На кого ляжет комиссия при осуществлении внешнеторговой операции?
О чем статья:
- на примере конкретной ситуации рассматривается, как уладить вопрос об оплате банковской комиссии сторонами внешнеторгового договора.
Ситуация
Белорусское предприятие заключило импортный внешнеторговый контракт на поставку товара в Беларусь. При проведении платежа нерезиденту банками была списана комиссия за перевод средств, поэтому нерезидент получил неполную сумму. Во внешнеторговом контракте не указано, на чей счет относятся расходы по переводу платежа. Нерезидент требует доплаты.
Рассмотрим, как уладить отношения с нерезидентом и есть ли риск пропуска срока завершения внешнеторговой операции.
Распределение банковских расходов между сторонами договора
В Республике Беларусь ни валютное, ни банковское законодательство не регламентирует распределения расходов, связанных с оплатой банковских комиссий, между сторонами внешнеторгового договора. Вопросы оплаты таких комиссий лежат в плоскости гражданских правоотношений по договору.
На практике международные денежные переводы зачастую сопровождаются дополнительными банковскими комиссиями, как правило, на стороне банков-корреспондентов как плательщика, так и получателя платежа. Тем не менее обслуживающий банк плательщика сообщает обо всех возможных комиссиях на его стороне и на стороне его банков-корреспондентов. Следовательно, такие непредвиденные комиссии могут возникнуть только на стороне банков-корреспондентов получателя платежа. При этом в любом случае размер таких комиссий и условия их применения устанавливаются в договорах банковского счета как плательщика, так и получателя платежа (абзац первый ст. 203 БК). Кроме того, банки Республики Беларусь при осуществлении таких платежей могут предоставить услугу гарантии выплаты получателю полной суммы перевода («гарантированный перевод») – такая услуга оплачивается отдельно, но позволяет избежать возможных претензий со стороны поставщика или трудностей с бухгалтерией.
Заметим, что в гражданском законодательстве не оговаривается, за чей счет уплачиваются дополнительные расходы при осуществлении платежа по договору поставки. В ГК содержится общая норма, устанавливающая, что порядок и форма расчетов определяются договором (п. 1 ст. 486 ГК). Поэтому на этапе уже возникшей конфликтной ситуации и в отсутствие необходимых положений в заключенном договоре поставки рекомендуем разрешать данный вопрос соглашением сторон, например, заключением дополнительного соглашения к договору поставки. Примерная формулировка положения, регулирующего оплату дополнительных расходов, может выглядеть следующим образом:
«Осуществление платежей по договору не включает в себя такие дополнительные расходы, как уплата государственных пошлин, сборов, в т.ч. банковские комиссии, расходы на почтовые отправления, междугородние и международные телефонные переговоры (далее – дополнительные расходы). Такие дополнительные расходы несет непосредственно Покупатель».
Риск нарушения валютного законодательства при доплате за импортированный товар
Если резидент-импортер возьмет оплату комиссии на себя, то он вынужден будет перевести на счет нерезидента доплату. Не нарушит ли он валютное законодательство?
Полагаем, что нет при соблюдении следующих условий.
Вопросы полноты платежей, доплат и т.д. лежат исключительно в плоскости договорных правоотношений поставщика и импортера.
Если положения, регулирующие оплату дополнительных затрат при осуществлении платежа, не были прописаны в договоре поставки с нерезидентом, то в таком случае полагаем целесообразным предложить сторонам заключить дополнительное соглашение к договору, в котором прописать соответствующее положение согласно предложенной формулировке во избежание последующего претензионного или судебного порядка разрешения такого спора.
Дополнительно согласованное условие договора узаконит такой платеж, поскольку он будет произведен за уже поставленный нерезидентом товар, а не в счет какого-то иного товара, который еще не поставлен. Для регулятора в правоотношениях по импорту важен факт поступления товаров на территорию Республики Беларусь. Датой завершения внешнеторговой операции по импорту будет считаться дата поступления товаров, т.е. дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС, определенные Национальным банком для целей валютного контроля (абзац третий подп. 1.6.2 и абзац первый подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178). Если же совершение таможенных операций не производится, датой поступления товаров будет являться дата их оприходования в установленном порядке импортером на склад, находящийся на территории Республики Беларусь (абзац второй подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
Риск пропуска срока завершения внешнеторговой операции
Резидента-импортера волнует также следующий вопрос: образовалась ли в результате неполной оплаты поставленного нерезидентом товара незавершенная внешнеторговая операция?
Нет, в рассматриваемой ситуации у резидента не образуется незавершенная внешнеторговая операция.
Поскольку внешнеторговая операция является импортной, завершаться она должна получением товаров не позднее 90 дней с даты проведения платежа (абзац второй подп. 1.9 и абзац пятый подп. 1.4 п. 1 Указа № 178). Основное требование Указа № 178 к такому платежу – он должен производиться со счета импортера (абзац первый подп. 1.10 п. 1 Указа № 178). При этом датой платежа считается дата списания денежных средств со счета импортера (абзац первый подп. 1.6.5 п. 1 Указа № 178).
Как видим, законодатель не связывает завершение импортной внешнеторговой операции с полнотой суммы платежа или ее соответствием условиям договора. Он оговаривает лишь общее требование, что каждый платеж в рамках одного внешнеторгового договора должен быть завершен получением товаров.
Документы:
Банковский кодекс Республики Беларусь (БК).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (Указ № 178).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
145
-
139
-
124
-
121
-
116
-
114