10 октябрь 2019
Статья 20 из 23 ( Материал id: 1851 Журнал id: 118879 )
Страница № 43

    

    

    

    

   

Как принять на работу гражданина Украины

Почему важно:

По данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь (далее – Департамент МВД) украинские граждане в последние годы находятся в лидирующей группе среди иностранцев, желающих трудоустроиться в нашей стране.

Поэтому нанимателям сегодня актуально знать порядок трудоустройства граждан Украины, установленный законодательством Республики Беларусь.

 

Особенности трудоустройства граждан Украины в Беларуси определяются режимом их пребывания в нашем государстве.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о миграции).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости).

Документ:

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149 «Об установлении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и утверждении инструкций по их заполнению» (далее – постановление № 149).

 

Граждане Украины могут относиться к одной из 3 категорий иностранцев:

1) постоянно проживающие – лица, получившие разрешение на постоянное проживание и вид на жительство (абзац 14 ст. 1 Закона о правовом положении);

2) временно проживающие – лица, получившие разрешение на временное проживание (абзац шестой ст. 1 Закона о правовом положении);

3) временно пребывающие – лица, прибывшие в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание (абзац пятый ст. 1 Закона о правовом положении).

Постоянно проживающие в Беларуси граждане Украины имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь (часть первая ст. 11 Закона о правовом положении).

Однако они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст. 20 Закона о правовом положении), например не могут быть прокурорами.

Трудоустройство временно проживающих и временно пребывающих в Беларуси граждан Украины имеет больше особенностей по сравнению с приемом на работу граждан Украины, имеющих вид на жительство.

В отношении этих категорий граждан Украины действует Закон о миграции. В данном Законе используется термин «трудящиеся-иммигранты», под которыми понимаются иностранцы, отвечающие одновременно следующим критериям:

– не имеют разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

– въехали в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляют такую деятельность в Беларуси.

Таким образом, временно проживающие и временно пребывающие граждане Украины, которые прибыли для осуществления трудовой деятельности в Беларуси, считаются трудящимися-иммигрантами.

Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается при одновременном соблюдении следующих двух условий (ст. 23 Закона о миграции):

– если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами Республики Беларусь и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

– при наличии у гражданина Украины специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью и заключении трудового договора.

Поэтому наниматель, который планирует прием на работу гражданина Украины, прежде обязан письменно уведомить в течение 5 дней со дня образования вакансии органы по труду, занятости и социальной защиты о наличии вакансии (абзац девятый части первый ст. 21 Закона о занятости). Такое уведомление осуществляется путем направления сведений по форме, приведенной в приложении 6 к постановлению № 149.

 

Обратите внимание!

Законодательством не установлен срок, по истечении которого на невостребованную вакансию может быть принят гражданин Украины, являющийся трудящимся-иммигрантом. Однако на практике сотрудники органов департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь рекомендуют, чтобы этот срок был не менее 2 недель.

 

Порядок получения специального разрешения

Для получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) нанимателю надо подать в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Минского горисполкома или УВД облисполкома заявление с приложением следующих документов (подп. 16.7 п. 16 единого перечня № 156):

– копии паспорта гражданина Украины;

– документа об оплате госпошлины в размере 5 базовых величин;

– документов об образовании и стаже работы по специальности не менее 5 лет, подтверждающих наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, – при трудоустройстве высоко­квалифицированных работников.

Специальное разрешение выдается в течение 15 дней с момента подачи нанимателем заявления.

 

Обратите внимание!

Выдайте трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения (абзац четвертый части второй ст. 36 Закона о миграции).

 

Законом о миграции предусмотрены:

– основания для отказа в выдаче специального разрешения (часть вторая ст. 30 Закона о миграции). В их числе – представление нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законо­дательства Республики Беларусь, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов;

– случаи, когда в выдаче указанного разрешения может быть отказано (часть первая ст. 30 Закона о миграции), например, в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

После выдачи специальное разрешение может быть аннулировано по определенным основаниям (ст. 31 Закона о миграции).

Наниматель обязан вернуть специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции в течение 5 рабочих дней со дня (абзац 12 части второй ст. 36 Закона о миграции):

– прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом;

– получения уведомления об аннулировании специального разрешения;

– истечения срока действия специального разрешения.

Наниматель также должен вернуть специальное разрешение, если трудовой договор с трудящимся-иммигрантом так и не будет заключен (абзац 12 части второй ст. 36 Закона о миграции).

 

Справочно:

при трудоустройстве более 10 граждан Украи­ны нанимателю, кроме получения на каждого из них специального разрешения, необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (часть первая ст. 26 Закона о миграции).

Документ:

единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – единый перечень № 156).

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ:

перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – перечень № 200).

Документ:

Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее – Положение № 1662).

 

Документы, необходимые для оформления трудовых отношений с гражданами Украины

ТК применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст. 3 ТК).

Таким образом, при заключении трудового договора на территории Республики Беларусь ТК будет применяться в отношении любых иностранцев, в т.ч. и граждан Украины, как постоянно проживающих в Республике Беларусь, так и не имеющих разрешения на постоянное проживание.

При трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы (ст. 26 ТК):

1) документ, удостоверяющий личность.

В отношении граждан Украины такими документами являются:

– для постоянно проживающего в Беларуси гражданина Украины – вид на жительство.

Срок действия вида на жительство составляет 2 года (подп. 11.10 п. 11 перечня № 200).

– для временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь гражданина Украины – документ для выезда за границу (ст. 52 Закона о правовом положении). Документом для выезда за границу является действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией (ст. 1 Закона о правовом положении);

2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу).

Иностранные граждане и лица без гражданства не подлежат воинскому учету в Республике Беларусь (подп. 7.6 п. 7 Положения № 1662). Поэтому при трудоустройстве у нанимателей Республики Беларусь гражданам Украины не требуется предъявлять документы воинского учета;

3) трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу и совместителей.

На территории Беларуси наниматели заполняют трудовые книжки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой) либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1993, 1995 и 2014 гг. Трудовые книжки иных государств (например, выданные в Украине) наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у гражданина Украины трудовой книжки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца наниматель заводит ему трудовую книжку Республики Беларусь;

4) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.

При условии выдачи этих документов в Украине их легализация, т.е. получение свидетельства о признании данного документа и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь, не требуется. Однако гражданин Украины обязан представить перевод этих документов на русский или белорусский язык, заверенный в порядке, установленном в Украине;

5) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством.

Законодательство о занятости в части трудоустройства распространяется на иностранцев (часть вторая ст. 5 Закона о занятости), поэтому при наличии у гражданина Украины направления на работу в счет брони, выданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, он обязан предъявить направление нанимателю;

6) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов).

Законодательство об инвалидах распространяется на граждан Украины, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, являющихся инвалидами независимо от причины и группы инвалидности. Постоянно проживающие граждане Украины имеют право на медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь;

7) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Декларация о доходах и имуществе гражданами Украины не представляется, так как согласно законодательству Республики Беларусь подача декларации связана с занятием государственных должностей, требующих наличия гражданства Республики Беларусь.

С 1 января 2017 г. иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 Указа № 480).

Поэтому при отсутствии у трудоустраивающегося гражданина Украины страхового свидетельства производится его оформление.

Медицинскую справку о состоянии здоровья предъявляют лица, которые обязаны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры. Следовательно, если для занятия должности или выполнения работы по профессии предусмот­рено обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра, то гражданин Украины, поступающий на работу, обязан пройти такой осмотр и предъявить нанимателю полученную медицинскую справку.

 

Документ:

Указ Президента Рес­публики Беларусь от 23.12.2016 № 480 «О внесении изменений в Указ Президента Рес­публики Беларусь» (далее – Указ № 480).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» (далее – Указ № 420).

 

Особенности заключения трудовых договоров с гражданами Украины

Законодательство Республики Беларусь не устанавливает каких-либо дополнительных условий при заключении трудовых договоров с постоянно проживающими гражданами Украины, имеющими вид на жительство в Республике Беларусь. Однако трудовой договор может заключаться с ними на период, не превышающий срока действия вида на жительство.

Что касается трудовых договоров с временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь гражданами Украины, то к ним установлены следующие требования (ст. 32 Закона о миграции):

1) трудовой договор с иностранцем должен содержать:

– порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;

– условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания;

2) трудовой договор заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке;

3) срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия выданного ему специального разрешения.

С учетом изложенного наниматель вправе заключить с принимаемым на работу гражданином Украины любой вид срочного трудового договора, в т.ч. контракт.

 

Обратите внимание!

В месячный срок со дня заключения трудового договора с гражданином Украины наниматель обязан зарегистрировать данный трудовой договор в подразделении по гражданству и миграции. В этот же срок подлежат регистрации изменения и (или) дополнения в трудовой договор, установленные частью второй ст. 19 ТК и абзацами вторым и третьим части второй ст. 32 Закона о миграции ( абзац шестой части второй ст. 36 Закона о миграции).

 

Наниматели, которые используют иностранца для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка, подлежат административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 23.55 КоАП с вынесением предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин.

 

Нюансы приема на работу граждан Украины из Донецкой и Луганской областей

Особый правовой режим для граждан Украины из Донецкой и Луганской областей установлен Указом № 420.

Так, наниматели Республики Беларусь, привлекающие граждан Украины из Донецкой и Луганской областей для осуществления трудовой деятельности, освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу:

– разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

– специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью.

Кроме этого, сокращены сроки принятия решений при выдаче специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью с 15 дней до 5 рабочих дней (подп. 1.2 п. 1 Указа № 420).

 

Григорий Батюлёв, начальник службы экономической безопасности,
правового и кадрового обеспечения ОАО «МИСОМ ОП»

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!