12 декабрь 2020
Статья 4 из 25 ( Материал id: 2598 Журнал id: 118893 )
Страница № 9

    

    

    

    

   

Государственная закупка из одного источника: ответы на проблемные вопрос

Мы беседуем с Анной Третьяковой, главным советником управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального цент­ра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

 

Что обсудили:

  1. Процедура закупки из одного источника менее формализована, чем иные виды процедур государственных закупок, но должна соответствовать некоторым императивным требованиям.
  2. Некоторые последствия отказа от заключения или ненадлежащего исполнения договора государственной закупки не распространяются на участников процедуры закупки из одного источника.

– Регламентация процедуры закупки из одного источника особенна тем, что, с одной стороны, она является одним из видов процедур государственных закупок и соответственно регулируется Законом № 419-З, а с другой – выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора и другие процедуры осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований ст. 49 и ст. 121, 2426, п. 3 ст. 27, ст. 2830, 5153 и 5557 Закона № 419-З (п. 2 ст. 49 Закона № 419-З).

Как совместить все эти правила при выборе участников процедуры?

 

– Основные требования законодательства о государственных закупках являются императивными, изменить которые стороны не могут. Вместе с тем законодательством могут быть установлены дополнительные условия, выполнение или невыполнение которых оставлено на усмотрение субъекта, а также правила, возникшие в практике проведения государственных закупок, которые, конечно, не обязательны для исполнения, но являются хорошей дополнительной помощью субъекту.

Возьмем, например, содержание предложения участнику в процедуре закупки из одного источника. Закон № 419-З не устанавливает требований к нему. При этом он устанавливает необходимость изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 ст. 49 Закона № 419-З). Один из способов изучения конъюнктуры рынка – направление запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем их размещения на электронных торговых площадках (части первая и третья подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ № 30).

Если размещается запрос на приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно (п. 9 приложения к Закону № 419-З), то такой запрос должен содержать обязательные позиции, а также иную информацию, предусмотренную заказчиком (организатором) (подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ № 30).

Анализ интернет-портала goszakupki.by позволяет сделать вывод, что нередко заказчики (организаторы), размещая запросы на элект­ронных торговых площадках, включают в них требования к участникам, документы и (или) сведения для проверки требований к участникам, а также срок подачи предложений.

Вместе с тем указание таких требований в запросах является правом, а не обязанностью заказчиков (организаторов), поэтому запросы могут и не содержать такие требования.

Обращаем внимание, что требования к участникам, которые предусматриваются в запросах и затем указываются в справке, должны включать требования, установленные п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.

 

– Как осуществляется подтверждение сведений, представленных участником, требованиям п. 2 ст. 16 Закона № 419-З?

 

– Это возможно разными способами: документами, заявлением самого участника, совершением определенных действий и др. Например, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней подтверждается:

– участниками, являющимися резидентами, – путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения. При этом заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт МНС;

– участниками, не являющимися резидентами, – документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения (п. 3 ст. 16 Закона № 419-З).

 

– Есть ли четкие сроки, в течение которых заказчик принимает предложения участников процедуры закупки из одного источника и по истечении которых должен отказать в таком приеме?

 

– Как видим, нет. В связи с этим отсутствие императивного правового регулирования проведения указанного вида процедур государственных закупок, в частности сроков для заключения договора после проведения процедуры закупки из одного источника, позволяет принимать во внимание в т.ч. предложения, поступившие после истечения срока (указанного, например, в запросе), но более выгодные для заказчика. Как представляется, приблизительные сроки подачи предложений не могут являться основанием для игнорирования более выгодного предложения.

Полагаем, что заказчики (организаторы) в данном случае должны руководствоваться принципом эффективности расходования бюджетных средств (ст. 4 Закона № 419-З). Указанный принцип также должен являться определяющим критерием при выборе (сравнении предложений) поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

– Может ли заказчик принять предложение, стоимость которого выше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки?

 

– Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки включает предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки (ст. 1 Закона № 419-З).

С учетом указанного определения полагаем, что в случае, когда предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выше ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), заявленной заказчиком, решение вопроса о приобретении соответствующего предмета закупки тем не менее может быть принято в пределах бюджетного финансирования соответствующей государственной закупки.

 

Справочно:

способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35.

 

Вместе с тем отсутствие финансирования является одним из оснований принятия решений об отмене государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) (п. 3 ст. 27 Закона № 419-З).

– Есть ли у сторон, проводящих процедуру закупки из одного источника, право отказаться от заключения договора? Каковы последствия такого отказа?

 

– Да, такое право есть. До заключения договора государственной закупки при проведении закупки из одного источника потенциальный поставщик и заказчик могут отказаться от его заключения. Если участник отказывается от заключения договора государственной закупки, заказчик может принять решение о направлении предложения о заключении договора государственной закупки и проекта договора другому поставщику (подрядчику, исполнителю).

В отношении более серьезных последствий отказа отметим следующее. Уклонение участника-победителя от заключения договора государственной закупки является одним из оснований включения такого участника в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – Список) (ст. 17 Закона № 419-З).

Считаем, что данная норма не распространяется на процедуру закупки из одного источника, так как Закон № 419-З не оперирует понятием «участник-победитель» в отношении юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, принимавших участие в процедуре закупки из одного источника, а указывает их просто как «участников» (абзац второй части первой п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).

Вместе с тем по иным основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона № 419-З, субъекты – участники процедуры закупки из одного источника могут быть включены в Список сроком на 2 года. Такими основаниями могут быть, например, неисполнение, ненадлежащее исполнение или расторжение договора (часть первая п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).

Исключение составляют случаи, определенные частью третьей п. 1 ст. 17 Закона № 419-З, а также частью второй п. 13 Указа № 143: если договор государственной закупки расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы или в связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату заключения договора (в случае проведения процедуры закупки из одного источника).

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419­З).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление МАРТ № 30).

Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!