Как принять на работу гражданина Украины
Почему важно:
По данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь (далее – Департамент МВД) украинские граждане в последние годы находятся в лидирующей группе среди иностранцев, желающих трудоустроиться в нашей стране.
Поэтому нанимателям сегодня актуально знать порядок трудоустройства граждан Украины, установленный законодательством Республики Беларусь.
Особенности трудоустройства граждан Украины в Беларуси определяются режимом их пребывания в нашем государстве.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о миграции).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости).
Документ:
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149 «Об установлении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и утверждении инструкций по их заполнению» (далее – постановление № 149).
Граждане Украины могут относиться к одной из 3 категорий иностранцев:
1) постоянно проживающие – лица, получившие разрешение на постоянное проживание и вид на жительство (абзац 14 ст. 1 Закона о правовом положении);
2) временно проживающие – лица, получившие разрешение на временное проживание (абзац шестой ст. 1 Закона о правовом положении);
3) временно пребывающие – лица, прибывшие в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание (абзац пятый ст. 1 Закона о правовом положении).
Постоянно проживающие в Беларуси граждане Украины имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь (часть первая ст. 11 Закона о правовом положении).
Однако они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст. 20 Закона о правовом положении), например не могут быть прокурорами.
Трудоустройство временно проживающих и временно пребывающих в Беларуси граждан Украины имеет больше особенностей по сравнению с приемом на работу граждан Украины, имеющих вид на жительство.
В отношении этих категорий граждан Украины действует Закон о миграции. В данном Законе используется термин «трудящиеся-иммигранты», под которыми понимаются иностранцы, отвечающие одновременно следующим критериям:
– не имеют разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
– въехали в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляют такую деятельность в Беларуси.
Таким образом, временно проживающие и временно пребывающие граждане Украины, которые прибыли для осуществления трудовой деятельности в Беларуси, считаются трудящимися-иммигрантами.
Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается при одновременном соблюдении следующих двух условий (ст. 23 Закона о миграции):
– если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами Республики Беларусь и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
– при наличии у гражданина Украины специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью и заключении трудового договора.
Поэтому наниматель, который планирует прием на работу гражданина Украины, прежде обязан письменно уведомить в течение 5 дней со дня образования вакансии органы по труду, занятости и социальной защиты о наличии вакансии (абзац девятый части первый ст. 21 Закона о занятости). Такое уведомление осуществляется путем направления сведений по форме, приведенной в приложении 6 к постановлению № 149.
Обратите внимание!
Законодательством не установлен срок, по истечении которого на невостребованную вакансию может быть принят гражданин Украины, являющийся трудящимся-иммигрантом. Однако на практике сотрудники органов департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь рекомендуют, чтобы этот срок был не менее 2 недель.
Порядок получения специального разрешения
Для получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) нанимателю надо подать в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Минского горисполкома или УВД облисполкома заявление с приложением следующих документов (подп. 16.7 п. 16 единого перечня № 156):
– копии паспорта гражданина Украины;
– документа об оплате госпошлины в размере 5 базовых величин;
– документов об образовании и стаже работы по специальности не менее 5 лет, подтверждающих наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, – при трудоустройстве высококвалифицированных работников.
Специальное разрешение выдается в течение 15 дней с момента подачи нанимателем заявления.
Обратите внимание!
Выдайте трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения (абзац четвертый части второй ст. 36 Закона о миграции).
Законом о миграции предусмотрены:
– основания для отказа в выдаче специального разрешения (часть вторая ст. 30 Закона о миграции). В их числе – представление нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов;
– случаи, когда в выдаче указанного разрешения может быть отказано (часть первая ст. 30 Закона о миграции), например, в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.
После выдачи специальное разрешение может быть аннулировано по определенным основаниям (ст. 31 Закона о миграции).
Наниматель обязан вернуть специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции в течение 5 рабочих дней со дня (абзац 12 части второй ст. 36 Закона о миграции):
– прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом;
– получения уведомления об аннулировании специального разрешения;
– истечения срока действия специального разрешения.
Наниматель также должен вернуть специальное разрешение, если трудовой договор с трудящимся-иммигрантом так и не будет заключен (абзац 12 части второй ст. 36 Закона о миграции).
Справочно:
при трудоустройстве более 10 граждан Украины нанимателю, кроме получения на каждого из них специального разрешения, необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (часть первая ст. 26 Закона о миграции).
Документ:
единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – единый перечень № 156).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – перечень № 200).
Документ:
Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее – Положение № 1662).
Документы, необходимые для оформления трудовых отношений с гражданами Украины
ТК применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст. 3 ТК).
Таким образом, при заключении трудового договора на территории Республики Беларусь ТК будет применяться в отношении любых иностранцев, в т.ч. и граждан Украины, как постоянно проживающих в Республике Беларусь, так и не имеющих разрешения на постоянное проживание.
При трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы (ст. 26 ТК):
1) документ, удостоверяющий личность.
В отношении граждан Украины такими документами являются:
– для постоянно проживающего в Беларуси гражданина Украины – вид на жительство.
Срок действия вида на жительство составляет 2 года (подп. 11.10 п. 11 перечня № 200).
– для временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь гражданина Украины – документ для выезда за границу (ст. 52 Закона о правовом положении). Документом для выезда за границу является действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией (ст. 1 Закона о правовом положении);
2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу).
Иностранные граждане и лица без гражданства не подлежат воинскому учету в Республике Беларусь (подп. 7.6 п. 7 Положения № 1662). Поэтому при трудоустройстве у нанимателей Республики Беларусь гражданам Украины не требуется предъявлять документы воинского учета;
3) трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу и совместителей.
На территории Беларуси наниматели заполняют трудовые книжки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой) либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1993, 1995 и 2014 гг. Трудовые книжки иных государств (например, выданные в Украине) наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у гражданина Украины трудовой книжки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца наниматель заводит ему трудовую книжку Республики Беларусь;
4) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.
При условии выдачи этих документов в Украине их легализация, т.е. получение свидетельства о признании данного документа и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь, не требуется. Однако гражданин Украины обязан представить перевод этих документов на русский или белорусский язык, заверенный в порядке, установленном в Украине;
5) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством.
Законодательство о занятости в части трудоустройства распространяется на иностранцев (часть вторая ст. 5 Закона о занятости), поэтому при наличии у гражданина Украины направления на работу в счет брони, выданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, он обязан предъявить направление нанимателю;
6) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов).
Законодательство об инвалидах распространяется на граждан Украины, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, являющихся инвалидами независимо от причины и группы инвалидности. Постоянно проживающие граждане Украины имеют право на медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь;
7) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Декларация о доходах и имуществе гражданами Украины не представляется, так как согласно законодательству Республики Беларусь подача декларации связана с занятием государственных должностей, требующих наличия гражданства Республики Беларусь.
С 1 января 2017 г. иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 Указа № 480).
Поэтому при отсутствии у трудоустраивающегося гражданина Украины страхового свидетельства производится его оформление.
Медицинскую справку о состоянии здоровья предъявляют лица, которые обязаны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры. Следовательно, если для занятия должности или выполнения работы по профессии предусмотрено обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра, то гражданин Украины, поступающий на работу, обязан пройти такой осмотр и предъявить нанимателю полученную медицинскую справку.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2016 № 480 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 480).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» (далее – Указ № 420).
Особенности заключения трудовых договоров с гражданами Украины
Законодательство Республики Беларусь не устанавливает каких-либо дополнительных условий при заключении трудовых договоров с постоянно проживающими гражданами Украины, имеющими вид на жительство в Республике Беларусь. Однако трудовой договор может заключаться с ними на период, не превышающий срока действия вида на жительство.
Что касается трудовых договоров с временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь гражданами Украины, то к ним установлены следующие требования (ст. 32 Закона о миграции):
1) трудовой договор с иностранцем должен содержать:
– порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
– условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания;
2) трудовой договор заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке;
3) срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия выданного ему специального разрешения.
С учетом изложенного наниматель вправе заключить с принимаемым на работу гражданином Украины любой вид срочного трудового договора, в т.ч. контракт.
Обратите внимание!
В месячный срок со дня заключения трудового договора с гражданином Украины наниматель обязан зарегистрировать данный трудовой договор в подразделении по гражданству и миграции. В этот же срок подлежат регистрации изменения и (или) дополнения в трудовой договор, установленные частью второй ст. 19 ТК и абзацами вторым и третьим части второй ст. 32 Закона о миграции ( абзац шестой части второй ст. 36 Закона о миграции).
Наниматели, которые используют иностранца для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка, подлежат административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 23.55 КоАП с вынесением предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин.
Нюансы приема на работу граждан Украины из Донецкой и Луганской областей
Особый правовой режим для граждан Украины из Донецкой и Луганской областей установлен Указом № 420.
Так, наниматели Республики Беларусь, привлекающие граждан Украины из Донецкой и Луганской областей для осуществления трудовой деятельности, освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу:
– разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;
– специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью.
Кроме этого, сокращены сроки принятия решений при выдаче специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью с 15 дней до 5 рабочих дней (подп. 1.2 п. 1 Указа № 420).
Григорий Батюлёв, начальник службы экономической безопасности,
правового и кадрового обеспечения ОАО «МИСОМ ОП»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
152
-
147
-
127
-
127
-
123
-
120