Международная перевозка грузов: как взыскать ущерб с перевозчика?
Самым распространенным видом доставки груза для белорусских субъектов является автомобильная перевозка. Этот вид транспорта используется и во внутренних перевозках, и в международных. Довольно часто груз приходит получателю поврежденным, недостаточным по весу и т.д. Что делать получателю груза? Как разбираться с перевозчиком? Эти вопросы мы рассмотрим в данном материале.
К любой автомобильной перевозке, хотя бы одним из участников которой является нерезидент, применяется КДПГ. Это универсальная конвенция, в которой участвуют практически все государства Европы и прилегающие.
Документ:
Конвенция ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов заключена в Женеве в 1956 г. (далее – КДПГ).
Справочно:
КДПГ применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории 2 различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участвующей в Конвенции (ст. 1 КДПГ).
CMR-накладная
Основным перевозочным документом, который служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком, является накладная CMR. Правила заполнения этой накладной регламентированы как самой КДПГ, так и белорусским законодательством, в частности Инструкцией № 11. Кроме того, Правилами автомобильных перевозок грузов определен перечень документов, которые водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен иметь дополнительно к внутренним (п. 340 Правил автомобильной перевозки грузов).
Документ:
Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – Инструкция № 11).
Документ:
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила автомобильных перевозок грузов).
Если ваша организация является стороной, принимающей груз по перевозке под CMR-накладной, то при принятии груза надо будет проверить:
a) точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров;
б) внешнее состояние груза и его упаковки.
Это необходимо для того, чтобы при каком-либо обнаруженном повреждении груза снять с себя ответственность за такое повреждение. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок КДПГ презюмирует, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза транспортером и что число грузовых мест, а также их разметка и номера соответствовали указаниям накладной (ст. 9 КДПГ).
Ответственность
Ответственность сторон по договору международной автомобильной перевозки может быть обоюдной, но чаще всего речь идет об ответственности перевозчика за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.
Так, перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
Основания освобождения перевозчика от ответственности за утрату или просрочку груза при доставке перечислены в ст. 17 КДПГ и п. 384 Правил автомобильной перевозки грузов:
а) если утрата (порча) или просрочка произошла по вине грузоотправителя (грузополучателя) либо из-за дефекта, свойственного грузу, или обстоятельств непреодолимой силы;
б) грузовое транспортное средство применялось без тента, что было согласовано с грузоотправителем и указано в товарно-транспортной накладной (исключение составляют случаи, когда недостача превышает допустимую или если утрачено грузовое место);
в) отсутствовала или повреждена упаковка груза, что способствовало его порче или повреждению;
г) утрата произошла в результате естественных свойств груза – коррозии, самопроизвольного гниения, усушки, усадки или воздействия паразитов и грызунов (если автомобильная перевозка осуществляется специализированным грузовым транспортным средством, оборудованным для предохранения груза от воздействия тепла, холода и влажности окружающего воздуха, автомобильный перевозчик не может ссылаться на положения настоящего абзаца);
д) недостача вызвана неудовлетворительной маркировкой или нумерацией грузовых мест;
е) утрата или просрочка является следствием автомобильной перевозки живых животных (автомобильный перевозчик может ссылаться в свою пользу на положения настоящего абзаца только в том случае, если сможет доказать, что все меры, которые он должен был принять с учетом обстоятельств, были приняты, и что он действовал согласно инструкциям).
Важно!
Вам, как грузополучателю, необходимо помнить следующие важные моменты, касающиеся освобождения перевозчика от ответственности:
1) только в случае, обозначенном выше пунктом «а», бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на перевозчике (т.е. он сам должен доказывать свою невиновность, так как его виновность презюмируется);
2) во всех остальных случаях грузоотправитель или иное правомочное лицо обязаны доказывать, что утрата груза или просрочка произошли не по причине перечисленных выше рисков.
Таким образом, ответственность перевозчика по КДПГ:
1) является ограниченной по сумме;
2) возлагает на грузоотправителя часть рисков в связи с потерей и повреждением груза.
Такой подход используется и на других видах транспорта и видах перевозки и имеет цель снизить стоимость перевозки для остальных клиентов за счет освобождения перевозчика от чрезмерных выплат в пользу отдельных заявителей (истцов).
Впрочем, нужно учитывать также возможность заключения вместо договора перевозки других видов гражданско-правовых договоров, например транспортной экспедиции или аренды транспортного средства с экипажем, которые также способны значительно корректировать размер ответственности.
Ущерб
Важно!
В случаях, когда согласно КДПГ перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы рассчитывают на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или – за отсутствием таковой – на основании текущей рыночной цены, или же – при отсутствии и той, и другой – на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Однако размер возмещения не может превышать 8,33 СДР* за 1 кг недостающего веса брутто (за исключением перевозки груза с объявленной ценностью).
Кроме того, правомочное по договору лицо может потребовать уплаты процентов на сумму, подлежащую возмещению. Проценты эти исчисляются из расчета 5 % годовых со дня обращенного к перевозчику в письменной форме требования или же, если такового не последовало, со дня предъявления иска (ст. 27 КДПГ).
Обратите внимание!
Положения КДПГ, исключающие или ограничивающие ответственность перевозчика, либо перераспределяющие бремя доказывания, не применяются, если ущерб был вызван его злоумышленным поступком или произошел по его вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку (ст. 29 КДПГ).
Справочно:
груз считается потерянным согласно КДПГ, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного договором либо иными документами предельного срока. Если такового не было, то в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком.
Справочно:
просрочку доставки груза определяют на основании норм договора о сроке доставки либо обычно применяемых сроков. Сама КДПГ конкретные сроки доставки не устанавливает.
Практические примеры взыскания ущерба с перевозчика
Вопрос 1. Каков порядок предъявления претензии перевозчику по КДПГ?
Претензионно-исковой порядок регламентирован ст. 30–33 КДПГ.
Претензионный порядок по КДПГ существенно отличается от претензионного порядка, установленного гражданским законодательством, прежде всего тем, что установлены конкретные и достаточно короткие сроки, в пределах которых должны быть заявлена претензия.
Сравним: по национальному законодательству претензия должна быть обязательно предъявлена стороне, не выполнившей обязательства по договору, в пределах срока исковой давности (ст. 10 ГК). Общий срок исковой давности установлен в 3 года с момента, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права (ст. 197 ГК), срок исковой давности по требованиям к перевозчику установлен в 1 год (п. 3 ст. 751 ГК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
КДПГ прямо не требует от отправителя груза или получателя предъявить претензию до предъявления иска в суд, но нормы ст. 30 КДПГ указывают на наличие претензионного порядка в определенных случаях.
Например, в случае частичного либо полного повреждения груза, частичной потери груза, если повреждение или потеря являются бесспорными, получателю надо принять груз, сделав заявление о потере или повреждении не позднее чем в день принятия груза (часть первая ст. 30 КДПГ). Если повреждение или потеря незаметны, письменные заявления подаются в течение 7 дней со дня принятия груза (в упомянутый 7-дневный срок не входят воскресенья и праздничные дни) (часть первая ст. 30 КДПГ). В случае задержки срока доставки груза письменные заявления подаются в течение 21 дня со дня передачи груза получателю (часть третья ст. 30 КДПГ). Под заявлениями следует понимать не что иное, как претензию.
Общие правила, регламентирующие содержание претензии и срок ответа на нее (1 месяц), установлены приложением 1 к ХПК.
Что касается КДПГ, то ее нормы содержание претензии не регламентируют. Поэтому в нее можно включать те же условия, что перечислены в приложении 1 к ХПК:
– стороны;
– дата предъявления претензии;
– обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
– доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства;
– требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
– сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
– банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
– перечень документов, прилагаемых к претензии.
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Вопрос 2. Кто и в каком порядке заявляет иски?
Стороной договора перевозки является грузоотправитель, поэтому именно он вправе заявлять претензии и иски. В то же время договор перевозки содержит элементы договора в пользу третьего лица (ст. 400 ГК). Причем моментом, с которого грузополучатель выражает согласие воспользоваться своим правом по договору, обычно считается доставка груза и передача ему второго экземпляра CMR-накладной. Впрочем, в отличие от некоторых других видов транспорта, КДПГ не содержит запретов на передачу прав из договора перевозки, включая право предъявление претензий и исков. Поэтому грузоотправитель и грузополучатель вправе самостоятельно определить, кто из них будет заявлять требование, с учетом места нахождения перевозчика и территориальной подсудности.
Возможна и обратная ситуация, когда в транспортной операции участвует несколько перевозчиков на основании одного договора. Каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих за ним становятся, в силу принятия ими груза и накладной, участниками договора перевозки на указанных в CMR-накладной условиях (ст. 34 КДПГ). При применении КДПГ перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки (в частности, по договору транспортной экспедиции), когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.
В соответствии со ст. 32 КДПГ право предъявления иска относительно перевозки, выполняемой с применением КДПГ, погашается давностью в 1 год. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, предельный срок давности устанавливается в 3 года.
Вопрос 3. Можно ли предусмотреть пеню в договоре перевозки?
Признается не имеющим силы всякое условие в договоре, которым прямо или косвенно допускается отступление от императивных норм КДПГ (ст. 41 КДПГ). Однако, на наш взгляд, нарушением может считаться изменение или исключение отдельных положений КДПГ, но не введение новых.
Кроме того, обычная форма договора международной перевозки по КДПГ – это накладная CMR. Но обычно международные перевозчики используют «расширенный» вариант, заключая отдельный договор на оказание транспортных услуг (разовый, рамочный или генеральный на календарный период) либо длящийся договор об организации перевозок. В таких договорах стороны добровольно принимают на себя обязательства уплачивать пени (например, грузоотправитель – за срыв загрузки, перевозчик – за просрочку доставки и т.п.). На наш взгляд, законность подобных соглашений не должна вызывать сомнений.
Вопрос 4. Можно ли взыскать с перевозчика дополнительные расходы и убытки и как их заявлять?
Согласно п. 4 ст. 23 КДПГ сверх стоимости груза (с учетом установленных ограничений 8,33 СДР за 1 кг) могут быть взысканы также: плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба при частичной потере. Иной убыток возмещению не подлежит. Кроме того, стороны могут заявить ценность груза, вписав его в гр. 13 бланка CMR-накладной. В этом случае возмещение должно выплачиваться в пределах объявленной ценности (ст. 26 КДПГ).
Дополнительные расходы и убытки заявляются в общеустановленном порядке на основании расчета, выполненного грузоотправителем или другим уполномоченным лицом.
Сергей Овсейко, юрист, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
* СДР (Special Drawing Rights) – искусственная денежная единица, созданная МВФ для собственных операций. Ее котировки ежедневно устанавливаются Нацбанком наряду с курсами иностранных валют.