Минимизируем риски при организации закупок за счет собственных средств
В условиях неопределенности, присущих процедурам закупок за счет собственных средств, организации, применяющие постановление № 229, рискуют потерять не только время, но и деньги (понести убытки). Как этого избежать, рассмотрим в статье.
К организациям, применяющим постановление № 229, относятся:
– республиканские унитарные предприятия;
– государственные органы;
– государственные объединения;
– иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
– хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.
При организации закупок необходимо:
– распределить полномочия и определить ответственных должностных лиц;
– утвердить локальные нормативные правовые акты;
– соблюсти сроки, установленные для различных стадий проведения процедур закупок, и т.д.
Приведем более подробно действия, которые необходимо осуществить на всех этапах проведения процедур закупок за счет собственных средств, чтобы избежать ошибок и неблагоприятных последствий для организации и ее должностных лиц.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Документ:
общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (далее – ОКРБ 007-2012).
Документ:
постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» (далее – постановление № 17).
Возможные риски на этапах организации и проведения закупок за счет собственных средств
1. При разработке локальных правовых актов организаций, применяющих постановление № 229, – приказа, распоряжения или иного локального правового акта:
– о порядке осуществления закупок за счет собственных средств;
– персональном составе и функциях комиссии, создаваемой при организации и проведении процедур закупок (далее – комиссия) (положения о комиссии (регламента работы комиссии));
– структурном подразделении или назначении ответственного специалиста по закупкам[1] (см. табл. 1).
Таблица 1
Риски и способы их минимизации
2. При определении лица, ответственного за электронную цифровую подпись (см. табл. 2).
Таблица 2
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения |
Способы минимизации риска и нарушения |
Определение лица, уполномоченного на получение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи |
Делегирование полномочий на основании доверенности, определение соответствующих должностных обязанностей в должностной инструкции, на основании приказа (распоряжения) руководителя |
Неразмещение, несвоевременность размещения уполномоченным лицом в информационной системе «Тендеры» информации, а также неполнота размещаемой информации |
При размещении информации должны обеспечиваться соответствие электронных документов, размещаемых в открытом доступе, документам на бумажных носителях, оформляемым при проведении процедур закупок, обеспечение контроля за сроками размещения информации |
3. При определении сферы действия постановления № 229 (см. табл. 3).
Таблица 3
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения |
Способы минимизации риска и нарушения |
Неправильный выбор вида работ, услуг и разграничение сфер, предусмотренных в приложении 1 к постановлению № 229 |
Необходимо учитывать, распространяется ли действие постановления № 229 на закупки с учетом приложения 1 к постановлению № 229 и правового статуса самой организации |
Неправильный выбор вида работ, услуг и разграничение сферы строительства и видов деятельности, не связанных со строительством, и, как следствие, неправильный выбор процедуры закупок (проведение процедуры закупки вместо соответствующих процедур закупок в строительстве и наоборот) |
Необходимо учитывать, относятся ли товары (работы, услуги) к сфере строительства на основании: 1) ОКРБ 007-2012; 2) постановления № 17; 3) ТКП по видам строительных и иных работ |
Неверное определение вида конкурентной процедуры закупок на основании порядка осуществления закупок за счет собственных средств, несоблюдение условий допуска товаров к закупкам |
Вид конкурентной процедуры закупок определяется исходя из предмета закупки (с учетом приложения 1 к постановлению № 229), стоимости закупки. Условия допуска товаров определяются на основании подп. 2.16 п. 2 постановления № 229 и приложения 3 к постановлению № 229 |
Нарушение правил проведения процедуры закупки из одного источника, неправильное применение вида закупки из одного источника |
Соблюдение условий и правил проведения закупки из одного источника (подп. 2.2 п. 2 постановления № 229) |
4. При подготовке приглашения к участию в конкурентной процедуре закупок, документации о закупке (см. табл. 4).
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения |
Способы минимизации риска и нарушения |
Невключение в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупок и документы о закупке сведений, предусмотренных постановлением № 229 |
Соблюдение требований к содержанию документов, установленных в подп. 2.3, 2.8 п. 2 постановления № 229
|
5. При подготовке проекта договора на закупку в составе документации о закупке (см. табл. 5).
Таблица 5
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения риска и нарушений |
Способы минимизации риска и нарушения |
Несоответствие условий договора на закупку предмету закупки |
Процедура закупок, по результатам проведения которой заключается договор на закупку, осуществляется в отношении определенного предмета закупки (товаров, работ, услуг). Им определяется содержание договора – поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п. Должны быть предусмотрены существенные условия, установленные законодательством для соответствующих договоров |
6. При размещении приглашения к участию в процедуре закупок, при изменении содержания приглашения и документации о закупке, при отмене процедуры и признании ее несостоявшейся (см. табл. 6).
Таблица 6
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения риска и нарушений |
Способы минимизации риска и нарушения |
Несоблюдение сроков проведения конкурентной процедуры закупок |
Соблюдение сроков проведения конкурентных процедур закупок, предусмотренных подп. 2.4 п. 2 постановления № 229 |
Несоблюдение правил по внесению изменений в приглашение и в документацию о закупке
|
При внесении изменений в приглашение и в документацию о закупке должен быть соблюден срок для подготовки и подачи предложений, в т.ч. продлен (подп. 2.4 п. 2 постановления № 229) |
Неправильное применение норм об отмене процедуры закупки и о внесении изменений в приглашение и в документацию о закупке |
Отсутствие финансирования, утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменение предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки являются основанием для отмены процедуры (подп. 2.11 п. 2 постановления № 229) |
Неправильное применение норм о признании конкурентной процедуры несостоявшейся |
Соблюдение норм об основаниях признания конкурентной процедуры несостоявшейся, установленных в подп. 2.12 п. 2 постановления № 229 |
7. При рассмотрении предложений участников, оценке предложений участников (см. табл. 7).
Таблица 7
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения риска и нарушений |
Способы минимизации риска и нарушения |
Проведение заседаний комиссии в нарушение локальных правовых актов |
Исключение причин возникновения нарушения, соблюдение правил о порядке работы комиссии |
Выход членами комиссии за пределы правомерных требований документации о закупке |
Исключение причин возникновения нарушения, соблюдение правил о порядке работы комиссии |
Применение критериев и способа оценки предложений, которые не предусмотрены в документации о закупке |
Исключение причин возникновения нарушения |
Игнорирование требований в документации о закупке, нарушающих требования законодательства |
При выявлении нарушений члены комиссии должны уведомить руководителя и не рассматривать и оценивать далее предложения участников |
Непроведение членами комиссии проверки сведений об участниках конкурентной процедуры закупок на основании информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах |
Применение норм подп. 2.5 п. 2 постановления № 229. В качестве подтверждения факта проверки к протоколу заседания комиссии прилагаются скриншоты сайтов, на которых осуществлялся поиск информации об участниках: – http://www.icetrade.by/articles/view/12 – сведения о субъектах хозяйствования, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам; – http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/ – реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере |
8. При оформлении протоколов заседания комиссии (см. табл. 8).
Таблица 8
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения риска и нарушений |
Способы минимизации риска и нарушения |
Ненадлежащее оформление протоколов заседания комиссии (в отсутствие сведений о составе комиссии, результатах голосования, подписей членов комиссии и т.п.) |
Исключение причин возникновения нарушения |
9. При заключении договора на закупку, включая соблюдение сроков заключения договора, отказ от заключения договора участником-победителем; при размещении сообщения о результате конкурентной процедуры закупки; при размещении сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), договоров на закупки (см. табл. 9).
Таблица 9
Риски и способы их минимизации
Возможные причины возникновения риска и нарушений |
Способы минимизации риска и нарушения |
Нарушение сроков заключения договора (до истечения срока для обжалования решения о выборе победителя, нарушение предельного срока для заключения договора) |
Требования к срокам заключения договора установлены подп. 2.9 п. 2 постановления № 229
|
Отказ (письменный) победителя от заключения договора |
Включение в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Понуждение к заключению договора в судебном порядке |
Неразмещение (несвоевременное размещение) сообщения о результате конкурентной процедуры закупки |
Соблюдение требований части первой подп. 2.10 п. 2 постановления № 229 |
Неразмещение (несвоевременное размещение) в информационной системе «Тендеры» сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), договоров на закупки |
Соблюдение требований части второй подп. 2.10 п. 2 постановления № 229 |
Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент
Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент
[1] Определяется по усмотрению организаций, применяющих постановление № 229.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
161
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122