Как изменился правовой режим для иностранного инвестора
На протяжении 5 лет (2008–2013 гг.) основным документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в Республике Беларусь, являлся Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Инвестиционный кодекс). С 24 января 2014 г. вступил в силу новый Закон об инвестициях. Вопрос осуществления иностранных инвестиций автор статьи рассматривает через призму сравнения положений действующего Закона об инвестициях и Инвестиционного кодекса, а также некоторых нормативных правовых актов, которые регламентировали основные вопросы инвестиционной деятельности в последние 5 лет и действуют в настоящее время.
Инвестиционный климат в Республике Беларусь периода 2008–2013 гг. характеризовался тем, что иностранному инвестору предоставлялся национальный режим осуществления инвестиционной деятельности (ст. 79 Инвестиционного кодекса). Исключение составляли порядок регистрации коммерческих организаций, формирования уставного фонда и передачи земельных участков в собственность.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях).
Налоговые льготы и иные преференции предоставлялись в соответствии с общеустановленным порядком (т.е. льготы, предусмотренные действующим законодательством для неограниченного круга лиц) и индивидуально по решению Правительства Республики Беларусь, принимаемому по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с заключаемым инвестиционным договором.
Со вступлением в силу Закона об инвестициях иностранные инвесторы (иностранные граждане, иностранные юридические лица) в сравнении с коммерческими организациями, созданными в Республике Беларусь национальными либо иностранными инвесторами, ни в чем не ограничиваются и не несут дополнительных обязательств.
При том что новый Закон уравнивает в правах и обязанностях национальных и иностранных инвесторов, часть этих изменений по сравнению с положениями Инвестиционного кодекса налагает на иностранных инвесторов ряд обязательств (по сути, такие же обязательства несут и национальные инвесторы), в т.ч. в отношении порядка создания коммерческих организаций (см. таблицу).
Наименование действия |
До 24 января 2014 г. |
С 24 января 2014 г. (общие условия как для национальных, |
Размер вклада иностранного инвестора |
Не менее 20 000 долл. США для любых форм |
Минимальный размер не ограничен (исключение – ЗАО и ОАО) |
Внесение вклада |
В течение 2 лет с даты государственной регистрации (50 % в течение первого года) |
В течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (если меньший срок не предусмотрен уставом) |
Наем в качестве руководителя иностранного гражданина (исключение – граждане Российской Федерации, Казахстана) |
Специальное разрешение не требовалось |
Специальное разрешение требуется и выдается в установленном законодательством порядке (ранее такие разрешения необходимо было получать только для иных работников (не руководителя)) |
Как следует из таблицы, порядок регистрации коммерческой организации претерпел изменения как в сторону снятия с иностранных инвесторов определенных требований, так и в сторону их установления.
Тем не менее порядок регистрации является единым и не имеет более никаких отличий в зависимости от национальности инвесторов.
Инвестиционный кодекс (гл. 3) предусматривал следующие гарантии для инвесторов:
– защита права собственности;
– самостоятельное распоряжение прибылью;
– право на реинвестирование, защиту инвестиций от безвозмездной национализации или реквизиции. Период 2008–2013 гг. характеризовался упрощением процедур создания коммерческих организаций в Республике Беларусь, отменой более 16 лицензируемых видов деятельности, упрощением административных процедур, введением принципа «одного окна» и т.п.
Закон об инвестициях предоставляет иностранным инвесторам дополнительные гарантии, в частности:
– гарантию на беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций, связанных с национализацией и реквизицией (часть первая ст. 11 Закона об инвестициях);
– гарантию на беспрепятственный перевод прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в т.ч. денежных средств:
полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.
Гарантия на беспрепятственный перевод может быть реализована после уплаты установленных белорусским законодательством налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам.
При этом следует учитывать, что часть четвертая ст. 11 Закона об инвестициях содержит норму о возможном установлении ограничения перевода инвестору денежных средств в порядке и на условиях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и (или) согласно судебному постановлению, принятому в соответствии с законодательством Республики Беларусь и вступившему в законную силу.
Информация о данном ограничении представлена не в качестве сравнительной характеристики правового положения национальных и иностранных инвесторов, а в качестве информации как таковой в связи с тем, что исходя из правового положения национального инвестора гарантия на перевод не устанавливается в принципе.
Иностранному инвестору предоставлено право передачи спора на разрешение в арбитражный суд аd hoc, МЦУИС либо иной суд, согласованный сторонами в инвестиционном договоре, если спор не относится к исключительной компетенции белорусского суда (ст. 13 Закона об инвестициях).
Статьей 16 Закона об инвестициях определены равные права инвесторов (как национальных, так и иностранных) на пользование льготами и преференциями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь и международными договорами, в случае инвестирования в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларуси и (или) международными правовыми актами.
Закон об инвестициях не ограничивает ни национальных, ни иностранных инвесторов по формам инвестирования. Перечень, предусмотренный ст. 4 Закона об инвестициях, является открытым и не имеет отличий в зависимости от национальности инвестора:
– создание коммерческой организации;
– приобретение, создание, в т.ч. путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением установленных законом случаев;
– приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
– приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
– на основе концессии;
– иные способы, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).
Предусмотрены и общие для национальных и иностранных инвесторов ограничения (ст. 6 Закона об инвестициях):
– не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством Республики Беларусь, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь;
– ограничения при осуществлении инвестиций также могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в т.ч. охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Помимо указанных одним из ограничений, установленных для иностранных юридических лиц (коммерческих организаций, созданных с их участием), является ограничение права на осуществление деятельности в таких сферах, как средства массовой информации, банковская и страховая деятельность.
В настоящее время, как и ранее, инвестору предоставляется ряд льгот, закрепленных п. 2 Декрета № 10. Получение указанных льгот и реализация инвестиционных проектов, под которые эти льготы предоставляются, осуществляются путем заключения инвестиционного договора между инвестором (в т.ч. и иностранным) и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых указанным Декретом и иными актами инвестиционного законодательства.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).
Помимо льгот и преференций, непосредственно связанных с заключением инвестиционного договора, действующее законодательство предусматривает ряд льгот и преференций в случае осуществления деятельности в малых городах и сельской местности (в соответствии с Декретом № 6). Указанные льготы предоставляются коммерческим организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь, в т.ч. с участием иностранных инвесторов, на условиях и в порядке, установленном Декретом № 6.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12).
Декретом № 12 были предоставлены ранее и предоставляются в настоящее время льготы и преференции резидентам и нерезидентам Парка высоких технологий при условии выполнения ими условий, предусмотренных данным Декретом (деятельность в сфере высоких технологий).
Документ:
Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 № 514 (далее – Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона).
Программа развития специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2011 № 1564 (далее – Программа развития Августовского канала).
Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922 (далее – Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Ряд льгот и преимуществ был предоставлен субъектам, осуществляющим инвестиционные проекты в отдельных сферах (секторах экономики) либо в соответствии с государственными программами развития. В качестве примера для оценки общего инвестиционного климата назовем Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона, Программу развития Августовского канала, Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Последняя не предусматривает прямого установления льгот, а содержит лишь указание на финансирование за счет средств бюджета и иных источников.
Налоговые, таможенные льготы и преференции в области валютного регулирования были предоставлены резидентам СЭЗ на основании Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» и некоторых положений Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь .
Татьяна Кучма,
директор юридической фирмы
«Агентство Юридических Бизнес Решений»