9 сентябрь 2020
Статья 4 из 22 ( Материал id: 2495 Журнал id: 118890 )
Страница № 9

    

    

    

    

   

Иностранная безвозмездная помощь: как получить и распорядиться

Мы беседуем с Виталием Коледой, адвокатом Адвокатского бюро «Дубовец и партнеры».

 

Что обсудили:

  1. Объекты и цели иностранной безвозмездной помощи.
  2. Порядок оформления, регистрации и налогообложения такой помощи.

 

– Что может быть передано/получено в качестве иностранной безвозмездной помощи организации, а что не может быть таковой?

– В соответствии с действующим законодательством иностранная безвозмездная помощь может быть предоставлена в виде:

  • денежных средств и товаров (имущества), безвозмездно передаваемых (предоставляемых) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
  • товаров (работ, услуг), приобретенных (оплаченных, выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.

Причем законодательство четко устанавливает, что именно не может являться объектом иностранной безвозмездной помощи, поэтому лучше всего при определении того, что может стать объектом иностранной помощи, исходить от обратного. Не могут рассматриваться в качестве безвозмездной иностранной помощи:

  • запрещенные к ввозу товары;
  • пищевые продукты со сроком годности менее 4 месяцев с даты ввоза на территорию Республики Беларусь;
  • транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 15 лет.

Думаю, такой подход вполне логичен, учитывая все многообразие ситуаций, возникающих на практике, перечислять прямо которые законодателю нет смысла и проще установить критерии, что не может быть объектом иностранной безвозмездной помощи.

 

– Как должно быть оформлено получение иностранной безвозмездной помощи?

– Получение иностранной помощи подлежит государственной регистрации и документальному оформлению в случаях, предусмотренных законодательством. Если мы делаем акцент именно на иностранной безвозмездной помощи в сфере коммерческой деятельности, то такая помощь в любом случае подлежит регистрации и документальному оформлению.

Поступление иностранной безвозмездной помощи может быть оформлено несколькими документами в зависимости от ситуации:

  1. договором;
  2. дарственным письмом, подтвержденным получателем;
  3. запросом получателя, подтвержденным отправителем;
  4. документом, подтверждающим внесение на благотворительный счет получателя помощи от иностранного анонимного жертвователя;
  5. иным документом.

Общий принцип по информативному наполнению таких документов следующий: в нем должны быть сведения о размере (сумме, количестве), условиях предоставления помощи и целях ее использования.

При этом чем более подробно и прозрачно будут указаны сведения об объектах иностранной безвозмездной помощи, тем лучше.

Документы о предоставлении помощи могут быть оформлены на бумажном носителе или в виде электронных документов. В отношении определенных категорий иностранной безвозмездной помощи могут устанавливаться дополнительные требования к оформлению и указанию дополнительных сведений. Например, при предоставлении иностранной безвозмездной помощи в виде товаров с проведением работ по их монтажу (наладке, установке) стоимость помощи указывается с учетом стоимости таких работ. Стоимость данных работ может быть указана отдельно либо включена в стоимость товаров.

 

– На какие нужды может быть использована иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств?

– Денежные средства, полученные в качестве иностранной безвозмездной помощи, могут быть использованы получателем такой помощи или иными уполномоченными лицами на цели, определенные в законодательстве Республики Беларусь. Данные цели перечислены в п. 1 Декрета № 3. Законодатель также предоставил возможность использования иностранной безвозмездной помощи, в т.ч. в виде денежных средств, на иные цели, при условии согласования этого с Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи.

При этом п. 2 Декрета № 3 устанавливает также прямые запреты на определенные цели использования иностранной безвозмездной помощи. Их общий критерий – это политические и агитационные цели, а также использование иностранной безвозмездной помощи на деструктивные цели или для деятельности, представляющей угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, финансирование терроризма и т.д. Думаю, вектор запрета и общая концепция понятна любому юристу или профильному специалисту, чтобы применительно к конкретной ситуации, даже не заглядывая в закон, с высокой степенью вероятности правильно определить, законные будут цели или нет.

 

– Как, где и когда должна быть зарегистрирована иностранная безвозмездная помощь? Облагается ли она налогом?

– Иностранная безвозмездная помощь делится на подлежащую государственной регистрации и нет. По общему правилу иностранная безвозмездная помощь подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) при условии, что получателями таковой помощи являются:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, которые ходатайствуют об освобождении от подоходного налога с физических лиц.

Органом, уполномоченным на регистрацию иностранной помощи, является Департамент. Документом, юридически подтверждающим регистрацию помощи, – удостоверение, выдаваемое Департаментом.

Именно с выдачей соответствующего регистрационного удостоверения законодатель связывает возможность начала использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи, подлежащей регистрации, а в отношении соответствующего имущества – также до оформления в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на данное имущество.

Законодатель установил следующие сроки для регистрации иностранной безвозмездной помощи – 3 месяца с даты ее получения. Однако по некоторым категориям иностранной безвозмездной помощи можно обратиться за ее регистрацией до ввоза в Беларусь. Это, например, лекарства, товары, требующие специальных условий хранения, товары, в т.ч. пищевые продукты, подвергающиеся быстрой порче, и др.

Для регистрации иностранной безвозмездной помощи необходимо собрать и приложить пакет документов. Указанный пакет может состоять из общих для всех видов иностранной безвозмездной помощи документов, таких как:

  1. план целевого использования иностранной безвозмездной помощи в 2 экземплярах;
  2. копию документа о предоставлении помощи;
  3. информацию об ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования помощи;
  4. копию устава – для юридических лиц, впервые обратившихся за регистрацией помощи;
  5. копию доверенности – в случае подачи заявления на основании доверенности;
  6. специальных дополнительных документов в зависимости от категории иностранной безвозмездной помощи: деньги, товары или недвижимое имущество.

Департамент может отказать в рассмотрении заявления по следующим основаниям:

  1. представлены документы, не соответствующие требованиям законодательства;
  2. представлены документы, которые имеют признаки подлога, подделки или недействительности (здесь, конечно, было бы лучше указать «явные признаки», но законодатель сформулировал так, поэтому норма оставляет широкое поле для усмотрений, возможно, не всегда обоснованных);
  3. представлены документы, сведения в которых расходятся друг с другом (опять же расплывчатая формулировка, оставляющая пространство для произвольных отказов, поскольку на практике часто встречаются незначительные расхождения в наименовании товара, например, в накладных и спецификациях);
  4. не представлены все необходимые документы.

Получатель может устранить все недостатки и повторно обратиться за регистрацией не позднее 15 рабочих дней после получения уведомления Департамента об отказе.

Департамент также отказывает в регистрации иностранной помощи, если такая помощь предоставлена в виде:

  1. запрещенных к ввозу товаров;
  2. пищевых продуктов со сроком годности менее 4 месяцев с даты ввоза в Беларусь;
  3. транспортных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет.

Если все документы в порядке, то регистрацию иностранной помощи произведут в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов. О регистрации или отказе в регистрации Департамент уведомляет получателя в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации (отказа в регистрации). Уведомление направляется в письменной форме.

Помощь, подлежащая регистрации, может быть освобождена от НДС, налога на прибыль, сборов (пошлин) в случаях, перечисленных в п. 11 Декрета № 3.

Коммерческим субъектам важно помнить, что помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин).

Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством в сфере налогообложения.

Решение об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимается уполномоченными органами:

  • Управлением делами Президента Республики Беларусь – при направлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи на цели, предусмотренные в абзацах втором – тринадцатом части первой п. 1 Декрета № 3;
  • Межведомственной комиссией – в иных случаях.

За регистрацию иностранной безвозмездной помощи взимается плата в размере 0,5 % от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин). За регистрацию же помощи, освобожденной от налогов, сборов (пошлин) в полном объеме, плата не взимается.

На наш взгляд, размер такой платы является существенным и по своей экономической природе носит, скорее, фискальный характер.

 

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (Декрет № 3).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.