Госзакупки-2019: порядок обжалования и камеральные проверки
Как изменились сроки рассмотрения жалобы, поданной заказчику (организатору)? В каких случаях жалобу можно подать в МАРТ? Обязательно ли тому субъекту, чьи действия (бездействия) или решения обжалуются, направлять отзыв на жалобу? Какие последствия наступят для заказчика (организатора) в случае обжалования его действий (бездействия) или решений? Ответы на эти (и не только) вопросы даются в статье через призму изменений законодательства о госзакупках.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новый Закон).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).
Порядок и сроки подачи жалобы
Новый закон сохранил вариативный порядок защиты прав юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, участников при осуществлении госзакупок.
1. Обращение к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору ЭТП с заявлением о прекращении действий (бездействия), а также об устранении их результатов и (или) отмене решений, если нарушаются их права и законные интересы (ст. 51 нового Закона).
Справочно:
ЭТП – электронная торговая площадка.
Отличия от ныне предусмотренного порядка оспаривания состоят в том, что заявление указанным субъектам подается путем его размещения на ЭТП, а в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника направляется заказчику (организатору), товарной бирже в письменной форме.
Соответственно и ответ на такое заявление в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор), оператор ЭТП размещают на ЭТП не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия. В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника соответствующее решение направляется заявителю в письменной форме не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия.
В новом Законе сокращен срок рассмотрения такого заявления и принятия по нему решения – вместо 7 рабочих дней (п. 2 ст. 52 Закона о госзакупках) новый Закон предусматривает срок в 5 рабочих дней (п. 2 ст. 51 Нового закона) (начинает течь в зависимости от вида процедуры госзакупки – со дня размещения заявления на ЭТП или со дня его получения).
2. Подача жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли; далее – МАРТ) (ст. 52–53 нового Закона).
В целом в новом Законе подход к обжалованию сохранен в сравнении с Законом о госзакупках, но имеется ряд новелл. В частности, уточнены случаи, когда жалоба может быть подана:
1) если обжалуются действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора ЭТП, то жалоба может быть подана юридическим или физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
2) если обжалуются действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора ЭТП, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, то жалоба может быть подана только участником в период со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;
3) если обжалуются действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов при проведении процедуры закупки из одного источника, то жалоба может быть подана участником процедуры со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.
Уточнены в сравнении с нормами Закона о госзакупках требования к содержанию жалобы за счет указания в ней нарушаемых обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями прав и законных интересов, а также указания на нормы законодательства о государственных закупках, которые нарушены.
Форма жалобы вариативна и зависит от вида оспариваемой процедуры госзакупки.
Так, в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений жалоба подается посредством ее размещения на ЭТП (в форме электронного документа как вида письменной формы). После этого операторами ЭТП и ГИАС обеспечивается размещение жалобы в ГИАС в реестре жалоб.
Справочно:
ГИАС – Государственная информационно-аналитическая система.
В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника жалоба в МАРТ подается в письменной форме.
Соответственно и отзыв жалобы в зависимости от вида процедуры госзакупок осуществляется в форме электронного документа или непосредственно в письменной форме.
Обратите внимание! Как и в Законе о госзакупках, в новом Законе при отзыве жалобы лицо, отозвавшее ее, не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) и (или) решения.
Согласно новому Закону предусмотрены следующие сроки при обжаловании в МАРТ (см. табл. 1).
Таблица 1
Сроки при обжаловании в МАРТ
Действие МАРТ |
Открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений |
Закрытый конкурс, закрытая процедура запроса ценовых предложений, биржевые торги, процедура закупки из одного источника |
Принятие жалобы к рассмотрению, приостановление процедуры госзакупки, назначение места и времени рассмотрения жалобы |
3 рабочих дня со дня размещения жалобы в ГИАС |
3 рабочих дня со дня поступления жалобы – принятие жалобы к рассмотрению и приостановление процедуры госзакупки; 2 рабочих дня со дня принятия жалобы к рассмотрению – направление заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу, информации о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении процедуры государственной закупки, в т.ч. содержащей саму жалобу, сведения о месте и времени ее рассмотрения |
Приостановление процедуры госзакупки. Заказчик не вправе заключать договор до принятия уполномоченным органом решения по существу жалобы |
На срок рассмотрения жалобы, который не может превышать 10 рабочих дней со дня приостановления процедуры госзакупки
|
|
Решение по результатам рассмотрения жалобы |
Размещается уполномоченным органом в ГИАС в реестре жалоб до истечения срока приостановления процедуры госзакупки |
Направляется МАРТ до истечения срока приостановления процедуры госзакупки в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу |
В новом Законе изменен подход к порядку рассмотрения жалобы.
Так, лица, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, обязаны направить в МАРТ отзыв на жалобу в срок не позднее 1 рабочего дня до дня ее рассмотрения (часть первая п. 4 ст. 53 нового Закона).
Для лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, сохранено право направить в МАРТ возражение на жалобу в срок не позднее 1 рабочего дня до дня ее рассмотрения.
Уточнены виды решений, которые может принять уполномоченный орган по результатам рассмотрения жалобы: может быть принято решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
3. Судебный порядок защиты прав и законных интересов (ст. 56 нового Закона). В частности, в судебном порядке могут быть обжалованы:
1) действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора ЭТП (п. 1 ст. 56 нового Закона). Субъект права на обжалование – юридическое лицо или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, участник. Срок для обжалования новым Законом не установлен;
2) решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и (или) предписание МАРТ. Субъект права на обжалование – заинтересованное лицо; срок для обжалования – в течение 3 месяцев со дня размещения таких решения и (или) предписания в ГИАС, а в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника – со дня получения в письменной форме заказчиком (организатором), товарной биржей таких решения и (или) предписания;
3) иные решения МАРТ. Субъект права на обжалование – заинтересованное лицо. Срок для обжалования новым Законом не установлен;
4) процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства. Такая процедура может быть признана судом недействительной, вследствие чего недействительным признается и договор, заключенный по результатам такой процедуры. Субъект права на обжалование – заинтересованное лицо. Срок для обжалования – общий срок исковой давности.
Камеральная проверка
Новый Закон закрепляет обязанность МАРТ в определенных случаях проводить камеральные проверки.
Когда проводится
Если в МАРТ поступает жалоба при проведении открытого конкурса, электронного аукциона или процедуры запроса ценовых предложений и данная жалоба принимается им к рассмотрению, то указанный орган должен провести камеральную проверку. Если жалоба подается при проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника, то камеральная проверка не проводится.
Порядок проведения камеральных проверок должен быть установлен МАРТ.
Что проверяют
Статья 54 нового Закона не определяет, что является предметом камеральной проверки. Если провести аналогию с действующим законодательством, то обращаем внимание, что согласно п. 14 Инструкции № 30 соответствующее структурное подразделение МАРТ обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения и принятия решения по жалобе и проводит проверку соблюдения ответчиком законодательства о госзакупках при осуществлении процедуры госзакупки, т.е. фактически проводит камеральную проверку.
Документ:
Инструкция о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 30 (далее – Инструкция № 30).
Под ответчиком подразумевается лицо, в отношении которого подана жалоба. При этом на соответствие требованиям законодательства о государственных закупках проверяются:
– действия (бездействия) ответчика, комиссии заказчика (организатора) и (или) ее членов, в т.ч. не указанных в жалобе;
– документы по процедуре государственной закупки, размещенные на официальном сайте и электронной торговой площадке.
В настоящее время результаты проведенной проверки докладываются в ходе заседания комиссии МАРТ по рассмотрению жалоб.
Тем самым, исходя из сложившихся подходов, можно предположить, что предмет камеральной проверки будет соответствовать обжалуемой процедуре госзакупки. И в данном случае непосредственно должна проверяться информация о процедуре государственной закупки, размещенная в ГИАС (годовой план государственных закупок, документы для подготовки предложения, протоколы заседаний комиссии, решения об отмене и т.д.).
Результаты проверки
Если в ходе камеральной проверки будут выявлены нарушения законодательства о госзакупках, то уполномоченный орган составляет акт камеральной проверки, который должен быть размещен на ЭТП не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры госзакупки. Именно этим сроком определяется срок проведения камеральной проверки.
Заказчик (организатор) вправе направить свои возражения на акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня размещения самого акта камеральной проверки. Возражения направляются в уполномоченный орган также путем размещения на ЭТП. Поступившие возражения должны быть рассмотрены уполномоченным органом с обязательным составлением по ним заключения. Данное заключение уполномоченного органа в свою очередь размещается на ЭТП до истечения срока приостановления процедуры госзакупки.
Таким образом, все взаимодействие между МАРТ и заказчиком (организатором) при проведении камеральных проверок будет осуществляться через ЭТП путем размещения электронных документов. В обязанности оператора ЭТП будет входить направление соответствующих уведомлений заказчику (организатору), МАРТ о размещении на ЭТП акта камеральной проверки, возражений и заключения на возражения. Указанные документы должны быть переразмещены в ГИАС.
Если в результате камеральной проверки не выявляются нарушения законодательства о госзакупках, то уполномоченным органом составляется справка о результатах камеральной проверки, которая размещается на ЭТП не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры госзакупки. Данная справка также переразмещается в ГИАС.
Статья 56 нового Закона не ограничивает право лица, в отношении которого в ГИАС размещен акт камеральной проверки, воспользоваться не только правом представить свои возражения по акту проверки, но и обжаловать его в судебном порядке. В данном случае, полагаем, должна применяться норма части второй п. 2 ст. 56 нового Закона об обжаловании иных решений уполномоченного органа заинтересованными лицами в судебном порядке. При этом сроки такого обжалования специально не установлены.
Обратите внимание! Камеральная проверка будет проведена, даже если в ходе ее проведения лицо, подавшее жалобу, отзовет данную жалобу.
Предписание
Новеллой нового Закона является предписание, которое выносит уполномоченный орган при выявлении нарушения законодательства о госзакупках в результате проведения камеральной проверки и (или) рассмотрения жалобы (см. табл. 2).
Данное предписание носит обязательный для исполнения характер лицами, которым вынесено предписание. Ими, в частности, могут быть заказчик (организатор), товарная биржа, оператор ЭТП.
Таблица 2
Требования к предписанию
Требования |
Пояснение |
Содержание предписания |
Должно содержать указание на нормы законодательства о госзакупках, которые нарушены, характер выявленного нарушения и конкретные действия, которые обязаны совершить заказчик (организатор), товарная биржа, оператор ЭТП для устранения указанного нарушения |
Форма предписания |
Для открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений: электронная (электронный документ) с размещением его на ЭТП до истечения срока приостановления процедуры госзакупки. Для закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника: письменная с направлением предписания лицам, которым вынесено предписание, до истечения срока приостановления процедуры госзакупки. |
Действия лиц, которым вынесено предписание |
Для открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений: лица, которым вынесено предписание, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его размещения устранить выявленное нарушение и посредством ЭТП направить в уполномоченный орган соответствующее уведомление Для закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника: лица, которым вынесено предписание, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения устранить выявленное нарушение и информировать об этом уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в письменной форме |
Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры
гражданского и хозяйственного права Академии управления
при Президенте Республики Беларусь,
медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент