11 ноябрь 2019
Статья 5 из 22 ( Материал id: 1865 Журнал id: 118880 )
Страница № 12

    

    

    

    

   

Как подтвердить, что процедура госзакупки начата до 1 июля, и что делать, если цена победителя оказалась выше рыночной?

У нас в гостях Максим Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры».

Что обсудили:

  1. Для выбора подрядчиком субподрядчика в рамках исполнения договора на государственную закупку проводить процедуру государственной закупки не требуется.
  2. Изменение срока поставки товаров в процедуре закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не допускается.

 

– Максим Валерьевич, как и какими документами можно подтвердить, что процедура государственной закупки начата до 1 июля 2019 г.? Есть ли отличия в документальном подтверждении в зависимости от вида процедуры?

 

– Начало процедуры государственной закупки определяется принятием решения о ее проведении. Однако Закон не регламентирует порядок принятия заказчиком такого решения и не определяет его форму.

В письме от 13.08.2019 № 14-01-06/2322 позиция МАРТ по данному вопросу следующая.

В случае проведения открытых конкурентных процедур (открытого конкурса электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) принятием решения о проведении процедуры государственной закупки является утверждение и размещение заказчиком на электронной торговой площадке (далее – ЭТП) конкурсных документов, аукционных документов, документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее – документы, предоставляемые для подготовки предложения).

В случае проведения закрытых конкурентных процедур (закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, проводимой в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) принятием решения о проведении процедуры государственной закупки является утверждение и направление заказчиком потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) документов, предоставляемых для подготовки предложения.

Таким образом, по мнению МАРТ, вышеуказанные документы и могут служить подтверждением принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до 1 июля 2019 г.

 

ВАЖНО!

«Если документы, предоставляемые участникам для подготовки предложения, были утверждены и размещены заказчиком на ЭТП (направлены потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае проведения закрытых процедур закупок) до 1 июля 2019 г., то такая процедура считается начатой до указанной даты».

 

Что касается процедуры закупки из одного источника, то, по мнению МАРТ, основанием для ее проведения является решение, принятое в порядке, установленном в локальном правовом акте заказчика (организатора). Такое решение может быть выражено в виде приказа, распоряжения либо посредством учинения надписи уполномоченным должностным лицом на докладной записке, ином аналогичном документе.

Таким образом, для подтверждения факта начала проведения процедуры закупки из одного источника до 1 июля 2019 г. необходимо наличие документа, подтверждающего принятие заказчиком решения о проведении такой процедуры, до указанной даты.

 

– Возможно ли отменить процедуру закупки, если оказалось, что цена участника-победителя выше рыночной цены на закупаемые товары (услуги)?

– Перечень оснований для отмены процедуры государственной закупки определен частью первой п. 3 ст. 27 Закона. Данный перечень является закрытым, и в него не входит такое основание, как превышение цены предложения участника над рыночной ценой закупаемого товара (работы, услуги) или над ориентировочной стоимостью предмета государственной закупки.

При проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя (п. 1 ст. 24 Закона).

Таким образом, при наличии достаточного объема финансирования договор государственной закупки должен быть заключен с участником-победителем по цене его предложения.

В случае же отсутствия финансирования либо его недостаточности Закон предоставляет заказчику следующие варианты действий.

В частности, комиссия вправе отклонить все предложения при отсутствии необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки (п. 3 ст. 35, п. 3 ст. 42, п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 48 Закона). В этом случае процедура государственной закупки признается несостоявшейся.

Кроме того, заказчик (организатор) вправе на любом этапе проведения процедуры государственной закупки (до заключения договора) отменить процедуру государственной закупки в случае отсутствия финансирования (часть первая п. 3 ст. 27 Закона).

 

– Конкурентная процедура государственной закупки была признана несостоявшейся, поэтому принято решение провести закупку из одного источника. Можно ли в такой ситуации изменить срок поставки товара, который был установлен изначально?

– В случае если процедура государственной закупки признана несостоявшейся, заказчик (организатор) в т.ч. вправе провести процедуру закупки из одного источника на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.

При этом в данном случае не подлежат изменению: предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в т.ч. в отношении отдельных частей (лотов) (абзац третий п. 2 ст. 27 Закона).

 

ВАЖНО!

«МАРТ рекомендует определять срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) не путем указания конкретных календарных дат, а истечением периода времени со дня заключения договора (например, в течение месяца со дня заключения договора), без привязки к календарной дате».

 

Таким образом, изменение срока поставки товаров в процедуре закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не допускается.

 

– При проведении закупки из одного источника необходимо изучать конъюнктуру рынка. Как оформлять результаты такого изучения, если никто из потенциальных подрядчиков не ответил на запрос?

– Направление запросов о представлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) не является единственным способом изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника.

Кроме этого способа применяется изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в Интернете, ЭТП и размещение запросов о представлении сведений на одной из ЭТП.

Постановление № 30 устанавливает минимальное количество запросов, которые должен направить заказчик (организатор) (не менее чем 5 (при их наличии)), но не определяет количество требуемых ответов, поскольку потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) не обязаны отвечать на запрос, поступивший от заказчика (организатора).

Таким образом, заказчик (организатор) обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих факт исполнения требований постановления № 30 о направлении соответствующих запросов. Это могут быть почтовые квитанции в случае направления запросов по почте, журнал регистрации исходящих документов, скриншоты с экрана компьютера, подтверждающие направление запросов по электронной почте, и т.п.

При непоступлении в установленный заказчиком (организатором) срок ответов от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым были направлены соответствующие запросы, заказчик (организатор) использует результаты изучения конъюнктуры рынка, полученные иными способами, либо при необходимости делает дополнительные запросы.

 

– Когда председатель комиссии по государственным закупкам отсутствует, его заменяет заместитель председателя комиссии. Есть ли какие-нибудь ограничения по количеству раз, когда председатель может отсутствовать на заседаниях комиссии?

– В случае отсутствия председателя комиссии его замещает заместитель председателя комиссии (часть вторая п. 15 Положения № 7). Законодательство о государственных закупках не содержит норм, ограничивающих возможное количество раз отсутствия председателя комиссии на ее заседаниях.

Таким образом, заместитель председателя комиссии по государственным закупкам вправе заменять отсутствующего председателя комиссии неограниченное количество раз.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-­З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление № 30).

Положение о комиссии по государственным закупкам, утвержденное постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 (Положение № 7).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!