Государственная закупка из одного источника: ответы на проблемные вопрос
Мы беседуем с Анной Третьяковой, главным советником управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Что обсудили:
- Процедура закупки из одного источника менее формализована, чем иные виды процедур государственных закупок, но должна соответствовать некоторым императивным требованиям.
- Некоторые последствия отказа от заключения или ненадлежащего исполнения договора государственной закупки не распространяются на участников процедуры закупки из одного источника.
– Регламентация процедуры закупки из одного источника особенна тем, что, с одной стороны, она является одним из видов процедур государственных закупок и соответственно регулируется Законом № 419-З, а с другой – выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора и другие процедуры осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований ст. 49 и ст. 1–21, 24–26, п. 3 ст. 27, ст. 28–30, 51–53 и 55–57 Закона № 419-З (п. 2 ст. 49 Закона № 419-З).
Как совместить все эти правила при выборе участников процедуры?
– Основные требования законодательства о государственных закупках являются императивными, изменить которые стороны не могут. Вместе с тем законодательством могут быть установлены дополнительные условия, выполнение или невыполнение которых оставлено на усмотрение субъекта, а также правила, возникшие в практике проведения государственных закупок, которые, конечно, не обязательны для исполнения, но являются хорошей дополнительной помощью субъекту.
Возьмем, например, содержание предложения участнику в процедуре закупки из одного источника. Закон № 419-З не устанавливает требований к нему. При этом он устанавливает необходимость изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 ст. 49 Закона № 419-З). Один из способов изучения конъюнктуры рынка – направление запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем их размещения на электронных торговых площадках (части первая и третья подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ № 30).
Если размещается запрос на приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно (п. 9 приложения к Закону № 419-З), то такой запрос должен содержать обязательные позиции, а также иную информацию, предусмотренную заказчиком (организатором) (подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ № 30).
Анализ интернет-портала goszakupki.by позволяет сделать вывод, что нередко заказчики (организаторы), размещая запросы на электронных торговых площадках, включают в них требования к участникам, документы и (или) сведения для проверки требований к участникам, а также срок подачи предложений.
Вместе с тем указание таких требований в запросах является правом, а не обязанностью заказчиков (организаторов), поэтому запросы могут и не содержать такие требования.
Обращаем внимание, что требования к участникам, которые предусматриваются в запросах и затем указываются в справке, должны включать требования, установленные п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
– Как осуществляется подтверждение сведений, представленных участником, требованиям п. 2 ст. 16 Закона № 419-З?
– Это возможно разными способами: документами, заявлением самого участника, совершением определенных действий и др. Например, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней подтверждается:
– участниками, являющимися резидентами, – путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения. При этом заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт МНС;
– участниками, не являющимися резидентами, – документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения (п. 3 ст. 16 Закона № 419-З).
– Есть ли четкие сроки, в течение которых заказчик принимает предложения участников процедуры закупки из одного источника и по истечении которых должен отказать в таком приеме?
– Как видим, нет. В связи с этим отсутствие императивного правового регулирования проведения указанного вида процедур государственных закупок, в частности сроков для заключения договора после проведения процедуры закупки из одного источника, позволяет принимать во внимание в т.ч. предложения, поступившие после истечения срока (указанного, например, в запросе), но более выгодные для заказчика. Как представляется, приблизительные сроки подачи предложений не могут являться основанием для игнорирования более выгодного предложения.
Полагаем, что заказчики (организаторы) в данном случае должны руководствоваться принципом эффективности расходования бюджетных средств (ст. 4 Закона № 419-З). Указанный принцип также должен являться определяющим критерием при выборе (сравнении предложений) поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
– Может ли заказчик принять предложение, стоимость которого выше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки?
– Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки включает предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки (ст. 1 Закона № 419-З).
С учетом указанного определения полагаем, что в случае, когда предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выше ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), заявленной заказчиком, решение вопроса о приобретении соответствующего предмета закупки тем не менее может быть принято в пределах бюджетного финансирования соответствующей государственной закупки.
Справочно:
способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35.
Вместе с тем отсутствие финансирования является одним из оснований принятия решений об отмене государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) (п. 3 ст. 27 Закона № 419-З).
– Есть ли у сторон, проводящих процедуру закупки из одного источника, право отказаться от заключения договора? Каковы последствия такого отказа?
– Да, такое право есть. До заключения договора государственной закупки при проведении закупки из одного источника потенциальный поставщик и заказчик могут отказаться от его заключения. Если участник отказывается от заключения договора государственной закупки, заказчик может принять решение о направлении предложения о заключении договора государственной закупки и проекта договора другому поставщику (подрядчику, исполнителю).
В отношении более серьезных последствий отказа отметим следующее. Уклонение участника-победителя от заключения договора государственной закупки является одним из оснований включения такого участника в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – Список) (ст. 17 Закона № 419-З).
Считаем, что данная норма не распространяется на процедуру закупки из одного источника, так как Закон № 419-З не оперирует понятием «участник-победитель» в отношении юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, принимавших участие в процедуре закупки из одного источника, а указывает их просто как «участников» (абзац второй части первой п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).
Вместе с тем по иным основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона № 419-З, субъекты – участники процедуры закупки из одного источника могут быть включены в Список сроком на 2 года. Такими основаниями могут быть, например, неисполнение, ненадлежащее исполнение или расторжение договора (часть первая п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).
Исключение составляют случаи, определенные частью третьей п. 1 ст. 17 Закона № 419-З, а также частью второй п. 13 Указа № 143: если договор государственной закупки расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы или в связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату заключения договора (в случае проведения процедуры закупки из одного источника).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419З).
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление МАРТ № 30).
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120