ГИАС и новые сроки проведения процедур госзакупок: комментируем изменения
17 июля 2018 г. Глава государства подписал Закон, предусматривающий новую редакцию действующего Закона о госзакупках. Хотя новый Закон и вступает в силу с 1 июля 2019 г., тем не менее уже сейчас важно знать и понимать его принципы, подходы и правила реализации норм.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новый Закон).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).
Создание государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками
Новый Закон предусматривает создание и функционирование государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (далее – ГИАС). Цель создания ГИАС – это информационное и аналитическое обеспечение госзакупок. Предполагается, что практически вся информация, касающаяся проведения процедур госзакупок в республике, подлежит размещению в ГИАС. Оператора ГИАС должен определить Президент Республики Беларусь.
Справочно:
ГИАС – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках (ст. 6 нового Закона).
Если в настоящее время соответствующая информация размещается на официальном сайте в Интернете, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by), то после вступления нового Закона в силу функция официального сайта несколько видоизменится. То есть на нем будет размещаться информация, содержащаяся в ГИАС. Фактически для субъектов рынка значение будет иметь только ГИАС, поскольку официальный сайт и станет этой системой.
Новый Закон построен по следующему принципу размещения информации: соответствующий субъект (например, заказчик (организатор)) размещают информацию (например, протоколы заседания комиссии по государственным закупкам, решение об отмене процедуры государственной закупки, годовой план государственных закупок) на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), после чего операторы ЭТП и ГИАС обеспечивают размещение этой информации в ГИАС. Таким образом, с учетом современных технологий передачи данных информация, размещенная на ЭТП, одновременно будет переразмещаться в ГИАС.
ГИАС содержит:
– акты законодательства о государственных закупках;
– годовые планы государственных закупок;
– документы, предоставляемые для подготовки предложения, запросы о разъяснении таких документов и ответы на них;
– протоколы заседаний комиссии по государственным закупкам, решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры государственной закупки, протоколы оператора ЭТП о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;
– реестр жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора ЭТП, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (далее – реестр жалоб);
– реестр договоров;
– справки о проведении процедуры закупки из одного источника;
– информацию об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;
– типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;
– адресацию (гиперссылку) на реестр банковских гарантий;
– информацию о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, а также иную информацию, установленную новым Законом и Советом Министров Республики Беларусь.
Примечательно, что информация, содержащаяся в ГИАС, размещается и предоставляется безвозмездно. При этом она является общедоступной, т.е. любое заинтересованное лицо может ознакомиться с ее содержанием без оплаты либо соблюдения каких-либо иных условий. Вместе с тем должны учитываться требования законодательства об информации, информатизации и защите информации.
Понятие «процедура государственной закупки»
Важным новшеством нового Закона является определение категории «процедура государственной закупки». В Законе о госзакупках соответствующий термин отсутствует, что на практике вызывает вопросы о моменте завершения процедуры и этапах ее проведения.
Так, процедура госзакупки – это последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по госзакупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры госзакупки до заключения договора либо отмены процедуры госзакупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено новым Законом (ст. 1 нового Закона).
Тем самым моментом начала процедуры признается момент принятия решения заказчиком (организатором) о проведении процедуры госзакупки, моментом завершения – заключение договора госзакупки, или отмена процедуры госзакупки, или признание ее несостоявшейся.
Перечень видов процедур госзакупок в новом Законе такой же, как в Законе о госзакупках. Особенностью является то, что отдельно урегулирована закрытая процедура запроса ценовых предложений, проводимая в случае, если сведения о госзакупках составляют государственные секреты (часть первая п. 5 ст. 24 нового Закона). В самостоятельный вид процедуры госзакупки закрытая процедура запроса ценовых предложений не выделена.
Также для открытого конкурса установлены его разновидности – двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Однако в новом Законе порядок их проведения не содержится, имеется лишь отсылочная норма об отнесении этого вопроса к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.
Согласно новому Закону к видам процедур госзакупок отнесены:
– открытый конкурс (в т.ч. в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);
– закрытый конкурс;
– электронный аукцион;
– процедура запроса ценовых предложений;
– процедура закупки из одного источника;
– биржевые торги (п. 1 ст. 18 нового Закона).
При этом только одна из указанных процедур – процедура закупки из одного источника как неконкурентная – проводится в упрощенном порядке с учетом ряда статей нового Закона (п. 2 ст. 49 нового Закона). В частности, выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований ст. 49 и ст. 1–21, 24–26, п. 3 ст. 27, ст. 28–30, 51–53 и 55–57 нового Закона.
Биржевые торги как вид процедуры госзакупки, как и в Законе о госзакупках подчиняются требованиям законодательства о товарных биржах с учетом ряда норм нового Закона (п. 2 ст. 50 нового Закона).
Остальные виды процедур являются конкурентными и осуществляются в соответствии с новым Законом.
Сроки проведения процедур госзакупок
Установлены следующие сроки для подготовки и подачи предложений (см. табл. 1).
Таблица 1
Сроки для подготовки и подачи предложений
Сроки |
Открытый конкурс |
Закрытый конкурс |
Электронный аукцион |
Процедура запроса ценовых предложений |
Для подготовки и подачи предложений (ст. 23 нового Закона) |
Не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на ЭТП |
Не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) |
Не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин |
Не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на ЭТП |
Для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур (ст. 23 нового Закона) |
Не менее 10 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на ЭТП |
Не менее 10 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) |
Не менее 10 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП либо не менее 5 рабочих дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин |
Не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов процедуры запроса ценовых предложений на ЭТП |
новый Закон вводит требования к проведению повторной процедуры госзакупки. Так, при проведении повторной процедуры госзакупки не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в т.ч. в отношении отдельных частей (лотов) (абз. 2 п. 2 ст. 27 нового Закона) |
Указанные выше сроки для подготовки и подачи предложений могут быть продлены до их истечения по собственному усмотрению заказчика (организатора) или по обоснованной просьбе участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя (часть первая п. 3 ст. 23 нового Закона).
Также новым Законом установлены новые сроки проведения процедуры после истечения срока для подготовки и подачи предложений (см. табл. 2).
Таблица 2
Сроки проведения процедуры после истечения срока для подготовки и подачи предложений
Сроки |
Открытый конкурс |
Закрытый конкурс |
Электронный аукцион |
Процедура запроса ценовых предложений |
Рассмотрение предложений
|
Рассмотрение предложений на их соответствие требованиям конкурсных документов не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений |
Рассмотрение предложений на их соответствие требованиям конкурсных документов не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений |
Рассмотрение первых разделов предложений на их соответствие требованиям аукционных документов не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений |
Рассмотрение предложений на их соответствие требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (часть первая п. 2 ст. 48 нового Закона) |
Продление срока рассмотрения предложений |
С учетом особенностей и (или) сложности предмета госзакупки может быть установлен более длительный срок рассмотрения предложений, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (части первая, вторая п. 2 ст. 35; часть вторая п. 1 ст. 37 нового Закона)
|
С учетом особенностей и (или) сложности предмета госзакупки может быть установлен более длительный срок рассмотрения первых разделов предложений, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (части первая, вторая п. 2 ст. 42 нового Закона) |
Не предусмотрено |
|
Сроки оценки и сравнения предложений |
В течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (п. 1 ст. 36, часть вторая п. 1 ст. 37 нового Закона) |
В течение 10 рабочих дней, следующих за днем окончания торгов, рассматриваются вторые разделы предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, на соответствие требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений участников (часть первая п. 2 ст. 44 нового Закона) |
|
Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
160
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122