Интернет-сайт – это СМИ или не СМИ?
Закон Республики Беларусь от 20.12.2014 № 213-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» вызвал большой общественный резонанс и вновь привлек внимание к теме правового статуса интернет-сайтов, дополнив ее еще одним проблемным вопросом: все ли интернет-сайты, на которых размещена хоть какая-нибудь информация*, следует считать средством массовой информации (далее – СМИ) или нет? Вопрос действительно проблемный и в настоящий момент не имеет однозначного ответа.
Содержание сайта
Определяя статус интернет-сайта, логичнее всего отталкиваться от его содержания. Цель создания интернет-сайтов может быть самой различной: интернет-торговля (так называемые операционные сайты**), реклама (рекламные сайты), общение (сайты физических лиц), общественная, образовательная, благотворительная и подобная деятельность (сайты государственных органов, некоммерческих организаций).
С первыми проще всего: согласно ст. 19 Закона о государственном регулировании торговли интернет-магазин (т.е. информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта) подлежит регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь. По сути, самому владельцу дана возможность определить свой статус. В случае такой регистрации интернет-сайт уже не может считаться СМИ. Хотя возможна ситуация, когда деятельность такого сайта носит смешанный характер (интернет-торговля + новости), поэтому регистрация в Минторге может не избавить от статуса СМИ.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о государственном регулировании торговли).
Справочно:
СМИ – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, сети Интернет;
массовая информация – предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством вещания теле- или радиопрограммы или в иной форме периодического распространения (ст. 1 Закона о СМИ).
При определении прочих функций сайтов имеется достаточно большой пробел для признания или непризнания их СМИ.
Распространение продукции любыми CМИ осуществляется:
1) юридическим лицом, на которое возложены функции редакции СМИ, либо на основании договора, заключенного им в установленном порядке с распространителем продукции средства массовой информации. По белорусскому законодательству СМИ не является юридическим лицом, таковым должна являться его редакция, которая осуществляет производство и выпуск СМИ на основании решения учредителя (учредителей) СМИ, либо в случае, если указанное юридическое лицо не является учредителем СМИ, – на основании договора этого юридического лица с учредителем (учредителями) СМИ (ст. 30 Закона о СМИ). Таким образом, учредитель СМИ и редакция могут совпадать в одном (юридическом) лице либо не совпадать;
2) владельцем информационного ресурса (его составной части) в случае распространения продукции СМИ посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете (п. 1 ст. 17 Закона о СМИ).
Таким образом, возможны варианты, когда интернет-СМИ распространяется непосредственно учредителем или редакцией либо же третьим лицом. Первый вариант характерен для «электронных двойников» печатных СМИ в сети. При этом не обязательно распространять свою массовую информацию, функция распространителя может быть и чисто посреднической.
Как видим, Закон о СМИ дает определения самих СМИ и формы распространения информации, но при этом конкретно для интернет-СМИ форму распространения массовой информации не уточняет.
Представляется, что ею может быть как размещение на сайте, так и рассылка посредством электронной почты (для «двойников» печатных СМИ). Критерий, согласно которому массовая информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц, на наш взгляд, не стоит абсолютизировать. Она может быть адресована неопределенному кругу лиц, но распространяться среди тех, кто оформил подписку или приобрел иным образом. Точнее можно выразиться так: критерием массовой информации следует признать безличный характер ее подачи. Подборка одних и тех же новостей (дайжджест) может рассматриваться как информационная услуга, если выполнена по заказу пользователя, либо как массовая информация, если конкретный адресат не персонифицирован. Следует обратить внимание, что критерий возмездности/безвозмездности распространения не важен.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.06.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).
Рекламные сайты в терминологии Закона о рекламе подпадают под понятие «мультимедийная реклама», т.е. реклама, размещаемая (распространяемая) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) на телевидении и радио. Но некоторые требования Закона о рекламе с трудом к ней могут быть применены, например, о процентном лимите рекламы (ст. 11 Закона о рекламе), который не применяется к специализированным рекламным СМИ, зарегистрированным в качестве таковых, либо о социальной рекламе (ст. 24 Закона о рекламе).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.07.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Место размещения сайта
Критерий места размещения сайта можно толковать двояко:
1) «виртуально» – как адресное место в сети;
2) «физически» – как место нахождения сервера с соответствующей информацией*.
Для размещения сайтов (как «виртуального», так и «физического») действуют требования Указа № 60, который обязал белорусские юридические лица и ИП осуществлять деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь. То есть речь идет как об использовании доменного имени, зарегистрированного в зоне .BY, так и о пространственном размещении сервера в Беларуси.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ № 60).
Регистрации в настоящее время подлежат:
1) доменные имена – регистраторами являются юридические лица, аккредитованные администратором национальной доменной зоны на оказание услуг по регистрации доменных имен в национальном сегменте сети Интернет в соответствии с Инструкцией № 47;
2) сайты и прочие интернет-ресурсы – регистрацию осуществляет по заявительному принципу БелГИЭ на основании заявления на регистрацию, подаваемого поставщиком интернет-услуг (провайдером) на основании Положения № 664.
Документ:
Инструкция о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденная приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.06.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Документ:
Положение о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 664 (далее – положение № 664).
Интернет-странички и блоги
Любопытен также вопрос о статусе страничек в социальных сетях, блогов, форумов, чатов и т.п., которые формально подпадают под определение СМИ, но, по сути, имеют совершенно иные цели создания и функционирования. На наш взгляд, дать какую-либо правовую характеристику им на сегодняшний день затруднительно как по причине технологической разнородности, так и абсолютной юридической неопределенности.
Например, сами так называемые социальные сети можно рассматривать как сайты (порталы), а личные профили в них – как составные части (web-страницы). По такому же пути можно пойти и при анализе блогов, форумов или чатов, однако возможность анонимного использования указанных сервисов лишает такой подход практического смысла. По сути, у владельцев (администраторов) сайтов нет возможности контролировать их содержание (контент), хотя в некоторых случаях владельцы соответствующих информационных систем и ресурсов все же предъявляют к его содержанию определенные требования, например, через модераторов.
Закон о СМИ рассматривает в качестве СМИ не только информационные ресурсы, но и их составные части. Более того, Положение № 6/8 прямо гласит, что под информационным ресурсом (его составной частью), размещенным в Интернете, понимается интернет-сайт, страница интернет-сайта, веб-портал, форум, блог, чат, приложение для мобильного устройства и другие ресурсы, имеющие подключение к Интернету.
Таким образом, статус интернет-СМИ совершенно не определен с правовой точки зрения. Трактовки здесь могут быть самые разные и при желании практически любой сайт, блог, страничку или иной виртуальный объект в Интернете можно отнести к СМИ со всеми вытекающими из этого требованиями и ограничениями.
Документ:
Положение о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденное постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.02.2015 № 6/8 (далее – Положение № 6/8).
Законодательство о СМИ в Интернете
Новая редакция Закона о СМИ, распространив его на Интернет, предусмотрела минимум особенностей для этой сферы. Между тем возможность применения многих положений Закона о СМИ к такого рода СМИ затруднена по техническим и организационным причинам (например, требования об обязательных выходных данных или требования к теле- и радиовещательным СМИ).
К интернет-СМИ могут быть применены такие требования Закона о СМИ, как:
– права и свободы в сфере СМИ, выбор языков, финансирование;
– порядок распространения информации, в т.ч. рекламы;
– официальные информационные сообщения;
– статус участников информационных отношений;
– информация ограниченного доступа;
– использование скрытой записи;
– авторские права;
– право на опровержение;
– меры государственного реагирования (предупреждение, приостановление, прекращение).
В Закон о СМИ введена новая ст. 51-1, относящаяся только к интернет-СМИ, которая предусматривает возможность ограничения доступа к ним. Положение № 6/8 регламентирует процедуру введения ограничения, но не технические действия, которых может быть несколько вариантов:
1) ликвидация доменного имени, размещенного в зоне .BY (Байнет). В настоящее время Инструкция № 47 не предусматривает такого действия*, но с технической точки зрения это вполне возможно (в т.ч. временно). Считаем, что это наиболее надежный с точки зрения достижения результата способ, поскольку и «виртуально», и «физически» привязан к территории Беларуси;
2) хакерская DdoS-атака, наиболее грубый, с криминальным оттенком способ, характерный для неофициальных действий (подпадает под действие ст. 351 «Компьютерный саботаж» Уголовного кодекса Республики Беларусь);
3) блокирование иностранных (т.е. за пределами зоны .BY) сайтов. Применяется в тех случаях, когда нельзя ликвидировать источник (информационный ресурс), поскольку он находится вне юрисдикции Республики Беларусь, но можно блокировать «пути» к нему. Кроме того, с 1 января 2016 г. поставщики интернет-услуг (т.е. провайдеры) обязаны будут обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах (п. 9 Декрета № 6).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее – Декрет № 6).
Интернет-СМИ (точнее репрезентирующие их юридические и (или) физические лица) могут стать субъектами административной ответственности по ст. 22.9 «Нарушение законодательства о СМИ» КоАП, которая в числе прочего устанавливает ответственность:
– за нарушение СМИ законодательства о СМИ повторно в течение 1 года после вынесения в отношении его письменного предупреждения – штраф на ИП в размере от 20 до 100 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – от 100 до 500 БВ;
– получение денежных средств и (или) другого имущества в целях финансирования СМИ от иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, а также от анонимных источников – штраф на юридическое лицо в размере до 50 БВ с конфискацией полученных средств и (или) другого имущества.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Выводы. Как уже было сказано, однозначного ответа на вопрос: как с правовой точки зрения определить интернет-СМИ – дать невозможно. Это объясняется концепцией новых изменений в Законе о СМИ: «охватить всех, а там разберемся». Такой подход имеет очевидные как отрицательные, так и положительные моменты. К числу первых относится возможность произвольного признания любого сайта (прочего интернет-ресурса) СМИ с вытекающими отсюда последствиями. К числу вторых – отсутствие специальной регламентации деятельности интернет-СМИ.
Сергей Овсейко, юрист
* В настоящее время в зоне Байнет число сайтов давно превысило 30 тыс.
** Основное отличие операционного сайта от рекламного в возможности не только ознакомиться с товаром, но и осуществить его заказ. Дополнительно операционный сайт может предусматривать возможность оплаты и (или) доставки «цифровых» товаров.
* С технической точки зрения сайт – это совокупность гипертекстовых документов в виде HTML-страниц, или хранящихся в базе данных (т.е. на другом сайте). HTML (Hyper-text Markup Language) как язык разметки описывает только логическую структуру документа. Документы HTML хранятся на web-сервере, который передает файлы на web-браузеры, подключающиеся к этим серверам. После этого HTML-файлы не только отображаются на экранах пользователей в том виде, в каком они существуют, но и интерпретируются web-браузером, который на их основе создает web-страницы, используя в качестве инструкции собственный HTML-код (Эймор Д. Электронный бизнес. – М., 2001. – С. 392).
* Она предусматривает «приостановление администрирования домена – запрет администратору домена определять порядок его использования, в том числе осуществлять делегирование, трансфер домена, запрет передачи прав на администрирование домена другому юридическому или физическому лицу и отказа от этих прав», но это, скорее, касается сделок в связи с распоряжением доменным именем, а не с его использованием.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
151
-
146
-
127
-
125
-
122
-
119