2 февраль 2022
Страница № 44

    

    

    

    

   

Изменения в закупках за счет собственных средств с 5 марта 2022 года

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, медиатор

Главное в статье:

  • с 5 марта 2022 г. вступают в силу изменения, внесенные постановлением № 59, которые преимущественно коснутся случаев неприменения постановления № 229.

 

Субъекты, которые относятся к числу сбытовых организаций

Постановлением № 59 уточнено содержание норм о тех субъектах, которые относятся к числу сбытовых организаций (официальных торговых представителей). С 5 марта 2022 г. срок действия договора (соглашения), устанавливающего полномочия на реализацию товара, указывается не только в документации о закупке, но также и в условиях процедуры закупки из одного источника.
 

Условия отклонения предложений непроизводителей

Уточняется правило отклонения предложений непроизводителей в конкурентной процедуре закупки при условии участия в ней не менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) вместо ранее существующего подхода об участии не менее одного с тем, чтобы отклонить предложение непроизводителя. При этом цена предложения такого непроизводителя должна быть не ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя).

 

Централизованные закупки

Уточняются правила централизации закупок. Так, на основании постановления № 229 для организаций, применяющих постановление № 229 и находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), государственных объединений, могут быть предусмотрены особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». Одна из таких особенностей – централизация закупок товаров (работ, услуг). При этом организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе. С 5 марта 2022 г. организатор может быть определен из организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) государственного органа (государственной организации).

 

Согласование приобретения импорта

Еще одна из особенностей осуществления закупок за счет собственных средств – согласование приобретения импорта – также корректируется. Так, норма о согласовании будет включать согласование с государственным органом (государственной организацией) решений об осуществлении закупок и (или) допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, предлагающих импортные товары, и (или) иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, в соответствии с которыми товарам (работам, услугам) в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, а также с учетом положений подп. 2.16 п. 2 постановления № 229.

Тем самым если подобная особенность будет установлена для организации, применяющей постановление № 229, то может потребоваться согласование, например, о допуске к участию в процедуре поставщиков, предлагающих импортные товары. При этом, поскольку в норме оговорка содержится в отношении подп. 2.16 п. 2 постановления № 229, по мнению автора, такое согласование может быть установлено и при приобретении товаров из приложения 3 к постановлению № 229 на сумму до 2 000 базовых величин (БВ).

 

Минимальная доля закупок белорусских товаров

На закупки согласно приложению 1 к постановлению № 229 распространяются требования о соблюдении минимальной доли белорусских товаров при закупках (подп. 1.2 п. 1, подп. 2.19 п. 2 постановления № 229). Между тем с 5 марта 2022 г. соблюдение такой доли не потребуется без какого-либо обоснования в следующих случаях приобретения товаров из приложения 1 к постановлению № 229 (в редакции постановления № 59):

– при закупке биржевых товаров на биржевых торгах;

– закупке товаров на аукционах;

– закупке товаров для оптовой и (или) розничной торговли, общественного питания, за исключением закупки товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования, не связанных с закупкой товаров для их последующей реализации в буфетах и кафетериях в учреждениях здравоохранения и образования.

 

Перечень товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики

Скорректирован перечень товаров в приложении 3 к постановлению № 229 для целей применения подп. 2.16 п. 2 постановления № 229, когда применяются условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, стоимостью свыше 2 000 БВ. В связи с этим следует учитывать скорректированный перечень товаров при проведении закупок товаров из приложения 3 к постановлению № 229 (в редакции постановления № 59) при превышении суммового порога в 2 000 БВ.

 

Случаи, когда постановление № 229 не применяется

Важные изменения связаны с новой редакцией приложения 1 к постановлению № 229, т.е. тех случаев, когда применение постановления № 229 (кроме подп. 2.19 п. 2 постановления № 229) не осуществляется.

1. В новой редакции приложения 1 к постановлению № 229 значительно сокращено количество случаев, когда приобретение осуществлялось у конкретных поставщиков.

2. Расширен перечень закупок с участием государственного объединения, когда не применяется постановление № 229. В частности, при закупках между:

– организациями, входящими в состав государственного объединения и организациями, входящими в состав холдинга, управляющая компания которого входит в состав этого государственного объединения;

– организациями, входящими в состав государственного объединения, и хозяйственными обществами, акции которых находятся в управлении этого государственного объединения;

– государственным объединением и созданными им унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, акции которых находятся в управлении этого государственного объединения.

 

Справочно:

по-прежнему условием для неприменения п. 1 приложения 1 к постановлению № 229 является факт того, что поставщик таких товаров является их производителем и (или) приобрел их в результате проведения конкурентных процедур закупок либо на биржевых торгах.

 

3. С 5 марта 2022 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, будут осуществляться на основании постановления № 229 (п. 3 приложения 1 к постановлению № 229, в редакции постановления № 59).

Тем самым потребуется разработать, разместить в информационной системе «Тендеры» порядок осуществления закупок за счет собственных средств, учесть минимальную долю белорусских товаров (приложение 3-2 к постановлению № 229), условия допуска товаров (приложения 3, 3-1 к постановлению № 229), условия и правила для конкурентных процедур закупок и закупки из одного источника, требования о ежеквартальной отчетности по результатам процедур закупок.

На закупки за счет иных средств, кроме указанных выше, по-прежнему распространяет действие Декрет № 7, которым установлена необязательность применения для таких закупок специальных требований к закупкам товаров (работ, услуг).

Преимущественно случаи для неприменения постановления № 229 остаются прежними. Новыми можно назвать:

– закупки услуг по сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления (менеджмента), компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг (п. 56 приложения 1 к постановлению № 229, в редакции постановления № 59);

– приобретение услуг по обязательным медицинским осмотрам работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, а также во внеочередных медицинских осмотрах при ухудшении состояния здоровья (п. 57 приложения 1 к постановлению № 229, в редакции постановления № 59);

– приобретение консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международных коммерческих арбитражах и иностранных судебных органах (п. 61 приложения 1 к постановлению № 229, в редакции постановления № 59).

Таким образом, после вступления в силу норм постановления № 59, в особенности в отношении приобретения товаров (работ, услуг) для строительства за счет полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, следует учитывать обновленные положения постановления № 229.

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2022 № 59 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (постановление № 59).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.