Изменения марта 2020 года, затронувшие и госзакупки, и закупки за собственные средства
О чем статья:
комментируются изменения, внесенные в процедуры закупок не только постановлением № 157, но и некоторыми актами МАРТ, вступившими в силу в марте 2020 г.
Изменения в закупках за счет собственных средств
Постановление № 157 дополнило перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется постановление № 229.
Напомним, что субъектами, которые обязаны выполнять требования постановления № 229 при осуществлении закупок за счет собственных средств (далее – республиканские организации), являются:
- республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
- хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи).
При этом п. 1 Перечня устанавливает ряд сделок по закупкам за свой счет, на которые действие постановления № 229 не распространяется, а именно заключаемые:
- между организациями, входящими в состав холдинга, государственного объединения;
- организациями, входящими в состав государственного объединения, и унитарными предприятиями, дочерними хозяйственными обществами, созданными организациями, входящими в состав государственного объединения;
- республиканскими унитарными предприятиями и их дочерними унитарными предприятиями;
- хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, и их дочерними и зависимыми хозяйственными обществами и унитарными предприятиями;
- государственным объединением и организациями, входящими в его состав, а также унитарными предприятиями, дочерними хозяйственными обществами, созданными организациями, входящими в состав государственного объединения.
Нормы постановления № 157 расширяют этот список: закупки за собственный счет между субъектами, перечисленными в п. 1 Перечня, могут осуществляться без учета требований постановления № 229 не только в случае, когда поставщик таких товаров является их производителем и (или) приобрел их в результате проведения конкурентных процедур закупок, но также и в случае их приобретения на биржевых торгах.
С учетом того что порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, определяется местными Советами депутатов (п. 5-1 постановления № 229), п. 2 постановления № 157 предусматривает норму о приведении в соответствие таких порядков с внесенным дополнением.
Так, в соответствие с принятым постановлением № 157 должны быть приведены: решение Минского областного Совета депутатов от 29.03.2013 № 220 «Об определении порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»; решение Минского городского Совета депутатов от 29.06.2016 № 213 «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»; решение Брестского областного Совета депутатов от 22.12.2012 № 245 «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»; решение Витебского областного Совета депутатов от 29.11.2012 № 224 «Об определении порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», а также иные решения местных Советов депутатов, принятые по вопросам закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.
Изменения в процедурах госзакупок
Изменения, внесенные постановлением МАРТ № 16, касаются изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника и содержания справки о проведении процедуры закупки из одного источника.
Пункт 1 постановления МАРТ № 30 содержит исчерпывающий перечень способов изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), проведение которых является обязательным при осуществлении процедуры закупки из одного источника. В зависимости от основания проведения процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) обязан применять все указанные способы изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг).
Одним из способов изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг) является размещение запросов о представлении сведений на одной из электронных торговых площадок при закупке товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет до 300 базовых величин включительно (п. 9 приложения к Закону о госзакупках).
Вносимыми в постановление МАРТ № 30 дополнениями предусматривается возможность изучения конъюнктуры рынка путем размещения запроса о представлении сведений на одной из электронных торговых площадок также в случае проведения процедуры закупки из одного источника по такому основанию, как признание процедуры государственной закупки несостоявшейся (п. 7 приложения к Закону о госзакупках).
Указанные дополнения вносят ясность в порядок изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), предоставляя заказчику (организатору) альтернативное право при проведении процедуры закупки из одного источника размещать запросы о представлении сведений на одной из электронных торговых площадок, а не направлять их не менее чем 5 потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) или участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся, либо не изучать информацию о ценах на товары (работы, услуги) (часть первая подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ № 30).
Несмотря на то что Закон о госзакупках не содержит требования о проведении закупки из одного источника на электронных торговых площадках, за исключением обязанности разместить на электронной торговой площадке справку о проведении процедуры закупки из одного источника (часть третья п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках), полагаем, что размещение запроса о представлении сведений при проведении закупки из одного источника на такой площадке делает госзакупку более понятной и прозрачной, что уменьшает вероятность коррупционных действий.
Справочно:
электронными торговыми площадками являются электронная торговая площадка информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и электронная торговая площадка открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».
Подчеркнем также, что эти дополнения согласуются с нормами части второй п. 4 Протокола о порядке регулирования закупок, содержащегося в приложении 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе, которыми предусматривается постепенный переход на электронный формат осуществления других (кроме конкурса и аукциона) способов закупок.
Кроме того, внесены дополнения в содержание справки, составляемой по результатам проведения процедуры закупки из одного источника (часть вторая п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках). Содержание такой справки определено нормами п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках и подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ № 30.
Так, с учетом норм постановления МАРТ № 16 заказчик (организатор) обязан включать в справку о проведении процедуры закупки из одного источника наряду с иными следующие сведения:
- наименование страны происхождения товара (работы, услуги);
- дату заключения договора государственной закупки и его номер (при наличии);
- цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги), являющегося предметом договора государственной закупки, в т.ч. цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф за единицу работы или услуги, если при описании предмета государственной закупки заказчик руководствовался правилами абзаца третьего п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках;
- цену договора государственной закупки в белорусских рублях (в отношении договоров государственных закупок, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок в иностранной валюте, – в белорусских рублях по курсу Национального банка на дату заключения договора государственной закупки).
Документы:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2020 № 157 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (постановление № 157). Вступило в силу 22 марта 2020 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).
Перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению № 229) (Перечень).
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.02.2020 № 16 «Об изменении постановлений Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 10 и от 12 апреля 2019 г. № 30» (постановление МАРТ № 16). Вступило в силу 13.03.2020.
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление МАРТ № 30).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон о госзакупках).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
148
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117