Как изучить конъюнктуру рынка при проведении процедуры закупки из одного источника
Чем поможет: заказчикам изучить конъюнктуру рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, при определении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а также оформить необходимые документы.
Процедура закупки из одного источника (далее – ЗОИ) относится к неконкурентным видам процедур государственных закупок. Особенность ее проведения состоит в том, что возникновение договорных обязательств осуществляется на основании гражданского законодательства. Одновременно должны быть соблюдены ряд процедурных моментов, один из них – изучение конъюнктуры рынка.
При ее изучении соблюдаются требования Закона, в частности, учитываются нормы ст. 49 и ст. 21, 24–26, п. 3 ст. 27, ст. 28–30, 51–53 и 55–57 Закона.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон).
Документ:
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок» (далее – постановление № 10).
Документ:
Инструкция по делопроизводству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).
Обратите внимание!
Случаи, когда применяется ЗОИ, предусмотрены приложением к Закону.
Перед проведением процедуры необходимы разработка, а также утверждение, размещение на электронной торговой площадке годового плана государственных закупок (ст. 19 Закона), форма которого утверждена постановлением № 10. Без включения предмета государственной закупки в годовой план государственных закупок данного заказчика он не вправе проводить ЗОИ, за исключением случаев, указанных в п. 5 приложения к Закону.
Обратите внимание!
Предлагаемые в статье формы документов (см. приложения 1–3) должны быть оформлены в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.
Основанием проведения ЗОИ является соответствующее решение, принятие которого относится к компетенции руководителя заказчика (организатора) или иного уполномоченного лица.
На этом этапе важно определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки. Для этого нужно выявить потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета государственной закупки (требования к предмету), которые окажут влияние на его ориентировочную стоимость.
Порядок определения ориентировочной стоимости установлен постановлением № 35. В нем предусмотрены 3 способа определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки:
1) изучение конъюнктуры рынка;
2) проектно-сметный;
3) затратный.
Документ:
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 35).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223).
Изучение конъюнктуры рынка при определении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки
Изучение конъюнктуры рынка является приоритетным способом определения ориентировочной стоимости государственной закупки. Проектно-сметный способ с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. не актуален (поскольку сфера, в которой он используется на основании Указа № 223, не регулируется законодательством о государственных закупках).
При изучении конъюнктуры рынка используются следующие источники информации (достаточно одного их них):
– информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС);
– информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенная в ГИАС;
– информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
– данные государственной статистической отчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
– информация о ценах на товары (работы, услуги), содержащаяся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в т.ч. размещенных в Интернете;
– информация о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащаяся в официальных источниках информации государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством.
Обратите внимание!
Могут также использоваться результаты изучения рынка при условии указания в таких результатах используемой методологии расчета цен, а также иные источники информации, информация о ценах на товары (работы, услуги), полученная по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также необходимо соотносить полученную информацию с теми условиями конкретной закупки, которая проводится, например, со сроками и порядком исполнения обязательств, в т.ч. условиями оплаты.
Рекомендация
Заказчикам рекомендуем зафиксировать определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в каком-либо документе (например, справке, докладной записке на имя руководителя заказчика, отчете и т.п.), в котором также следует отразить использованные источники информации.
Документ:
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление № 30).
Изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки
Порядок изучения конъюнктуры рынка установлен постановлением № 30.
В данном акте предусмотрены следующие способы:
I. Направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в Интернете. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов (см. приложение 1) в адрес отечественных производителей[1].
II. Направление запросов о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения ЗОИ.
III. Изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в Интернете, электронных торговых площадках.
IV. Размещение запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с п. 9 приложения к Закону товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин (БВ) включительно.
Здесь необходимо учесть следующее:
1) если ЗОИ проводится после несостоявшихся конкурентных процедур (п. 7 приложения к Закону), то необходимо применять II, III способы, в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках – дополнительно применяется I способ;
2) если ЗОИ проводится по п. 9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму до 50 БВ, то необходимо применять III способ, в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках – дополнительно применяется I способ;
3) если ЗОИ проводится по п. 9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму от 50 до 300 БВ, то необходимо применять III, IV способы; в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках – дополнительно применяется I способ;
4) если ЗОИ проводится в иных случаях, предусмотренных приложением к Закону, необходимо применять III способ; в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках – дополнительно применяется I способ.
По результатам изучения конъюнктуры рынка определяется участник, которому направляется приглашение о заключении договора государственной закупки (см. приложение 2).
Для соблюдения требований законодательства о государственных закупках до заключения такого договора необходимо подтвердить соответствие участника ЗОИ требованиям к участникам, предусмотренным п. 2 ст. 16 Закона. В приложении 3 содержится форма заявления, которая может быть направлена одновременно с проектом договора участнику, которую последнему необходимо заполнить и подписать.
Справочно:
можно воспользоваться примерными формами договора поставки, размещенными на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/forms/).
Приложение 1
НАИМЕНОВАНИЕ АДРЕСАТА
Запрос о предоставлении сведений
1. Процедура закупки из одного источника.
2. Бумага белая для офисной техники, 500 шт.
Срок поставки – в течение 10 дней с момента заключения договора. Место поставки – г. Минск, ул. Парковая, 2. Порядок оплаты – по факту поставки. Оплата осуществляется платежным поручением Покупателя со счетов органов Государственного казначейства на расчетный счет Поставщика на основании счет-протокола (спецификации).
3. Учреждение «А», г. Минск, ул. Парковая, 2. УНП 000000000.
4. Средства республиканского бюджета.
5. Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки: 0000 бел. руб.
6. Сведения о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них предоставляются до 00.00.0000 г. до 00.00 часов посредством электронной почты по адресу ________ / факсимильной связи по тел. 0000000 / почтовым отправлением по адресу г. Минск, ул. Парковая, 2.
7. Бумага белая для офисной техники:
– класс «B» и выше;
– цвет – белый;
– размеры листа, мм – 210´297 (формат А4), с допустимым расхождением изготовителя, но не более +0,5 мм;
– плотность, г/м2 – 80, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +3;
– белизна, CIE, % – не менее 156, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +3;
– толщина, мкм – не менее 108, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +4;
– показатель яркости ISO – не менее 95 %;
– резка и упаковка заводская;
– количество листов в пачке, шт. – 500.
Бумага должна быть пригодна к использованию на любом копировальном оборудовании, лазерных принтерах, факсимильных аппаратах.
Бумага должна быть гладкой, поддерживать единый размер для всех листов в пределах допусков, на кромках бумаги не должно быть заусениц и неровностей, которые могут привести к слипанию листов и нарушению работы офисной техники.
Для подтверждения предлагаемых характеристик должны прилагаться документы от производителя или иного уполномоченного лица, подтверждающие соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки.
Руководитель учреждения «А» Подпись Лесной В.В.
Приложение 2
НАИМЕНОВАНИЕ АДРЕСАТА
Предложение
о заключении договора государственной закупки
Настоящим предлагаем в срок до 00.00.0000 г. заключить договор государственной закупки (Приложение 1 в 2 экз. на 00 листах).
При наличии возражений по условиям проекта договора просим направить их в наш адрес с протоколом разногласий в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего предложения. При отсутствии возражений просим подписать проект договора и выслать в наш адрес: г. Минск, ул. Парковая, 2.
До подписания договора также просим заполнить и подписать заявление о соответствии требованиям к участникам, установленным законодательством о государственных закупках. Указанное заявление необходимо представить в наш адрес до подписания договора.
Руководитель учреждения «А» Подпись Лесной В.В.
Приложение 3
Учреждение «А»
Заявление
Настоящим заявлением участник ________________________________ (далее – (наименование участника) участник) подтверждает следующие обстоятельства:
1) отсутствие у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения* (за исключением участника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации));
2) участник не включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
3) участник, работник (работники) участника не оказывали заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
4) участник не является заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
5) участник не является работником заказчика (организатора )** (в случае, если участником является физическое лицо);
6) участник не находится в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо (в случае, если участником является юридическое лицо)/ участник не находится в стадии прекращения деятельности (в случае, если участником является индивидуальный предприниматель));
7) в отношении участника не возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (за исключением участника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации));
8) участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
9) участник обладает правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
«___»__________ 20___г. _____________________________________
(дата подготовки заявления) (подпись уполномоченного лица)
*Если участник не является резидентом Республики Беларусь, он должен представить документы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданные уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на 1-е число месяца, пред-шествующего дню подачи предложения.
**Данное обстоятельство не подтверждается, если проводится процедура закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент
Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент
[1]* Информация об отечественных производителях может быть получена на Портале Государственной системы каталогизации продукции – http://gskp.by, в Регистре производителей и их сбытовых организаций – http://www.icetrade.by/articles/view/13.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
148
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117