9 сентябрь 2018
Статья 8 из 25 ( Материал id: 1396 Журнал id: 117304 )
Страница № 24

ГИАС и новые сроки проведения процедур госзакупок: комментируем изменения

17 июля 2018 г. Глава государства подписал Закон, предусматривающий новую редакцию действующего Закона о госзакупках. Хотя новый Закон и вступает в силу с 1 июля 2019 г., тем не менее уже сейчас важно знать и понимать его принципы, подходы и правила реализации норм.

Документ:

Закон Республики Беларусь  от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новый Закон).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

Создание государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками

Новый Закон предусматривает создание и функционирование государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (далее – ГИАС). Цель создания ГИАС – это информационное и аналитическое обеспечение госзакупок. Предполагается, что практически вся информация, касающаяся проведения процедур госзакупок в республике, подлежит размещению в ГИАС. Оператора ГИАС должен определить Президент Республики Беларусь.

Справочно:

ГИАС – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках (ст. 6 нового Закона).

 

Если в настоящее время соответствующая информация размещается на официальном сайте в Интернете, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by), то после вступления нового Закона в силу функция официального сайта несколько видоизменится. То есть на нем будет размещаться информация, содержащаяся в ГИАС. Фактически для субъектов рынка значение будет иметь только ГИАС, поскольку официальный сайт и станет этой системой.

Новый Закон построен по следующему принципу размещения информации: соответствующий субъект (например, заказчик (организатор)) размещают информацию (например, протоколы заседания комиссии по государственным закупкам, решение об отмене процедуры государственной закупки, годовой план государственных закупок) на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), после чего операторы ЭТП и ГИАС обеспечивают размещение этой информации в ГИАС. Таким образом, с учетом современных технологий передачи данных информация, размещенная на ЭТП, одновременно будет переразмещаться в ГИАС.

ГИАС содержит:

– акты законодательства о государственных закупках;

– годовые планы государственных закупок;

– документы, предоставляемые для подготовки предложения, запросы о разъяснении таких документов и ответы на них;

– протоколы заседаний комиссии по государственным закупкам, решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры государственной закупки, протоколы оператора ЭТП о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;

– реестр жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора ЭТП, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (далее – реестр жалоб);

– реестр договоров;

– справки о проведении процедуры закупки из одного источника;

– информацию об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;

– типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;

– адресацию (гиперссылку) на реестр банковских гарантий;

– информацию о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, а также иную информацию, установленную новым Законом и Советом Министров Республики Беларусь.

Примечательно, что информация, содержащаяся в ГИАС, размещается и предоставляется безвозмездно. При этом она является общедоступной, т.е. любое заинтересованное лицо может ознакомиться с ее содержанием без оплаты либо соблюдения каких-либо иных условий. Вместе с тем должны учитываться требования законодательства об информации, информатизации и защите информации.

Понятие «процедура государственной закупки»

Важным новшеством нового Закона является определение категории «процедура государственной закупки». В Законе о госзакупках соответствующий термин отсутствует, что на практике вызывает вопросы о моменте завершения процедуры и этапах ее проведения.

Так, процедура госзакупки – это последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по госзакупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры госзакупки до заключения договора либо отмены процедуры госзакупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено новым Законом (ст. 1 нового Закона).

Тем самым моментом начала процедуры признается момент принятия решения заказчиком (организатором) о проведении процедуры госзакупки, моментом завершения – заключение договора госзакупки, или отмена процедуры госзакупки, или признание ее несостоявшейся.

Перечень видов процедур госзакупок в новом Законе такой же, как в Законе о госзакупках. Особенностью является то, что отдельно урегулирована закрытая процедура запроса ценовых предложений, проводимая в случае, если сведения о госзакупках составляют государственные секреты (часть первая п. 5 ст. 24 нового Закона). В самостоятельный вид процедуры госзакупки закрытая процедура запроса ценовых предложений не выделена.

Также для открытого конкурса установлены его разновидности – двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Однако в новом Законе порядок их проведения не содержится, имеется лишь отсылочная норма об отнесении этого вопроса к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Согласно новому Закону к видам процедур госзакупок отнесены:

– открытый конкурс (в т.ч. в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);

– закрытый конкурс;

– электронный аукцион;

– процедура запроса ценовых предложений;

– процедура закупки из одного источника;

– биржевые торги (п. 1 ст. 18 нового Закона).

При этом только одна из указанных процедур – процедура закупки из одного источника как неконкурентная – проводится в упрощенном порядке с учетом ряда статей нового Закона (п. 2 ст. 49 нового Закона). В частности, выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований ст. 49 и ст. 1–21, 24–26, п. 3 ст. 27, ст. 28–30, 51–53 и 55–57 нового Закона.

Биржевые торги как вид процедуры госзакупки, как и в Законе о госзакупках подчиняются требованиям законодательства о товарных биржах с учетом ряда норм нового Закона (п. 2 ст. 50 нового Закона).

Остальные виды процедур являются конкурентными и осуществляются в соответствии с новым Законом.

Сроки проведения процедур госзакупок

Установлены следующие сроки для подготовки и подачи предложений (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Сроки для подготовки и подачи предложений

Сроки

Открытый конкурс

Закрытый конкурс

Электронный аукцион

Процедура запроса ценовых предложений

Для подготовки и подачи предложений (ст. 23 нового Закона)

Не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на ЭТП

Не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)

Не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин

Не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на ЭТП

Для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур (ст. 23 нового Закона)

Не менее 10 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на ЭТП

Не менее 10 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)

Не менее 10 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП либо не менее 5 рабочих дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин

Не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов процедуры запроса ценовых предложений на ЭТП

новый Закон вводит требования к проведению повторной процедуры госзакупки.

Так, при проведении повторной процедуры госзакупки не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в т.ч. в отношении отдельных частей (лотов) (абз. 2 п. 2 ст. 27 нового Закона)

 

Указанные выше сроки для подготовки и подачи предложений могут быть продлены до их истечения по собственному усмотрению заказчика (организатора) или по обоснованной просьбе участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя (часть первая п. 3 ст. 23 нового Закона).

 

Также новым Законом установлены новые сроки проведения процедуры после истечения срока для подготовки и подачи предложений (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Сроки проведения процедуры после истечения срока для подготовки и подачи предложений

Сроки

Открытый конкурс

Закрытый конкурс

Электронный аукцион

Процедура запроса ценовых предложений

Рассмотрение предложений

 

Рассмотрение предложений на их соответствие требованиям конкурсных документов не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений

Рассмотрение предложений на их соответствие требованиям конкурсных документов не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений

Рассмотрение первых разделов предложений на их соответствие требованиям аукционных документов не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений

Рассмотрение предложений на их соответствие требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (часть первая п. 2 ст. 48 нового Закона)

Продление срока рассмотрения предложений

С учетом особенностей и (или) сложности предмета госзакупки может быть установлен более длительный срок рассмотрения предложений, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (части первая, вторая п. 2 ст. 35; часть вторая п. 1 ст. 37 нового Закона)

 

С учетом особенностей и (или) сложности предмета госзакупки может быть установлен более длительный срок рассмотрения первых разделов предложений, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (части первая, вторая п. 2 ст. 42 нового Закона)

Не предусмотрено

Сроки оценки и сравнения предложений

В течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (п. 1 ст. 36, часть вторая п. 1 ст. 37 нового Закона)

В течение 10 рабочих дней, следующих за днем окончания торгов, рассматриваются вторые разделы предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, на соответствие требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений участников (часть первая п. 2 ст. 44 нового Закона)

 

 

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»

Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!