Как получить сертификат происхождения товара быстро
О чем статья:
– когда вам понадобится такой сертификат;
– как и где его получить, какие документы подготовить;
– сколько времени вы потратите на эту процедуру;
– когда получить его не сможете.
Сертификат происхождения товара нужен для подтверждения страны происхождения товара, как правило, при экспорте и импорте, в т.ч. для получения некоторых таможенных преференций.
Когда понадобится сертификат страны происхождения товара
Сертификат страны происхождения товара выдается в порядке, определенном:
– Соглашением о Правилах – для стран СНГ;
– Законом о таможенном регулировании;
– постановлением № 509;
– постановлением № 206 – в отношении товаров, закупаемых в процедуре государственных закупок.
Как разъяснено письмом МАРТ № 14-01-04/282К, постановлением № 206 определен перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (далее – Перечень).
Документ:
Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (вступило в силу для Республики Беларусь 8 марта 2012 г.) (далее – Соглашение о Правилах).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – постановление № 509).
В частности, постановлением № 206 определено, что к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, если в целях участия в этих процедурах государственных закупок подано менее 2 предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из вышеперечисленных стран.
Заказчик (организатор) при проведении процедуры государственной закупки определяет наличие либо отсутствие товара в Перечне. В случае наличия товара в Перечне в требованиях к составу участников, содержащихся в приглашении к участию в процедуре госзакупки, конкурсных (аукционных) документах и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, необходимо указать на условия проведения процедуры государственной закупки и содержание предложения участника согласно постановлению № 206. Вместе с тем при рассмотрении и оценке предложения комиссии заказчика (организатора) требуется учитывать условия допуска и наличие либо отсутствие сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
При проведении электронного аукциона заказчику (организатору) в аукционных документах необходимо установить требование о том, что в случае, если участником предлагается товар, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, и у него имеется сертификат о происхождении товара формы СТ-1 на предлагаемый им товар, то участник в первом разделе предложения должен сделать заявление о предложении такого товара и о представлении документа, подтверждающего страну происхождения товара (сертификат о происхождении товара формы СТ-1), – во втором разделе предложения.
Если участник предлагает товар, происходящий из вышеперечисленных стран, но сертификат о происхождении товара формы СТ-1 на предлагаемый товар у него отсутствует, то в первом разделе в спецификации участнику необходимо указать только страну происхождения товара. Если участником в первом разделе не было заявлено о том, что сертификат о происхождении товара формы СТ-1 будет представлен во втором разделе, то у комиссии заказчика (организатора) отсутствуют основания для отклонения предложения такого участника при рассмотрении вторых разделов.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее – постановление № 206).
Документ:
письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.10.2017 № 14-01-04/282К «О разъяснении законодательства» (далее – письмо МАРТ № 14-01-04/282К).
Какие товары считаются полностью произведенными?
В законодательстве закреплен закрытый перечень товаров, которые считаются полностью произведенными (подп. 2.2 разд. 2 Соглашения о Правилах):
а) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;
б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте «е»;
з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;
и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах «а»–«к».
В случае неотнесения товара к «полностью произведенному» необходимо перейти к проверке соответствия критериям достаточной переработки, к которым относятся:
а) изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, происшедшее в результате операций по переработке или изготовлению товара;
б) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
в) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Следует отметить, что основным условием критерия достаточной переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, а порядок применения критериев, указанных в пунктах «б» и «в», устанавливается ЕЭК.
В отношении ряда товаров установлены четкие условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (соответствующий перечень приведен в приложении 1 к Правилам СНГ). Данные условия являются приоритетными по отношению к изменению товарной позиции по ТН ВЭД.
Страной происхождения товаров считается Республика Беларусь, если в ней товары были полностью получены или отвечают критерию достаточной обработки или переработки в соответствии с Законом о таможенном регулировании.
Если условиями контракта, национальными правилами страны ввоза товаров или международными договорами Республики Беларусь предусмотрено подтверждение страны происхождения товаров сертификатом о происхождении товара, страна происхождения товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза, удостоверяется сертификатом о происхождении товара, выдаваемым БелТПП (ст. 89 Закона о таможенном регулировании).
Справочно:
в разд. 3 Соглашения о Правилах определены операции, не отвечающие критерию достаточной переработки товара, например операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки.
Документ:
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Какие документы нужны?
Для получения сертификата в БелТПП представляется заявление. До получения сертификата БелТПП проводится экспертиза происхождения товара.
В отношении импортируемых товаров страна происхождения требует подтверждения. Так, на уровне законодательства ЕАЭС за таможенным органом закреплено право требования документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
К таким документам относятся (п. 6 ст. 29 ТК ЕАЭС):
– декларация о происхождении товара;
– сертификат о происхождении товара.
Вместе с тем полагаем существование еще одного документа вышеуказанного вида – предварительное решение о стране происхождения товаров (возможность принятия такого решения закреплена в ст. 32 ТК ЕАЭС).
Кроме того, нужно учитывать, что с 12 января 2019 г. в ЕАЭС начали действовать новые непреференциальные Правила.
Указанный документ регламентирует определение происхождения товаров в непреференциальной внешней торговле товарами для целей, предусмотренных п. 2 ст. 37 Договора о ЕАЭС:
– применение мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением предоставления тарифных преференций);
– применение мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка;
– установление требований к маркировке происхождения товаров;
– осуществление государственных (муниципальных) закупок;
– ведение статистики внешней торговли товарами.
Также данным документом установлены правила определения страны происхождения, а в приложении к нему – обязательные требования к сертификату о происхождении товара.
Документ:
Правила определения происхождения ввозимых товаров (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее – Правила).
Кроме того, пп. 24 и 25 Правил определены случаи, когда происхождение товара подтверждается заявителем документом не по его выбору (декларацией о происхождении или сертификатом), а только сертификатом, выданным в соответствии с данными Правилами:
– в случае, когда выявление признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, у таможенного органа возникает право запросить сертификат о происхождении товара;
– в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долл. США.
Документ:
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС).
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Сертификат о происхождении товара представляет собой документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Предварительное решение о стране происхождения товаров представляет собой документ, выданный уполномоченным таможенным органом, содержащий информацию, необходимую для подтверждения страны происхождения товара, и непосредственно наименование страны происхождения товара. Порядок принятия такого решения закреплен в ст. 91 Закона о таможенном регулировании. Форма предварительного решения о стране происхождения товаров приведена в приложении 2 к постановлению № 509. Также за принятие указанного решения взимается сбор в размере 50 руб. (приложение 7 к Указу № 443).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее – Указ № 433).
Справочно:
для получения сертификата собственного производства и сертификата происхождения товара может заключаться комплексный договор на все услуги либо на каждую отдельно. Примерная форма договора размещена на сайте БелТПП (http://www.tppm.by/service/certification/works_services.php).
Предварительное решение выдается на основании заявления лица, правомочного выступать в качестве декларанта товара. Форма заявления законодательно не установлена и является свободной. Однако исходя из п. 2 ст. 91 Закона о таможенном регулировании заявление должно содержать полное коммерческое наименование товара, его фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).
Татьяна Манцевич, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
154
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120