснулись только отдельных моментов?
– Снизился максимальный размер пени по результатам проверок.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если иное не установлено частью третьей п. 2 ст. 55 НК-2019. При этом размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины).
Данное изменение, безусловно, является положительным для налогоплательщика. Единственное, что «смущает» в правовой конструкции данной нормы, – это то, что такое ограничение действует только в отношении пеней, доначисленных по результатам проверок соблюдения налогового законодательства, и не затрагивает случаи представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций (расчетов) с увеличенной налоговой базой по соответствующим налогам (сборам) за прошлые периоды в добровольном порядке.
В связи с тем что сделки между взаимозависимыми лицами подлежат особому и более жесткому контролю, субъектам хозяйствования следует более тщательно рассматривать условия и исполнение таких сделок.
– В НК-2019 подробнее, чем раньше, регламентирован порядок определения взаимозависимых лиц. Как эти изменения отразятся теперь на деятельности юристов по проверке сделок, например, с аффилированными лицами? Какие сделки подпадают под контроль трансфертного ценообразования?
– С 2019 г. значительно расширен круг лиц, которые признаются взаимозависимыми для целей применения налогового законодательства (ст. 20 НК-2019). Контроль за сделками между таким лицами ужесточился. Кроме того, к ним применяются такие налоговые механизмы, как тонкая капитализация (ст. 172 НК-2019) и трансфертное ценообразование (гл. 11 НК-2019).
Важно четко понимать, кто является подлинным владельцем организации. Критериями определения являются право собственности на имущество организации, право формировать исполнительный орган и возможность влиять на принимаемые решения в силу участия в уставном фонде (п. 3 ст. 20 НК-2019).
Особый интерес представляет применение нормы п. 4 ст. 20 НК-2019, согласно которой лица могут быть признаны взаимозависимыми в судебном порядке по основаниям иным, чем это предусмотрено частью второй п. 1 ст. 20 НК-2019, если отношения между этими лицами оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц. Данная норма фактически означает, что по решению суда взаимозависимым может быть признано любое лицо, в т.ч. прямо не указанное в ст. 20 НК-2019.
– Что субъектам хозяйствования следует учесть при составлении договоров в связи с новшествами НК-2019?
– С 2019 г. остро стал вопрос о периодичности и дате составления первичных учетных документов (далее – ПУД), а также о наличии указываемой в таком ПУД информации. Вопрос составления ПУД, конечно, бухгалтерский, но вот вопрос определения момента фактической реализации и перехода имущественных прав, даты выполнения работ или оказания услуг – это епархия юристов.
Согласование либо несогласование юристами при составлении договора необходимости указания в актах сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) даты их завершения или даты завершения приемки выполненных работ (оказанных услуг) напрямую будет влиять на дату признания соответствующих доходов и расходов в налоговом учете бухгалтером и, как следствие, на исполнение налоговых обязательств организации перед бюджетом Республики Беларусь.
Момент выполнения работ (оказания услуг) регламентирован ст. 121 НК-2019.
– Как налоговые новшества затронули корпоративные отношения?
– Введены пониженные ставки по дивидендам.
В связи с этим хочу обратить внимание, что при распределении прибыли хозяйственного общества (начислении дивидендов по акциям акционерного общества) может возникнуть необходимость исчисления:
1) подоходного налога, если получателями дивидендов будут являться физические лица (как налоговые резиденты Республики Беларусь, так и физические лица, не признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь);
2) налога на прибыль, если получателем дивидендов от белорусской организации будет являться другая белорусская организация;
3) налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, если получателем дивидендов будет являться иностранное юридическое лицо.
Для подоходного налога и налога на прибыль НК-2019 ввел пониженные ставки налогов вплоть до 0 (пп. 5–8 ст. 184 НК-2019).
Часть возникающих вопросов по поводу пониженных ставок налогов была разъяснена совместным письмом Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Республики Беларусь от 28.01.2019 № 2-2-10/00253/5-1-30/24 «О налогообложении дивидендов».
– Ранее порядок подачи жалобы на действия налоговиков строился «по цепочке» вышестоящих налоговых органов. Изменилось ли что-то в данной процедуре?
– Действительно, ранее, например, при проведении проверки районной инспекцией МНС подавать жалобу необходимо было сначала в городскую ИМНС, затем в областную, и только затем непосредственно в МНС. С 2019 г. жалоба на решение инспекции МНС по району, городу, району в городе может быть подана как в вышестоящую инстанцию, так и непосредственно в МНС в течение 30 календарных дней со дня его вынесения. При этом обратите внимание, что возможность подачи жалобы предусмотрена как письменно, так и в форме электронного документа (п. 8 ст. 104 НК).
Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана непосредственно в МНС в письменной или электронной форме.
– Как действуют обновленные нормы, затрагивающие права и интересы субъектов хозяйствования, после вступления в силу НК-2019?
– Установлено условие о неизменности норм налогового законодательства в течение календарного года.
Законы об установлении, введении новых или прекращении уже введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также изменения в части определения плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налогового периода, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются до утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 11 НК-2019).
Что касается введения, изменения или прекращения местных налогов и сборов, то они принимаются при необходимости в месячный срок со дня принятия закона о внесении изменений и (или) дополнений в НК и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия (п. 3 ст. 12 НК-2019).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120