Как обосновать ответственность перевозчика-монополиста за утрату или повреждение груза?
Главное в статье:
разъясняется, как взыскать ущерб за повреждение груза, если перевозчиком выступает один из самых крупных монополистов – железная дорога.
Помогут ли условия договора об ответственности?
Каждое из отделений Белорусской железной дороги (далее – БЖД) заключает с клиентами отдельные договоры на транспортное обслуживание, форма и условия которых отличаются. Шаблоны договоров составляются отделением БЖД, и отступление от этих шаблонов самим перевозчиком приветствуется.
Детально вопросы ответственности перевозчика в договорах не оговариваются. Раздел «Ответственность сторон» в договорах железнодорожной перевозки, как правило, отсылает к действующему законодательству. Основная причина такого положения вещей заключается в том, что обязательства перевозчика в этой части единообразно и достаточно подробно оговорены в нормативных правовых актах, регулирующих как внутриреспубликанские, так и международные перевозки грузов.
Грузоотправитель в такой ситуации обычно стремится все меры и объемы ответственности прописать в договоре, так как беспокоится, что в силу неопределенности фразы «действующее законодательство» ему не удастся привлечь к ответственности перевозчика. Обращаем внимание, что это не так и на практике имеющееся ограничение принципа свободы договора (ст. 391 ГК) в большей степени защищает клиента, чем перевозчика-монополиста, поскольку последний не имеет законных оснований с помощью договорных норм ограничить свою ответственность.
Так, согласно п. 2 ст. 747 ГК соглашения перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательством. Аналогичные нормы имеются и в специальном законодательстве, регулирующем железнодорожные грузоперевозки. В этих условиях перевозчик-монополист не может навязывать договорные условия о минимизации своей ответственности, однако стороны могут согласовать усиление ответственности перевозчика по сравнению с нормами законодательства.
Справочно:
во внутриреспубликанских перевозках, осуществляемых только силами БЖД, ее ответственность регламентирована в основном Уставом. Нормы ст. 747–751 ГК применяются, но большинство из них носит отсылочный характер либо продублировано в Уставе.
Ответственность, установленная законодательством при внутренних перевозках
Вина перевозчика в повреждении груза, принятого к перевозке, презюмируется, что закреплено нормами гл. 6 Устава. На нем же лежит бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за несохранность груза (п. 113 Устава).
Рамки для определения размера ущерба, возмещаемого перевозчиком, оговорены п. 116 Устава (см. табл. 1):
Таблица 1
Важно!
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или неуказании цены в договоре ‒ исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Повреждение (порча) груза, багажа или грузобагажа при перевозке фиксируется специальным документом – коммерческим актом, обязанность по составлению которого лежит на перевозчике. Аналогичный документ составляется и при международных перевозках.
Выставление претензии
Договоры на транспортное обслуживание с некоторыми отделениями БЖД содержат оговорку о необязательности досудебного претензионного порядка. Однако подобные формулировки не должны вводить в заблуждение при наличии оснований для предъявления претензий к перевозчику, поскольку законодательство предусматривает обязательный претензионный порядок (п. 136 Устава). Здесь же оговорены документы, прилагаемые к претензии.
Претензии к перевозчику подаются следующими лицами при соблюдении указанных условий (п. 136 Устава) (см. табл. 2):
Таблица 2
Обратите внимание!
Если перевозка осуществлялась национальным (общесетевым) перевозчиком, то претензии предъявляются не к отделению БЖД, а непосредственно к самой БЖД.
Перевозчик, БЖД обязаны рассмотреть предъявленную претензию и в письменном виде уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения в течение 30 дней со дня ее получения.
Справочно:
утверждены многочисленные правила перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, которые содержат некоторые дополнительные нормы, касающиеся ответственности при железнодорожных перевозках в зависимости от специфики груза, в частности постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.04.2008 № 58 «Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования» (далее – постановление Минтранса № 58), постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2009 № 12 «Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования» и др.
При неполучении ответа в указанный срок, а также в случаях полного или частичного отказа в удовлетворении претензии грузоотправители, грузополучатели имеют право предъявить иск в суд по месту нахождения перевозчика, БЖД.
Обратите внимание!
Для подобных исков установлен специальный срок исковой давности – 1 год со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Например, согласно п. 13 Правил перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденных постановлением Минтранса № 58, при составлении коммерческого акта о порче грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах, рефрижераторных контейнерах с поддержанием температурного режима, к коммерческому акту прикладывается документ, предусмотренный правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утверждаемыми в соответствии с законодательством.
Сроки выставления претензий
Претензии об уплате неустойки могут быть предъявлены в течение 45 дней, остальные претензии ‒ в 6-месячный срок.
Обычно срок предъявления претензии исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Нормами п. 140 Устава определены специальные даты, с которых исчисляются претензионные сроки в отдельных случаях.
Особенности взыскания ущерба с перевозчика при международном грузовом сообщении
Основным нормативным актом, регулирующим международные железнодорожные грузоперевозки, является СМГС. В частности, оно устанавливает основы ответственности перевозчика за сохранность груза.
Так, в соответствии со ст. 37 СМГС перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза с момента приема груза к перевозке до момента его выдачи. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, удостоверяются коммерческим актом.
Справочно:
как и при внутриреспубликанских перевозках, при возникновении в международном железнодорожном грузовом сообщении спорных ситуаций, связанных с утратой или повреждением грузов, нужно учитывать требования, касающиеся отдельных видов грузов, установленные, в частности, Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятыми Советом по железнодорожному транспорту СНГ № 15 от 05.04.1996; Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонахцистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, принятыми Советом по железнодорожному транспорту СНГ № 50 от 22.05.2009.
Вместе с тем ст. 39 СМГС содержит обширный перечень случаев освобождения перевозчика от ответственности. В связи с этим целесообразно страховать грузы перед их отправкой.
Размер возмещения при утрате или недостаче груза, уменьшении его массы, а также его повреждении (порче) оговорен в ст. 42–44 СМГС более детально, чем в национальном законодательстве (см. табл. 3):
Таблица 3
СМГС также предусматривает обязательность досудебного претензионного порядка при наличии споров, вытекающих из договора перевозки, в т.ч. связанных с повреждением или утратой груза. Особенности направления претензий установлены ст. 46 СМГС.
СМГС также предусматривает специальные сроки исковой давности и некоторые правила их применения. Так, согласно ст. 48 СМГС срок исковой давности по требованиям, связанным с повреждением или утратой груза, составляет 9 месяцев и исчисляется с момента возникновения права на предъявление иска. При этом предъявление претензии в вышеописанном порядке приостанавливает течение срока исковой давности до момента получения ответа или истечения предельного срока рассмотрения претензии.
Справочно:
основные документы можно найти на официальном сайте БЖД
Таким образом, особенностями возмещения ущерба с железнодорожного перевозчика является регулирование этой процедуры не договором, а специальным законодательством, а также специфический порядок претензионной работы.
Документы:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1196 (Устав).
Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 06.12.1950 (СМГС).