7 июль 2017
Статья 22 из 27 ( Материал id: 969 Журнал id: 111666 )
Страница № 42

Маркируем информационную продукцию: что требует закон

Еще в 2016 г. был принят Закон № 362-З, который ввел новые для Республики Беларусь меры по защите детей от информации и информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Закон № 362-З частично вступил в силу в прошлом году, но основные меры и новшества начали действовать с 1 июля 2017 г. Теперь каждый субъект хозяйствования, выполняющий функции редакции или распространяющий письменные произведения, фонограммы, видеофильмы, компьютерные игры и пр., должен следить, чтобы они обязательно были промаркированы знаком возрастной категории.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 11.05.2016 № 362-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон № 362-З).

Что относится к информационной продукции

С 1 июля 2016 г. вся распространяемая информация (информационные продукты) должна маркироваться знаками возрастной категории. Распространение информационной продукции без присвоения такого знака с указанной даты запрещается, за исключением продукции, которая в соответствии с законодательством не должна маркироваться.

К информационной продукции относятся (ст. 37² Закона о правах ребенка):

– продукция СМИ;

– печатные издания;

– аудиовизуальные произведения;

– фонограммы;

– игры, в т.ч. игры с электронным дисплеем;

– компьютерные игры и программы на любых видах носителей;

– информация, распространяемая посредством культурных мероприятий.

 

Обратите внимание! Порталы, сайты, страницы и пр., размещенные в Интернете, также относятся к СМИ (п. 20 ст. 1 Закона о СМИ). Таким образом, при распространении информационных объектов через сайты в Интернете также следует осуществлять маркировку, так как именно через Интернет дети получают основную массу информации.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка» (далее – Закон о правах ребенка).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

 

Указанный перечень информационной продукции закреплен в п. 15 Правил № 703 и в Положении о критериях определения возрастной категории.

Документ:

Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703).

Документ:

Положение o критериях определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 871 (далее – Положение о критериях определения возрастной категории; постановление № 871).

Какими знаками маркируется информационная продукция

Знак возрастной категории представляет собой звуковое и (или) визуальное предупреждение, указывающее на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции.

Обозначение информационной продукции знаком возрастной категории осуществляется путем проставления специального значка и сопровождается звуковым или письменным предупреждением в виде соответствующего словосочетания (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Возрастная категория

Знак

Слова

Без возрастных ограничений (универсальная)

0+

Для лиц, достигших 6 лет

6+

«Для детей старше 6 лет»

Для лиц, достигших 12 лет

12+

«Для детей старше 12 лет»

Для лиц, достигших 16 лет

16+

«Для детей старше 16 лет»

Для лиц, достигших 18 лет

18+

«Запрещено для детей»

 

Критерии распределения информационной продукции по возрастным категориям определяются тематикой, жанром, содержанием и художественным оформлением информации, особенностями ее восприятия детьми определенного возраста, а также возможностью причинения такой информацией вреда здоровью и развитию детей. Общие критерии  установлены Положением о критериях определения возрастной категории.

Введение маркировки знаками возрастной категории объясняется тем, что согласно ст. 37¹ Закона о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию. Поэтому в указанной статье подробно перечислена информация, способная причинить такой вред. Например, это информация, побуждающая к действиям, потенциально опасным для жизни и здоровья детей, или склоняющая к самоубийству, а также информация, которая вызывает у детей желание употребить алкогольные напитки, попробовать наркотики, психотропные вещества или другие одурманивающие вещества, принять участие в азартных играх и т.д. Кроме того, здесь имеется в виду информация, провоцирующая детей на антиобщественные и противоправные действия, дискредитирующая институт семьи или содержащая ненормативную лексику, пропагандирующая порнографию.

Информационная продукция, освобожденная от маркировки

К такой продукции относятся:

• теле- и радиопередачи информационно-аналитического, информационного, культурно-просветительного, спортивного и духовно-просветительного характера, а также транслируемые в прямом эфире;

• иностранные теле- и радиопрограммы, распространяемые на территории Республики Беларусь без изменения формы или содержания;

• печатные СМИ, специализирующиеся на распространении информации общеполитического, научного, производственно-практического, нормативного производственно-практического, массово-политического, официального, духовно-просветительного, справочного, культурно-просветительного, реферативного и статистического характера;

• информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые через Интернет (п. 52 ст. 17 Закона о СМИ);

• ведомственные печатные издания;

• печатные издания, представляющие значительную историческую, художественную и (или) иную ценность для общества;

• печатные издания официального, научного, производственно-практического, массово-политического, информационного, духовно-просветительского и рекламного характера, а также учебные издания, официально утвержденные или допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь (ст. 17¹ Закона об издательском деле).

Распространителям информационной продукции через указанные информационные ресурсы разрешено не маркировать ее знаками возрастной категории.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 8-З «Об издательском деле в Республике Беларусь» (далее – Закон об издательском деле).

Кто должен маркировать

Наличие знака возрастной категории должны контролировать издатели, распространители печатных изданий, юридические лица, на которых возложены функции редакции СМИ, распространители средств массовой информации.

Лица, присваивающие знак возрастной категории, указаны в табл. 2.

 

Таблица 2

Лица

Информационная продукция

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству информационной продукции

В отношении информационной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (ст. 37² Закона о правах ребенка)

Организаторы культурных мероприятий

В отношении информационной продукции, распространяемой посредством культурных мероприятий (ст. 37² Закона о правах ребенка)

Владельцы информационных ресурсов (их составных частей), размещенных в Интернете

В отношении информационной продукции, распространяемой посредством Интернета (п. 52 ст. 17 Закона о СМИ)

Порядок маркировки

Субъект хозяйствования должен присвоить знак возрастной категории до начала распространения продукции (п. 51 ст. 17 Закона о СМИ).

Для правильного определения возрастной категории следует руководствоваться Положением о критериях определения возрастной категории и Положением о порядке присвоения знака.

Если информационная продукция произведена за пределами Республики Беларусь (кроме фильмов, предназначенных для показа на территории Республики Беларусь) и не имеет знака возрастной категории, то юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по распространению информационной продукции, вправе самостоятельно присвоить ей такой знак (ст. 37² Закона о правах ребенка).

Кроме того, собственники компьютерных клубов, интернет-кафе, иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ к Интернету, учреждения образования обязаны применять административные, организационные меры, программно-аппаратные и программные средства, позволяющие не допустить распространение среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (ст. 372 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З). Поставщики услуг электросвязи при заключении договора на их оказание также обязаны информировать родителей (опекунов, попечителей) о применении вышеуказанных программных средств, а также об услугах по ограничению доступа к информации в сети Интернет (ст. 372 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З).

Документ:

Положение o порядке присвоения информационной продукции знака возрастной категории и некоторых особенностях ее распространения, утвержденное постановлением № 871 (далее – Положение o порядке присвоения знака).

 

Юлия Кудрявец, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!