12 декабрь 2019
Статья 22 из 23 ( Материал id: 1924 Журнал id: 118881 )
Страница № 54

    

    

    

    

   

Недобросовестная конкуренция: за что компании грозит ответственность

Людмила Шерснева, юрист-лицензиат, медиатор

О чем статья:

Каких действий компаниям стоит избегать на конкурентном рынке и какие последствия наступят, если переступить черту.

 

 К сожалению, в мире бизнеса не всегда играют честно. Для устранения конкурентов компании могут прибегнуть к любым способам, чтобы хоть как-то навредить, испортить репутацию и оттолкнуть от конкурента покупателей (заказчиков) – от демпинга до силового воздействия. Все это называется недобросовестной конкуренцией.

 

Определение и формы недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция – действия хозяйствующего субъекта (субъектов), направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые (ст. 1 Закона № 94-З):

– противоречат актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности;

– могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести вред или уже нанесли вред их деловой репутации.

 

Справочно:

конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке (ст. 1 Закона № 94-­З).

 

Иными словами, недобросовестная конкуренция – это действия, с помощью которых компания пытается улучшить свое положение на рынке, но делает это нечестным путем.

Обратите внимание!

Понятие недобросовестной конкуренции применимо только в отношениях хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами.

 

В ГК названы несколько возможных форм недобросовестной конкуренции. Так, недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юрлицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

4) другие действия, противоречащие требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Более детальное регулирование вопросов защиты от недобросовестной конкуренции предусматривает Закон № 94-З.

 

Способы недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь запрещена (часть первая ст. 1029 ГК). В частности, Законом № 94-З установлены запреты на недобросовестную конкуренцию:

1) путем дискредитации (ст. 25 Закона № 94-З).

Дискредитирующими действиями в данном случае считается распространение хозяйствующим субъектом ложных, неточных или искаженных сведений, в т.ч. в отношении:

– качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления (производства) или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

– количества товара, предлагаемого к продаже конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

– условий, на которых конкурентом предлагается к продаже товар, в частности цены (тарифа);

 

Справочно:

дискредитация – это умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия.

 

2) путем введения в заблуждение (ст. 26 Закона № 94-З).

Дискредитирующими действиями в данном случае считается введение хозяйствующим субъектом в заблуждение, в т.ч. в отношении:

– качества и потребительских свойств его товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления (производства) или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

– количества его товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

– места изготовления (производства) его товара, предлагаемого к продаже, изготовителя (производителя) такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя (производителя) товара;

– условий, на которых его товар предлагается к продаже, в частности цены (тарифа).

 

Пример 1

Нарушитель – компания, осуществляющая деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, направила контрагенту конкурента уведомление о недостатках в системе противопожарной охраны. По форме уведомление было похоже на предписания, которые выдаются органами пожарного надзора. Данное уведомление фактически дискредитировало конкурента, ответственного за установку и обслуживание противопожарных систем на объекте контрагента;

 

3) путем некорректного сравнения (ст. 27 Закона № 94-З).

Дискредитирующими действиями в данном случае считается некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром, в т.ч.:

– путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта и (или) его товара («лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и др.), без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

– при отсутствии указания конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

– сравнения с конкурентом и (или) его товаром, основанного исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащего негативную оценку деятельности конкурента и (или) его товара.

 

Справочно:

некорректное сравнение нарушает требования законодательства о рекламе и приводит к признанию рекламы не­этичной (п. 3 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-­З «О рекламе»).

 

Пример 2

ООО «А» на выставках распространяло брошюру, в которой содержалась негативная информация о компаниях-конкурентах и их продукции. В специальных разделах брошюры товары ООО «А» сравнивались с аналогичными товарами конкурирующих компаний. Результат всех сравнений приводил к одному выводу: товары ООО «А» обладают рядом неоспоримых преимуществ. В брошюре, например, указывалось, что товар ООО «Б» имеет множество широко известных недостатков, низкую надежность;

4) связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности (ст. 28 Закона № 94-З).

Запрещается недобросовестная конкуренция, связанная:

– с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, то­варов;

– совершением хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в гражданский оборот товара, если при этом имело место незаконное использование объекта интеллектуальной собственности.

 

Пример 3

Компании и ИП, используя некий «раскрученный» чужой бренд, стремятся за счет чужой деловой репутации получить преимущества перед прочими конкурентами. Для этого регистрируются компании, в названиях которых присутствует все или часть широко известного названия другой фирмы, или продукция получает сходные названия, или товар выпускается в упаковке, которая не отличается от упаковки товара конкурента, при отсутствии на то законных оснований (отсутствие лицензионного договора, дилерского договора и т.д.);

Справочно:

основным признаком смешения как формы недобросовестной конкуренции является получение неправомерных преимуществ в конкурентной борьбе за счет паразитирования на деловой репутации конкурента, известного потребителям или другим участникам рынка.

 

 

5) связанную с созданием смешения (ст. 29 Закона № 94-З).

Дискредитирующими действиями в данном случае считаются действия, способные создать смешение с деятельностью другого хозяйствующего субъекта либо с товарами, вводимыми конкурентом в гражданский оборот на территории Республики Беларусь, в т.ч.:

– незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, наименованию места происхождения товара другого хозяйствующего субъекта либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в соответствии с законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Республики Беларусь, а также путем его использования в Интернете, включая размещение в доменном имени;

– копирования или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот на территории Республики Беларусь другим хозяйствующим субъектом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих конкурента и (или) его товар.

 

Пример 4

Истец – совместное белорусско-польское предприятие «К» (далее – СП «К» ООО) в заявлении суду просил признать недобросовестной конкуренцией действия ответчика – производственно-торгового общества с дополнительной ответственностью «Фирма А» г. Гродно (далее – ОДО «Фирма А»), связанные с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак по свидетельству Республики Беларусь № 61075 (далее – товарный знак № 61075) в отношении товара 30-го класса Международной классификации товаров и услуг – «майонез» (ответчик зарегистрировал в качестве товарного знака № 61075 обозначение, сходное до степени смешения с обозначениями истца, которые тот использовал на упаковках для индивидуализации своего товара с 2007 г.).

Судебная коллегия удовлетворила иск о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак № 61075[1];

 

6) связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (ст. 30 Закона № 94-З).

Запрещается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, в т.ч.:

– с получением и использованием указанной информации, обладателем которой является конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;

– использованием или разглашением указанной информации, обладателем которой является конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;

– использованием или разглашением указанной информации, обладателем которой является конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к ней вследствие исполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения;

– иные формы недобросовестной конкуренции (ст. 31 Закона № 94-З).

Перечень случаев, когда недобросовестная конкуренция запрещена, не является исчерпывающим. Таким образом, любые действия, которые подпадают под определение недобросовестной конкуренции (противоречат законодательству, причиняют убытки, наносят вред деловой репутации и т.д.), могут быть отнесены к недобросовестной конкуренции.

 

Ответственность

За нарушение правил ведения бизнеса компанию могут наказать, в т.ч. и за недобросовестную конкуренцию.

Хозяйствующий субъект, допустивший недобросовестную конкуренцию, может быть привлечен не только к административной, но и к уголовной ответственности (см. таблицу).

Таблица 1

 

Лицо, пострадавшее от недобросовестной конкуренции, имеет право требовать (одновременно) от недобросовестного конкурента (ст. 1030 ГК):

– прекращения противоправных действий, составляющих недобросовестную конкуренцию;

– публикации опровержения распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции;

– возмещения причиненных ему убытков.

Факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. в части недобросовестной конкуренции, устанавливается решением постоянно действующей комиссии МАРТ (п. 1 Методических рекомендаций).

МАРТ выносит хозяйствующим субъектам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

Лица, которым причинен ущерб в результате совершения действий, определенных Законом № 94-З как недобросовестная конкуренция, могут обратиться в суд с иском о его возмещении. Также стороны могут решить этот вопрос в медиации.

Заинтересованное лицо или его представитель может подать в течение срока действия правовой охраны возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку в Апелляционный совет при патентном органе, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны МАРТ недобросовестной конкуренцией.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94­-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (Закон № 94-­З).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).

Методические рекомендации по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, утвержденные приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18.09.2017 № 154 (Методические рекомендации).

 

[1] Решение судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь от 05.02.2018.

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.