Меры поддержки субъектов хозяйствования в условиях пандемии (Комментарий к Указу № 143)
Важные детали:
- Действие большинства норм Указа № 143 распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г., а норм о задолженности за энергоресурсы, ценах и тарифах – с 1 января 2020 г.
- Расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок и отменен мораторий на проведение проверок в течение первых 2 лет с момента регистрации организаций торговли и общественного питания.
О мерах поддержки и не только
Все меры поддержки, закрепленные в Указе № 143, условно можно разделить на следующие блоки:
- налоговая поддержка;
- поддержка арендаторов;
- поддержка в связи с оплатой за энергоресурсы;
- поддержка в связи с оплатой приобретенного государственного имущества.
Кроме того, установлены новые последствия расторжения договора государственной закупки, модифицированы правила изменения существенных условий труда и перевода работников и введены некоторые новые правила, связанные с изготовлением и (или) поставкой антисептических лекарственных и дезинфицирующих средств.
В противовес мерам по поддержке:
1. расширяется перечень оснований для проведения внеплановых проверок, а также отменяется мораторий на проведение проверок в течение первых 2 лет с момента регистрации организаций торговли и общественного питания.
Так, внеплановые проверки могут назначаться для проверки соблюдения:
- антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, законодательства о ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей;
- законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- законодательства о подтверждении соответствия.
В случае выявления по результатам проверки нарушений в указанных сферах работа объекта розничной торговли или общественного питания может быть приостановлена до момента устранения нарушений, но не более чем на 90 дней;
2. Совету Министров предоставлено право разработать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых может быть установлено регулируемое ценообразование, а также применять меры, необходимые для стабилизации ценовой ситуации, например установить порядок формирования цен. Совет Министров также вправе определить специальный порядок закупки товаров (работ, услуг).
Для кого поддержка?
К Указу № 143 прилагается перечень видов деятельности, которые определены как наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (далее – Перечень).
Большая часть мер поддержки установлена только для организаций и ИП, основной вид деятельности которых указан в Перечне.
Часть мер поддержки установлена для арендодателей, которые предоставили имущество в аренду организациям, основной вид деятельности которых указан в Перечне, либо организациям, оказывающим бытовые услуги населению.
Ряд налоговых преференций установлен для отдельных категорий налогоплательщиков, которые будут определены Правительством.
И только некоторые меры поддержки применимы ко всем субъектам хозяйствования независимо от основного вида экономической деятельности.
Остановимся подробнее на налоговых мерах, которые в основном направлены на отсрочку, рассрочку или уменьшение сумм земельного налога, налога на недвижимость, арендных платежей за государственные земельные участки.
Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит
Вводятся отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в отношении налогов, уплачиваемых в местный бюджет (это земельный налог и налог на недвижимость), а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по срокам уплаты с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.
Эти меры поддержки могут использовать:
- субъекты, основной вид деятельности которых включен в Перечень;
- организации, предоставившие этим субъектам, а также субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги населению, меры поддержки арендаторов, предусмотренные Указом № 143.
Уплата соответствующих сумм налогов производится равными долями в период с 1 октября по 31 декабря 2020 г. без начисления процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом.
Уменьшение сумм отдельных налогов
Местные органы власти в течение II и III кварталов 2020 г. вправе принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость или земельного налога, подлежащего уплате во II и III кварталах 2020 г.
Указ № 143 говорит именно об уменьшении суммы налога, подлежащего уплате, а не об уменьшении ставки налога. Следовательно, налогоплательщик должен будет исчислить сумму налога, после чего она будет подлежать уменьшению в порядке, который будет дополнительно установлен.
Поддержка при приобретении государственного имущества
По договорам купли-продажи на приобретение государственного имущества покупателю может быть предоставлена отсрочка оплаты до 30 сентября 2020 г. с последующей рассрочкой отложенных платежей до 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями без уплаты процентов за предоставленные отсрочку и рассрочку. Этой мерой могут воспользоваться только те покупатели, основной вид деятельности которых включен в Перечень, а также организации, оказывающие бытовые услуги населению.
Последствия неисполнения договора государственной закупки
В случае расторжения договора государственной закупки по причине невозможности его исполнения поставщиком (подрядчиком) заказчик вправе осуществить закупку из одного источника в объеме, необходимом для обеспечения потребности в течение 2 месяцев. Включение в список поставщиков, временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
129
-
129
-
125
-
120